Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Большая иллюзия. «Большой Лебовски», режиссер Джоэл Коэн - Искусство кино

Большая иллюзия. «Большой Лебовски», режиссер Джоэл Коэн

"Большой Лебовски" (The Big Lebowski)

Авторы сценария Этан Коэн, Джоэл Коэн
Режиссер Джоэл Коэн
Оператор Роджер Дикинс
Художник Рик Хейнрикс
Композитор Картер Баруэлл
В ролях: Джефф Бриджес, Джон Гудмен, Джулиан Мур, Стив Бушеми, Джон Туртурро, Бен Газзара
Polygram Filmed Entertainment Inc.
США -- Великобритания

Он действительно большой, этот Лебовски. Вернее, толстый, как многие персонажи Коэнов (включая беременную Фрэнсис Мак-Дорманд в "Фарго"). Фетиш братьев -- толстяки -- наконец получил в "Большом Лебовски" объяснение. Они не толстые. Они -- круглые. Круглые, как Земля. Dude-Лебовски -- чем не гордая и ленивая пустота, вращающаяся вокруг собственной оси, -- слушает вопли китов, растянувшись на персидском ковре, покуривает травку да выписывает в супермаркете чек за сливки: 00 долларов (круглые, круглые нули) 67 центов (сливки -- важнейшая после водки составляющая коктейля "Белогвардеец", горючего Dude'а). Они круглые, как шары в кегельбане, где он проживает свою "светскую жизнь", как шары, в которые он перевоплощается в кошмарных снах. Круглые, как перекати-поле, забежавшее в прологе на пляж. Круглые, как раковина, куда утекала жизнь в "Бартоне Финке", как хула-хуп, который изобрел "Зиц-председатель".

Круглые, как сами фильмы братьев Коэн. "Пузыри Земли", прорастающие буквально из почвы, они словно отталкиваются от первых, на уровне земли, кадров, чтобы раздуваться и раздуваться и лопнуть в финале с оглушающим треском. Потому что все эти фильмы -- о пустоте, о ее способности проеци-ровать иллюзии и фантомы. Не знаю, объяснялись ли когда-нибудь братья в любви к кинематографу Ясудзиро Одзу, но их фильмы кажутся мне психоделическим римейком его позднего творчества. У Одзу случайно брошенная или неверно истолкованная фраза становилась катализатором недоразумений. Отличие от Коэнов заключается только в том, что японцы предпочитают выяснять свои проблемы за чайной церемонией, а не при помощи огнестрельного оружия. И как у Одзу, единственной реальностью у Коэнов оказывается смерть. Сравните тихую смерть отца и финальные планы с крематорием и воронами в "Осени семьи Каягава" (1961) и незаметную, на заднем плане смерть Донни (Стив Бушеми) в "Большом Лебовски" и его трагикомические похороны. Одна и та же трагическая нота, нарушающая "комедию ошибок". Уже в дебютном фильме братьев "Просто кровь" (1984) все персонажи действовали, исходя из собственных ошибочных версий случившегося. Но даже увидев фотографию собственной смерти, не понимали, что оказались внутри колоссального "мыльного пузыря" лжи и подозрений. Пузырь разлетался кровавыми брызгами под хохот агонизирующего толстяка в почти невыносимо долгой финальной сцене убийства. Такую же кровавую баню, и опять-таки ни за что ни про что, протопили друг другу конкурирующие банды в "Перекрестке Миллера". Бартон Финк не потому ли боялся открыть пресловутую коробку, что она была пуста, как его ум и сердце. После фильмов о хула-хупе и кегельбане братьям остается завершить трилогию фильмом о мыльном пузыре.

Пустота притворяется голливудским жанром, анализирует его и в конечном счете удостоверяет его смерть (подход, аналогичный подходу Клинта Иствуда в "Непрощенном" или Пауля Верхувена в "Космическом десанте"). "Зиц-председатель" как бы объяснялся в любви Голливуду 30-х, Фрэнку Капре. Жизнь прекрасна? Триумф -- изобретение хула-хупа? Счастливчик -- провинциальный дебил? Напомню, что Капра, вкупе с Джоном Фордом, стал основной жертвой и Верхувена, акцентирующего тоталитарную, пропагандистскую сторону творчества обоих классиков."Большой Лебовски" передразнивает Голливуд 40-х, жонглирует отсылками к Хьюстону ("Мальтийский сокол", 1941), Дмитрыку ("Убийство, моя милочка", 1944) и Хоуксу ("Большой сон", 1946), то есть к классике "черного фильма". Главное достоинство этого жанра заключается в его глубокомысленной невразумительности. Получив от лживого насквозь клиента задание пойти туда, не знаю куда, и найти то, не знаю что, частный сыщик задумчиво отвечал "угу", надевал шляпу и тут же получал по голове. Как правило, кстати, его изначально нанимали расследовать не убийство, а исчезновение (см. все романы Росса Макдоналда), то есть иметь дело с пустотой, с "черной дырой". Героя долго мотало по мрачным закоулкам, где он расспрашивал о людях, чьи имена ничего не говорили зрителям. Вместо финального объяснения все персонажи, кроме сыщика, убивали друг друга, а зрители, проникшись экзистенциальной горечью коррумпированного мира, даже не задавались вопросом, что же, собственно говоря, произошло.

