Василий Сигарев: «О славе мне думать некогда»

«Жить», второй фильм Василия Сигарева — еще более радикальный, нежели «Волчок», его скандальный дебют, — осенью вышел в российский прокат. К тому времени эта картина уже получила один из престижных призов на последнем «Кинотавре» (не первый по значению, что было бы вполне справедливо), участвовала в Роттердамском фестивале (где ее явно не поняли), стяжала, правда, не только награды, но и, как водится, хулу и похвалу.

«Жить» — вопреки своему жизнеутверждающему названию — трагическая повесть о судьбах трех семей, интерпретация трех типов любви. Все те, на кого обращено это чувство, погибают.

vasilyii
Василий Сигарев на съемках

Это поразительное высказывание, возвышенное и ранящее, универсальное и в то же время привязанное к месту действия: Сигарев работает только «на фоне» российской глубинки с ее распадом, катастрофической бедностью, с ее повсеместным кошмаром и с пронизывающей всё и вся любовью. Почти новичок в кино, уже ко второму фильму режиссер достиг настоящих высот.

И театральным драматургом Сигарев стал сразу и без подготовки: одну из самых своих знаменитых пьес «Пластилин» он написал в совсем еще юном возрасте, не обладая опытом — ни житейским, ни профессиональным. По его мнению, если есть талант, то он проявится и без всяких штудий.

Диляра Тасбулатова. Начну с комплимента, нарушив традицию «острых вопросов». Мне показалось, что вы, как демиург, создали буквально из ничего, из нищего пространства и небольшой горстки персонажей новый мир…

Василий Сигарев. Возможно, такое впечатление появляется потому, что я никогда не знаю, как поведут себя мои герои, что они в следующий момент выкинут: я иду вслед за ними, не мешаю им, прислушиваюсь к ним.

volchek
«Волчок»

Д.Тасбулатова. Это довольно странно, хотя и по-своему понятно: предположим, сам герой — по логике событий — знает, что он вскоре умрет, но «знает» ли он, что оживет, воскреснет из мертвых? Это ведь уже логика другая, так сказать, метафизическая?

В.Сигарев. Вот в этом и трудность, конечно. По замыслу я, как вы сказали, «демиург», должен его как-то воскресить, но как сделать это логически, технически, драматургически… Я не знал этого до последнего момента. Все, конечно, прописано в сценарии, но как будет снято, не представляю до самого последнего момента…

Д.Тасбулатова. Что-то прямо мистическое… То есть на съемках вы входите в состояние транса — как будто что-то вами руководит, ведет к точному решению?

В.Сигарев. Можно и так сказать. Без этого «транса» ничего не получится, я в этом уверен! Ведь это вот что такое: сидишь и наблюдаешь за своими героями, они должны начать жить самостоятельно, без меня, начать устанавливать отношения между собой, уже как бы без моего участия… И тогда все начинает дышать, двигаться, взаимодействовать. Я только помогаю этому процессу.

Д.Тасбулатова. После того как картина сделана, вы ее анализируете? Язык, движение камеры, построение кадра, традиция, новаторство…

В.Сигарев. Я это делаю… ну… как-то по-другому, что ли…

Д.Тасбулатова. Без теории?

В.Сигарев. Мне очень интересно, что другие думают о моем фильме, что говорят те же критики. Кто-то, возможно, может увидеть в моем фильме то, чего я сам не вижу. И это не потому, что я строю из себя такого простачка, интуита… Я где-то читал, что и Тарковский, будучи интеллектуалом, снимал больше по наитию, теории потом приходили — как осознание уже сделанного…

Д.Тасбулатова. Чтобы ваши герои заговорили и задышали, они должны быть вам близки? Быть вашими соседями, приятелями, земляками?

В.Сигарев. Да, почти обязательно… Вот я тут написал «Анну Каренину», то есть современную ее версию. Намучился страшно: мне этот мир не близок, не знаком совсем… Так вот, пришлось писать Каренина с Романа Борисевича, продюсера моего…

Д.Тасбулатова. Вы поэтому наотрез отказываетесь переезжать в Москву?

В.Сигарев. Видимо, да. Мне здесь не то чтобы неуютно — просто не мое это пространство.

Д.Тасбулатова. Боитесь стать принадлежностью истеблишмента, забронзоветь?

zhit
«Жить»

В.Сигарев. Нет, совсем не боюсь, даже и не задумываюсь об этом. Я, понимаете, только-только закончу фильм, как сразу у меня другие идеи: когда снимал «Волчка», уже вовсю думал о следующей картине, о «Жить»... А о славе там, почестях, истеблишменте, как вы выражаетесь, мне думать некогда. В голове полно идей, на постороннее нет времени.

Д.Тасбулатова. Вы еще совсем молодой человек, и с этим возрастом могут быть связаны определенные трудности…

В.Сигарев. Какие?

