Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Взгляд из XXI века: «Баллада о солдате» - Искусство кино

Взгляд из XXI века: «Баллада о солдате»

«Баллада о солдате»

Появление фильма, подобного «Балладе о солдате», в современном отечественном кинематографе вряд ли возможно. Это раньше каждая вторая рецензия на фильм Чухрая радостно провозглашала: «Человек добр!» — и люди искренне верили в это. А сегодня в нашем кино даже князь Мышкин с его максимой «Красота спасет мир!» в интерпретации Р. Качанова превращается в идиота клинического. Алешу Скворцова того и гляди назовут дурачком, как некогда одного из героев Лескова. Вера в человека из нашей жизни ушла, исчезла — так в свое время исчез герой-праведник со страниц светской литературы. То, что казалось былью тогда, в начале 60-х, из нынешнего дня смотрится, как сказка.

Анастасия Владимирова

Время безжалостно прежде всего к пафосу — моменту наибольшего обнажения авторской мысли, моменту откровения, моменту катарсиса. Даже искренний, выстраданный пафос — лишь потускневший звук старых литавр. Катарсиса больше не существует. Внутренний барьер привычного восприятия кинозрелища прочно защищает меня, нас от прямого эмоционального воздействия произведения, когда-то будоражившего чувства зрителей.

«Баллада о солдате» была и остается шедевром, но фильм не задевает за живое. Устарела сама поэтика кинематографа оттепели. Поэтика, полная внутренней силы и желания изменений, полная боли и воспоминаний о недавней войне.

Мы живем в другое время. Мне понятен пафос парадов Победы, но я не плачу на могиле Неизвестного солдата. Это так. И как человек своего времени лишь холодно считываю страстный посыл художника. Война страшна и ужасна, война судьбоносна. Хорошо, что она позади. А точнее, ни хорошо, ни плохо, а так оно и есть.

Андрей Щиголев

«Баллада о солдате»

…А смог бы он жить в реальности, герой Чухрая? Вряд ли. Алеша Скворцов — идеальный тип рыцаря без страха и упрека, с завышенными нравственными критериями. Обыденную жизнь он не очень-то и знает. Он выше ее, потому что существует в ряду абстрактных понятий — Мать, Девушка, Война, Долг, Дружба. Каждому человеку он раскрывается весь, во всей невозможности своих абсолютных установок.

И сама «Баллада» — набор универсальных категорий, которые надо отстаивать не только в экстремальной ситуации войны, но и в обычной, нормальной жизни (возможно, с еще большим упорством и натиском). Наши будни стали так походить на войну… Но не на ту священную, освободительную, а на войну за существование. И картину сейчас смотришь как напоминание об уже почти исчезнувших понятиях — о доброте, о морали, о помощи ближнему.

Фильм содержательно бесконечен благодаря высокой степени обобщения. Он обращен к вечности. И в этом закругленном, вечном пространстве существует универсальный тип ищущего молодого человека, который на самом деле уже нашел себя, но только не знает об этом.

Мария Безенкова