Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Новая песня о главном. «Хорошие и плохие», режиссеры Дмитрий Фикс, Анатолий Артамонов - Искусство кино

Новая песня о главном. «Хорошие и плохие», режиссеры Дмитрий Фикс, Анатолий Артамонов

"Хорошие и плохие"

 

Авторы сценария М.Стишов, А.Артамонов
при участии А.Дулейрана, Г.Алейникова, Б.Юхананова
Режиссеры Д.Фикс, А.Артамонов
Оператор А.Макаров
Художник А.Леонович
Композитор Л.Россоховатский
В ролях: Н.Соловов, О.Сидорова, Е.Пазенко,
Ю.Куценко, Р.Шубина

"Телепроект"
Россия
1999

В пресс-релизе к фильму «Хорошие и плохие» его создатели выводят за скобки проблему художественного качества и заявляют, что их карти- на — чисто коммерческий проект категории «Б». Смысл собственной работы производители «Хороших и плохих» сводят к двум вещам: пер-вое — «почувствовать время и найти героев в настоящем, потому что именно таких героев не хватает в со-временном отечественном кино», и второе — «доказать, что отечественное кино может быть хорошим бизнесом». Далее указывается несложная рецептура коммерческого успеха: «Мелодрама с элементами боевика и детектива — любовь, драки, погони, преступления и наказания…» Такое ощущение, что речь идет о недавнем опусе Александра Хвана «Умирать легко», который стопроцентно вписывается в предложенную формулу, однако не вписался в ожидаемые продюсерами результаты. Хвану не удалось достичь бизнес-качества. Почему? Хван стремился сделать триллер категории «А», необоснованно нагружая его художественными изысками. Но высокоэстетиче- ское осмысление реальности в наши дни, видимо, явление старомодное. А потому создавать шедевры или пытаться их создавать уже не актуально. Это занятие не дает ни денег, ни славы. Модно делать то, что примитивно, но раскупается.

Быстрее всех нащупали простой и денежный путь шоу-продюсеры. Вспомним конец 80-х, когда, откровенно потрафляя самым низким запросам толпы, они запускали «Ласковый май», сладкоголосого Женю Белоусова и получали в ответ баснословно прибыльную волну любви со стороны зрителей. Постепенно отечественный потребитель аудиопродукции почувствовал вкус к более высокому культурному уровню и появились «На-На»… Затем «Иванушки International» с банальными мотивчиками, но весьма приличным саундом. И наконец запросы среднего любителя современной музыки резко перемахнули за «Стрелки», за «Машу и Медведи», за Агутина и Шуру — к «Мумий Троллю» и Земфире. Коммерческое качество почти вплотную приблизилось к качеству эстетическому. Путь длиною чуть более десяти лет шоу-бизнес прошел по восходящей, что является бесспорным успехом музыкальных продюсеров. И после такого итога глупо обвинять их в якобы имевшей место эстетической неразборчивости. Упрек беспочвенный.

Видимо, Д.Фикс, А.Вайнштейн, Ю.Дубовицкий и Н.Соловов — производители «Хороших и плохих» — решили пойти той же дорогой, что и продюсеры поп-культуры. Они собрали команду сценаристов, режиссеров и актеров, чтобы за небольшие деньги снять откровенный бизнес-фильм. Полученный видеопродукт очень прост, близок к комиксу по стилю изложения. Но в данном случае примитивность следует рассматривать как искомое качество. В сценарии (М.Стишов, А.Артамонов при участии А.Дулейрана, Г.Алейникова и Б.Юхананова) четко задано все, что хотели увидеть продюсеры. И в этом смысле группа сценаристов сработала профессионально. Они изложили простую историю о жизни обыкновенных людей, используя неброский идеологический посыл — борьбу хорошего и плохого. Картине дали простое название и сделали упор на элементарную форму подачи материала. Таким образом, Фиксом и его сотоварищами положено начало длительного кинопути, смысл которого — найти модуль успешных отношений коммерческого кино с социумом, примирить среднего зрителя и кинопроизводство.

Содержание, как и социальный антураж, подано на экране односложно. Перед нами просто Москва, довольно хорошо снятая оператором А.Макаровым, умеющим красиво показать и общую топографию города, и лицо актера на крупном плане. Она просто переполнена тусовками, боями без правил, мафией, толпой приезжих провинциалов, машинами, надеждами, любовью и подлостью… Одним словом, месиво из хорошего и плохого наполняет город, который выживает лишь благодаря тем, кто не продается за деньги, кто никогда не изменит дружбе и любви.

Важно отметить, что картина фиксирует основные приметы той новой городской среды, в которой протекает жизнь современного героя. Это и клубы, и маленькие уютные бары, и мир рекламных щитов, и мотоциклы Harley Davidson, и кожано-джинсовый прикид, и просторные супермаркеты, заставленные импортными банками и коробочками, и, наконец, бизнес-офисы, в которых мирно соседствуют картина «Виртуальная Мона Лиза» Г.Пузенкова и постеры с «видом» мисс Рязань… Историческое время плотно облегает каждый шаг персонажей фильма, диктуя стиль их экранного существования, манеру краткого и резкого общения.

В этом времени и в этом пространстве живут красавица Света (мисс Рязань), которая мечтает о подиуме, и обычный парень Степан, который мечтает о Свете. Он прошел Чечню, где был ранен. Там же он получил письмо из дому, сообщающее, что его невеста ради публикации фото на страницах «Плейбоя» переспала с нужными людьми… В отчаянии Степан едет в Москву (вместе с другом Ваней), начинает заниматься кикбоксингом и совершенно случайно встречает в одном из баров Свету.

