Елена Яковлева: «Любовный треугольник существует всегда и везде»

"Искусство кино". Усложнялась ли ваша актерская задача в фильме "Ретро втроем" тем обстоятельством, что это римейк знаменитой "Третьей Мещанской"?

Елена Яковлева. Мне кажется, что римейк -- довольно расплывчатое понятие. Есть история Золушки, написанная Шарлем Перро, но до этой сказки были еще десятки сказок с аналогичным сюжетом. Для меня римейк -- это ситуация, перенесенная из одного времени в другое. Но сама ситуация -- из тех, что существуют везде и всегда. Если мою мысль довести до упора, то получится, что и наша жизнь -- римейк. Поэтому я не думаю, что надо к этому жанру относиться как-то особенно.

Ведь как получается: Петр Ефимович Тодоровский "Интердевочку" снял раньше, чем вышла голливудская "Красотка". А ведь и "Красотку" можно воспринять как реминисценцию "Интердевочки". Но и до "Красотки" было четыре или пять картин с похожим сюжетом. А прозвучала почему-то одна "Красотка". Или "Основной инстинкт" Пауля Верхувена -- до и после этого фильма точно такую же ситуацию снимали по крайней мере три голливудских режиссера. Даже актрисы в этих картинах чем-то похожи. И мне интересно смотреть, у кого как этот сюжет развернется. Также и сюжет любовного треугольника, ставший основой для "Ретро втроем", существует всегда и везде. Прежде всего в жизни, а потом и в литературе, и в театральной практике, и в кино. Без острых чувств, без яркого конфликта не может родиться искусство. Кстати, в театре часто бывает, что в спектаклях разных театров вдруг "совпадают" мизансцены, хотя люди, их поставившие, знать об этом не знают. И думаешь: кто у кого украл? А на самом деле просто идея витает в воздухе, и режиссеры ее "хватают".

"ИК". Значит, режиссер особой задачи перед вами не ставил, не делал акцент на жанре римейка?

Е.Яковлева. Нет, абсолютно. Я посмотрела "Третью Мещанскую" только тогда, когда закончились съемки, -- фильм как раз по телевизору показали. Раньше как-то и не хотелось смотреть. Все-таки мы все немножко обезьяны. И я думала: вдруг потянет повторить что-нибудь. Или стану сомневаться: та актриса так сыграла -- почему?

"ИК". Ну и как -- не повторили?

Е.Яковлева. Пока не посмотрю, что у нас получилось, не могу ничего сказать. Не знаю, может, что-то похожее и есть. Даже интересно: вдруг женщина того времени и нашего в чем-то интуитивно совпали. Но когда я смотрела "Третью Мещанскую", я была совершенно свободна от сравнений. Мне казалось, что это два абсолютно разных, ничем не связанных фильма. И кстати, чего-то мне в той картине не хватало... Может быть, цвета?

"ИК". Насколько, по-вашему, сюжет "любовь втроем" органичен для сегодняшнего времени?

Е.Яковлева. Мне кажется, что сейчас эта ситуация так же актуальна, как и тогда, когда вышла картина Роома. Я представляю, какой это был шок. Хотя тоже интересно, что чувствовал человек, снимая фильм и зная прекрасно, что последуют запреты.

"ИК". Но сейчас этот сюжет потерял резкое социальное звучание?

Е.Яковлева. Да, это просто история любви. Для меня была важна сама идея выбора для женщины и для мужчины, которые не могут решить, кого избрать в спутники жизни. Многие сейчас рационально подходят к такому выбору. В нашей картине персонажи руководствуются чувствами, а чувства никогда не устареют. Мне было важно не сделать из своей героини шлюшку, женщину, которой все равно, с кем быть. Ни в сценарии, ни в окончательном материале этой пошлости нет. И эти двое мужчин -- они тоже не чужие друг другу, они друзья. Какое-то качество привлекает героиню в одном мужчине, а в другом ей нравится иное. И если бы их соединить, то, наверное, получился бы оптимальный результат, идеал мужчины, с которым она была бы счастлива.

"ИК". Вы могли бы представить себя в подобной ситуации?

Е.Яковлева. Я вполне могу представить себе, что люди так любят друг друга, все трое. И мужчин связывает сильная мужественная любовь-дружба. Ситуация, в принципе, возможная. Мне представить ее было не так трудно, как моим партнерам. У них сразу возникли проблемы: а я поступил бы в этой ситуации иначе, я не стал бы другу отдавать свою жену...

А в жизни всякое бывает. И потом не обязательно в кино делать так, как в жизни. Это же кино, оно должно будоражить восприятие!

Я думаю, что это счастье -- уметь любить открыто и безоглядно, не скрывая и не стесняясь, не обдумывая свои поступки. Мне нравится, когда человек влеком своими чувствами, когда люди в любви могут сделать что-то такое, что может изменить их жизнь в лучшую сторону. Но лично мне это не свойственно. Перед тем как совершить поступок, я буду долго мучиться и взвешивать. А моя героиня руководствуется порывом, она любит двоих и не знает, что делать.

"ИК". Когда на экраны выйдет "Ретро втроем", вам хотелось бы, чтобы в восприятии зрителей параллелью возникала "Третья Мещанская"? Или вам это будет мешать?

Е.Яковлева. Мне хотелось бы, чтобы фильмы сравнивали в одной весовой категории. А чего я хотела бы избежать, так это однозначных выводов: та актриса хуже, та лучше... Хотя куда от этого денешься! Сейчас все так привыкли свободно, наотмашь судить о культуре, что подчас это ее подкашивает.

Когда я училась в институте, я у кого-то прочитала замечательную фразу: если хочешь кого-нибудь раскритиковать, найди в нем сначала что-нибудь хорошее. А сейчас, к сожалению, все в основном поступают наоборот.

Записала Н.Балынина