Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Good girls. «Благодетели», режиссер Маркус Нумми - Искусство кино

Good girls. «Благодетели», режиссер Маркус Нумми

"Благодетели" (Good Deeds)

Автор сценария и режиссер Маркус Нумми
Оператор Туомо Виртанен
Композитор Море Карвонен
В ролях: Кайсу Курки, Элина Книхтиля, Петер Францен и другие
TeroKaukomaa/GNUfilms
Финляндия
1997

 

Финское кино известно нам большей частью историями о мужчинах, которые пьют. Все мы помним героев Аки Каурисмяки -- патлатых, зацикленных маргиналов, литрами поглощающих водку, пиво и крепкий кофе, дабы воспарить и оторваться от унылой обыденности... Маркус Нумми -- режиссер и писатель нового поколения -- решил поведать о девушках, которые плачут. Без каких-либо серьезных причин, просто хочется плакать -- и плачут. Девичьи грезы, дешевые слезы, мир инфантильных фантазий и выдуманных страстей -- родник бессмысленной, но живой эмоциональности в пустыне скучной, однообразной жизни, полной забот о хлебе насущном, о трудоустройстве, о выплате налогов и других вещах, обременяющих человека в прекрасно устроенном европейском сообществе.

Героини фильма "Благодетели" -- две очаровательные дурочки, Хейди (Кайсу Курки) и Санна (Элина Книхтиля), окончившие школу и не имеющие представления, что же им делать дальше. Толку от них никакого, головы до отказа забиты сентиментальными бреднями. Зайдя, к примеру, в магазин по хозяйственной надобности, они, как по команде, принимаются мурлыкать дуэтом любовную песенку при виде трогательной престарелой четы; когда же старички начинают ссориться, умиление на лицах дев сменяется бурным разочарованием и потоками слез, смывающих густой макияж... Камера любовно укрупняет и подчеркивает все оттенки внезапных и беспричинных эмоций, то и дело охватывающих двух юных романтических филантропок. Сила их переживаний вкупе с полным отсутствием чувства реальности создает ту гремучую смесь, которая приводит в действие механизм сюжета.

Посмотрев в кино "Список Шиндлера", девицы решают срочно кого-нибудь осчастливить. В качестве "жертвы" избирается совершенно посторонний пожилой безработный по имени Ханнес, и едва только абстрактная любовь к человечеству обретает конкретный и очевидный предмет, жизнь Хейди и Санны становится захватывающе интересной; события, подчиняясь законам всех жанров, кроме скучного, пускаются вскачь, вовлекая в свой поток все новых, ни о чем не подозревающих персонажей.

Вначале действие развивается по правилам детектива. Хейди и Санна устанавливают слежку за Ханнесом, скрупулезно исследуют выносимый им мусор, тайком учиняют обыск в его квартире... Когда сбор улик завершен и выяснено, что объект много пьет, плохо питается, получает открытки от бывшей возлюбленной и вскоре у него день рождения, в действиях Хейди и Санны начинает преобладать логика дешевой мелодрамы. Человек устал, опустился, потерял веру в себя... Что вернет его к жизни? Чудо! Например, куча подарков на день рождения и романтическое свидание с дамой сердца на берегу моря. Азартно занявшись организацией чуда, Хейди и Санна понимают наконец в чем состоит радость жизни. Сбор добровольных пожертвований в супермаркете (поскольку надпись на коробке "Помогите безработному на лечение" не вызывает у людей желания раскошелиться, ее ничтоже сумняшеся заменяют фотографией голодных негритянских детей), запись на магнитофон любовных песенок в собственном исполнении, выбор подарков... И все это на фоне отчаянного флирта с юным посыльным Ристо, который безумно нравится обеим девчонкам, в то время как на периферии сюжета маячит отвергнутый жених Санны -- медбрат по имени Ян. Контрастным фоном этих упоительных и ярких событий становятся эпизодические возвращения героинь к постылой реальности. Но усталые, больные родители с их вечными упреками и разговорами о том, что нужно искать работу и помогать по хозяйству, наводят на девиц такую тоску, что им просто не терпится поскорее удрать обратно -- в свой чудный, придуманный мир.