Тем временем наивная девушка попала в руки бандита Алексея Ивановича Жукова. Это жуткий человек, бандюга каких мало. Он — плохой. Но влюблен в рязанскую красавицу «чисто как мальчик». Его мечта — сбежать вместе с ней из России, где он сильно запачкан трупами. Алексей Иванович зарабатывает тем, что проводит в Москве бои без правил, а другие «плохие» цинично выбрасывают забитых насмерть людей прямо на Калининский проспект. За всем этим безобразием следит полковник милиции, он хороший и неподкупный. У него очень немногословная роль, наверное, поэтому его играет певец А.Буйнов. Играет, кстати, вполне сносно. Достойно держит паузу и крупный план, благородно молчит в кадре, изящно носит костюмы и вообще выглядит значительно — ну просто «настоящий полковник»!

Бандиты выходят на доблестного кикбоксера Степана и пытаются уговорить его драться за доллары. Он отказывается, а друг Ваня соглашается и погибает на ринге. Степан готовится к отмщению. К тому же готовится и полковник милиции. У них общий враг — мафия. Враг должен быть уничтожен. Что, естественно, и происходит. Хэппи энд — свадьба Светы и Степана, на которой собрались лучшие люди города ну и, конечно же, полковник милиции…

Сюжет в данном случае обобщает основные знаки нашего времени, ассимилируя давно недостающие положительные черты современной обыденности. К сожалению, к концу XX века мы разучились позитивно мыслить, и наш кинематограф давно не пытается создавать образы «хорошие» во всех отношениях. И уж совсем не умеет фиксировать их в таком качестве до конца киноповествования. Степан и Света до самого финала картины сохраняют статус «хороших». Более того, они впервые не разочаровывают зрителя в своих взаимных чувствах — не изменяя и не предавая друг друга, упорно идут к свадьбе. В этой незыблемости разделения на хорошее и плохое есть даже очевидный педагогический посыл, которого не стоит стесняться.

Перед финальными титрами счастливая пара под дождем на мотоцикле уезжает в Рязань. Наконец-то обреченные и хмурые люди вытесняются картинкой абсолютного счастья. За что особое спасибо создателям «Хороших и плохих», потому что всегда приятно умиротворенно улыбаться по окончании кинопросмотра. Что уже много лет и делают практичные американцы, ведомые еще более практичными кинопродюсерами.

Авторы «Хороших и плохих» откровенно декларируют создание второсортного, сиюминутного кино, маркированного категорией «Б». Но задача Фикса гораздо шире — он пытается адаптировать саму идею формирования проходного кинопотока как нормального и необходимого фона для фильмов значительных. И этот культурный жест сегодня чрезвычайно актуален. Да, действительно, завтра все изменится — и люди, и нравы, и типажи, и потребности аудитории в позитиве… Кто-то классически увековечит свое время, подобно Толстому или Эйзенштейну… Но в любом случае для этого нужен какой-то культурный пласт, от которого можно отталкиваться. Как кинематограф «белых телефонов» был необходим для формирования итальянского неореализма.

Несомненное уважение вызывает и тот факт, что ни копейки из государственного кармана на фильм потрачено не было. Только частные инвестиции. Однако в кинопроизводстве существуют вещи, которые нельзя списывать за счет малого бюджета. Это касается прежде всего необходимости в ответственных случаях привлекать профессионалов, без чего вся затея теряет смысл. Так, постановку драк и боев без правил в «Хороших и плохих» осуществил Н.Соловов (мастер спорта по кикбоксингу, он же продюсер и исполнитель главной роли в фильме). Ему явно не хватает опыта и профессиональных кинопостановочных знаний, чтобы грамотно и зрелищно выстроить интригу схватки на ринге. Он как будто не знает, что в наши дни даже деревенский зритель приучен к гонконгским фильмам с их совершенной, «балетной» эстетикой кинобоя, и предлагает аудитории довольно невыразительную любительски снятую борьбу. С правилами или без оных — разобрать невозможно.

Если драка заявлена в боевике, она должна держать внимание зрителя, потому что погони, спецэффекты и поединки — истинная суть фильмов категории «Б». Катарсис посещает зрителя в момент физической победы героя, в момент его выигрыша. Телесная победа над «плохим» ощущается как победа духовная. Поэтому если главный персонаж «Хороших и плохих» рвется взять реванш в боях без правил, этот реванш должен быть отыгран по всем законам жанра. Степан просто обязан был победить врага силой искусства боя. Если бы в центр событий были положены автогонки, то Степан должен был блестяще «рулить».

Но, увы, в качестве постановщика боев Н.Соловов оказался не на высоте. Кстати, в качестве киноактера он выглядит гораздо убедительнее. Более того, он много органичней своей партнерши — модели О.Сидоровой, которая по информации пресс-релиза имеет даже диплом ГИТИСа (РАТИ).

Тем не менее, с ошибками или без, кинопроект уже сделан — в пробирке выращен едва ли не первый отечественный b-movie, рассчитанный на вкусы широкой (включая провинцию) молодежной аудитории. И теперь остается ждать, оправдает ли он надежды продюсеров и станет ли в итоге успешным стартом российского кино нового поколения.