Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
«Виртуальное киноведение» Геннадия Масловского - Искусство кино

«Виртуальное киноведение» Геннадия Масловского

Мы не были лично знакомы. Я знала, что есть такой критик — Геннадий Масловский, он работал в журнале «Искусство кино», много писал. В начале 90-х мне попалась его рецензия на фильм Сергея Юрского «Чернов/Chernov». Там было сказано, что это шедевр. Сначала слово царапнуло — не завышена ли оценка? Но следовало пояснение: шедевр — значит chef d’oeuvre, работа мастера. Все стало на свои места. Геннадий Масловский — тот, кто возвращает истинный смысл словам.

Прошло почти десять лет, я работала на одном киношном сайте, и начальство спустило директиву — осветить братские сайты в рунете. Начальство было компетентное, предложило начать с сайта Геннадия Масловского «Виртуальное киноведение». Я зашла на сайт и ахнула. С чем сравнить мое первое впечатление? Ну представьте, вы идете по московской мостовой и вдруг осознаете, что под вами — целый мир метро, огромный город с рельсами, по которым мчат поезда, с дворцами-станциями, толпами народа, с нищими, бомжами, музыкантами, книжными развалами… «Виртуальное киноведение» — огромный зеркальный мир кинематографа с режиссерами, фильмами и рецензиями на них, теоретическими выкладками, архивами неизвестных киноведов, книжками и сценариями… Не укладывалось в голове, что все это создано одним человеком за каких-нибудь года три!

Геннадий Масловский с внуками

Согласно автору, применительно к кино можно вычленить три типа виртуальности. Виртуальность режиссера — выбор изобразительных средств, типа повествования, языка. Виртуальность критика — набор некоторых лент, объединенных его собственной логикой. Виртуальность зрителя — то, что он хочет смотреть и включает в свою маленькую киновселенную, гиперфильм.

«Виртуальное киноведение» — опыт действующей модели кинопроцесса. Модель состоит из двух сфер, не связанных одна с другой. Первая использует существующие и предлагает новые жанры и формы киноведения; вторая представляет кинопроцесс и создающих его людей как бы изнутри, в их повседневной жизни. Здесь — документальная гиперкиноповесть Валерии Нахимовой, фильмы, персоналии, глоссарий терминов и понятий. Здесь Юрий Лотман встречается с Сережей Филипповым, здесь киновед Мэл Лиев («второй после Олега Ковалова» начавший снимать кино), перечитывающий Эйзенштейна, здесь интервью с несуществующим режиссером, вместо имени которого можно было бы поставить Андрей И или Иван Охлобыстин, здесь фильмографии несуществующих фильмов…

«Виртуальное киноведение» — опережающая модель кинопроцесса, в отличие от реального, которое имеет дело с фиксацией, оценкой и анализом результатов. «На стыке тысячелетий искусство кино остановилось перед необходимостью кардинального изменения на базе высоких технологий. Не только для выживания. Для того чтобы предложить язык, выразительные средства, способ существования новому этапу культуры и цивилизации. Этим и диктуется потребность в перспективном моделировании», — написал Масловский на исходной странице сайта.

Мне хотелось рассказать о проекте Масловского в «Искусстве кино», для этого надо было кое-что уточнить. Я запросила автора, он ответил. Оказалось, он тоже за мной следит. Я задавала вопросы, но на статью так и не решалась — мне все казалось, что я упущу что-то существенное.

После того как Масловского не стало, его сайт literatura/vkino.ru остался бесхозным. Вы знаете, что происходит с бесхозными сайтами. В один прекрасный день кликаете на знакомый адрес и появляется заставка: «Страница недоступна».

А между тем это готовая книга. Сочиненная и сверстанная. Если найдется издатель, он не прогадает — книга наверняка будет бестселлером.

«Последнее обновление — 24.12.2001»…