И вот наконец кульминация. Сервировав столик в беседке на берегу залива, Хейди, Санна и Ристо занимают позицию за большим валуном и, вырывая друг у друга бинокль, готовятся наблюдать захватывающую сцену свидания. Но все происходит не так, как они ожидали. Ханнес и его возлюбленная, едва завидев друг друга, начинают отчаянно ссориться, а верный Ристо -- предмет ревности и воздыханий -- вдруг исчезает, словно провалившись сквозь землю.

Далее по всем правилам комедии дель арте следует "ночная сцена", или же всеобщая потасовка. Пружина интриги, неразумно закрученная двумя благодетельницами, начинает отматываться назад, больно ударяя всех участников событий. Расстроенный Ханнес бредет заливать горе, продавая по пути полученные подарки, разгневанные девчонки следят за ним, их преследует оскорбленный Ристо, узнавший в облагодетельствованном мужчине и его подруге... собственных родителей, которые давно развелись, а замыкает ночную процессию пышащий ревностью Ян. Герои сходятся вместе в одном из кабачков; встреча кончается скандалом и мордобоем, в результате чего бедный Ристо попадает в больницу.

Благородная гуманитарная акция оборачивается всеобщей бедой. Придуманный радужный мир лопнул, как мыльный пузырь, игра окончена, унылая действительность вступает в свои права. Подавленные тем, что натворили, Хейди и Санна пребывают в глубоком мраке. Все пропало -- дружба, любовь, надежды осчастливить человечество и, главное, окрыляющее сознание собственной исключительности и редкостной доброты. И тут режиссер предлагает сцену своеобразного утешения. Когда Хейди является к Ханнесу с повинной и, слушая его рассказ о незадавшейся жизни, принимается безудержно и горько рыдать, растерянный Ханнес, не зная, как успокоить девочку, вкладывает ей в рот большущий кусок сладкого торта. Он прав, это единственное, что может ее утешить. Вместо "куска жизни" ей необходим именно "кусок торта", вместо тоскливого взрослого существования -- сладостный мир, устроенный по законам мелодрамы и водевиля... Только в нем она может быть счастлива.

В финале игра начинается снова. Теперь Хейди в роли возлюбленной гордо шествует в достопамятную беседку; смущенный Ристо вышагивает навстречу, из магнитофона доносится сладкая музыка, а Санна с биноклем, спрятавшись за валуном, готовится наблюдать срежиссированную ею любовную сцену.

Очарование этой простенькой истории состоит в том, что картина, рассказывающая, как опасно смешивать фантазии и реальность, совершенно сознательно сделана по законам жанрового кино. Бесконечные обманы и недоразумения, подглядывания и подслушивания, комические преследования и погони, клоунские наряды Хейди, облаченной в розовые панталоны с голубыми цветочками, и Санны, одетой в пеструю арлекинскую курточку, клоунские маски недотепы Ристо, бесконечно попадающего впросак, и злобного Яна, бросающегося на всех с кулаками, музыкальные номера, клиповый, короткий монтаж, фарсовые черты второстепенных персонажей -- все это не оставляет сомнений в том, что перед нами, конечно же, "кусок торта" а не "кусок жизни". Пресловутый конфликт формы и содержания словно бы уравновешивает, уравнивает в правах императив серьезной реальности и пафос безудержной, свободной игры. Оба полюса присутствуют в картине одновременно, не отменяя и не отрицая друг друга. В результате фильм о банальных фантазиях и смешных похождениях двух "плачущих" девчонок прочитывается как метафора подспудной драмы европейской жизни -- тех напряженных и конфликтных отношений, что существуют между требованиями развитого, рационального социума и психической организацией в меру инфантильного среднего европейца, изнывающего в отсутствие приключений и ярких страстей.