А ничего и не произошло, как в "Большом Лебовски", где с издевательской старательностью обозначены все составляющие "черного фильма". Похищенная жена миллионера, чемоданчик с выкупом, удары из-за угла, бассейны с развратными красотками, зловещие тени в ночи, соперничающие банды, полицейские с замашками эсэсовцев и домовладелец, напоминающий о квартплате. Однако жену никто не похищал -- она просто забыла предупредить о том, что уезжает на недельку к родственникам. Чемоданчик был пуст. Зловещие тени оказывались малахольными "немецкими нигилистами" (чем эта зловещая иностранная сила хуже нацистских или советских шпионов времен Фрица Ланга, Хичкока и Фуллера?). Самое страшное преступление, совершенное в фильме, -- это когда какие-то негодяи написали на любимый ковер Dude'а да еще бедолаги-нигилисты оттяпали палец своей сообщнице. И даже роковая красотка Мод (Джулиан Мур) забралась в постель героя с целью банального осеменения.

Бартону Финку казалось, что его, застенчивого нью-йоркского сценариста, принимают за кого-то не того и это парализует его писательский дар. В "Большом Лебовски" путаница доведена до абсурда. Последнего битника, профессионального бездельника Dude'а, живущего на пособие, принимают сначала за однофамильца-миллионера (если учесть, что миллионер парализован, это абсурдно вдвойне), а потом за частного сыщика. Его друг по кегельбану Уолтер Собчак (Джон Гудмен) в своей ложной самоидентификации достигает какого-то сюрреалистического величия. Мало того что он воображает себя кошерным хасидом, он мнит себя еще и вьетнамским ветераном, к месту и не к месту поминает "безымянную высоту" (номер 461, кажется) и размахивает заряженным пистолетом.

Три эпизодических персонажа фильма -- вехи, расставленные братьями Коэн, дабы акцентировать полную потерю смысла, полную пустоту современного мира и культуры. Мод и ее богемное окружение символизируют потерю смысла постмодернистским искусством, которое подменяется имитацией спонтанного творчества а-ля Джексон Поллак так же, как человеческое общение -- идиотским заливистым смехом по телефону, а секс -- потребностью забеременеть. Порнопродюсер Джеки Трихорн (Бен Газзара) символизирует потерю любого смысла под натиском вытесненного в область чистого зрелища секса. Dude почему-то подозревает его в причастности к похищению, проникает к нему на виллу и пытается найти ключ к тайне проверенным по литературе способом -- заштриховывает листок в блокноте, чтобы узнать, что записал Джеки на верхней оторванной странице. Увы, вместо дат, имен и признаний на бумаге проступает всего лишь схематический рисунок мужских гениталий. Ключа нет, потому что нет тайны, а есть, извините меня, один пенис. Фрейд, отправляйся на пенсию вместе с Юнгом: сознание и подсознание, индивидуальное и коллективное, слились в экстазе.И, наконец, третий персонаж -- мудрый Глас Народа в ковбойской шляпе, с пушистыми усами, морщинистым лицом крестьянина и лукавыми, как у нашего Ильича, глазами. Честно, но косноязычно он пытается растолковать зрителям мораль истории, сбивается с мысли, отчаивается и может лишь подытожить: как хорошо, что на свете есть Большой Лебовски. И вот тут-то братья Коэн совершенно серьезны. Dude -- безусловно положительный герой конца века. Пусть бездельник, но единственный, кто среди фантомов не притворяется чем-то большим, кто хранит свою самость, свой мир, свою крепость. Кто сохранил и не пустил в продажу идеализм 60 -- 70-х. Единственный, наконец, кто знает, чего хочет. А хочет он всего лишь узнать, кто испортил его любимый ковер. Великий гражданин Земли.