Д.Тасбулатова. Мне как-то Андрей Битов в интервью говорил, что в молодости не видишь аутентичную картину мира, а в старости нет физических сил ее поднять. Такой вот парадокс…

В.Сигарев. Да! Когда не видишь — мука мученическая… Я, закончив свою «Каренину», три месяца не выходил из дому, бородой зарос, даже в магазин не выходил, просто погулять, не поверите! Как заключенный… И какой это кошмар, знали бы вы! Муки «творческие» — как же их любят мифологизировать, говорить о них возвышенно… На самом деле это ужас, ужас и еще раз ужас. Я это состояние просто ненавижу…

Д.Тасбулатова. Разве бывает иначе-то?

В.Сигарев. Бывает. «Жить» гораздо легче у меня шло.

Д.Тасбулатова. Да что вы? Это же трагическая история, очень сложная — и постановочно, и по накалу страстей…

В.Сигарев. Трагедия, комедия… Дело не в этом совсем. Главное, рождается в тебе что-то или не рождается, а жанр тут ни при чем.

Д.Тасбулатова. Вот вы говорите, что, работая, не осознаете до поры до времени, что именно делаете. Но потом-то? Вы поняли, что вы сделали? Это и язык новый, и новая универсальность, и даже новое понимание трагедии… Такое, где есть точка просветления. Насчет языка — у многих вызывает раздражение, как ненатурально, неестественно разговаривают герои в русских фильмах… Многим писателям тоже диалог не дается, реальность ускользает — слишком она какофонична… Вы сами понимаете, что вы, извините за неприличную комплиментарность, «гений места»?

В.Сигарев. Нет, извините, я всего этого не осознаю, и мне это совершенно не интересно и не нужно. Я что-то такое делаю себе и делаю… Новое это или старое, трагизм такой или сякой, меня мало волнует, ну вот честно… Единственное, что я точно теперь уже понимаю, что «Жить» — обо всех ипостасях человеческой любви. Мальчика к отцу, матери к своим детям, женщины к мужчине… Это все и есть человеческая любовь, трагичная, потому что все погибают…

Д.Тасбулатова. Вы совершили большой скачок по сравнению с «Волчком», хотя и тот фильм замечательный, но более камерный, конечно…

В.Сигарев. Да, там я больше вслепую работал. На ощупь. Я тогда и не понимал, как кино делается, все было внове.

Д.Тасбулатова. Второй фильм снимать еще сложнее: может не оправдать больших ожиданий…

vasilyii2
Василий Сигарев

В.Сигарев. Да, правда. Но это тоже меня как-то не очень волновало. Я думал не о последствиях, а о сиюминутных задачах. И учился на ходу, если искусству кино вообще можно научиться… По моему мнению, нельзя. Талант или есть, или его нет, герои или заговорят между собой, или замолчат — и тогда ни с места. Мой второй режиссер, опытный профессионал, учила меня: снимай «восьмеркой» и поехали дальше. Так проще… Нет, пусть «восьмерку» сериальщики делают, у меня не будет планов проходных и примитивных.

Д.Тасбулатова. В обеих ваших картинах снималась ваша жена Яна Троянова, актриса запредельной энергетики. Сложно с ней работать?

В.Сигарев. Наоборот. Если другим актерам приходится долго объяснять задачу, вводить их в тот самый транс, то Яне я ничего никогда даже не говорю: она, прочтя текст, сразу чувствует, что и как надо делать. Да и пока пишу сценарий, мы с ней все до тонкостей обсуждаем.

Д.Тасбулатова. То, что она закончила философский факультет, помогает ей?

В.Сигарев. Нет, конечно! Это вопрос интуиции, а не образования.

Kinoart Weekly. Выпуск 72

Блоги

Kinoart Weekly. Выпуск 72

Наталья Серебрякова

Наталья Серебрякова о 10 событиях минувшей недели: Ченнинг Татум сыграет знаменитого каскадера; выйдет римейк «Суспирии»; Дарденны готовят к Каннам новый фильм; супруга Копполы дебютирует как режиссер ромкома; байопик о Стефане Цвейге; Джеймс Франко и Меган Фокс в «Зеровилле»; Дюжарден снова сыграет серфингиста Бриса; Вуди Харрельсон – в продолжении «Войны планеты обезьян»; Том Круз в новом сай-фае; трейлер «Книги джунглей».

Юрий Арабов: «Посторонним вход воспрещен»

№12, декабрь

Юрий Арабов: «Посторонним вход воспрещен»

Никита Карцев

НИКИТА КАРЦЕВ. Первый вопрос – про этот несчастный Год кино. Кажется ли вам, в принципе, рабочей ситуация, когда объявляется Год культуры, литературы, Год российского кино? Или это очковтирательство, просто какое-то исполнение номера? Что это такое? ЮРИЙ АРАБОВ. Это исполнение номера, по вашей терминологии. Ритуальный поклон в сторону «важнейшего из искусств». Тут не идет речь об «очках», поскольку все было решено в 2008–2009-м и больше «втирать» нечего.

Новости

Национальное общество кинокритиков США выбирает «Любовь»

06.01.2013

Триумфальное шествие картины Михаэля Ханеке по планете продолжается. Драма «Любовь» стала лучшей картиной 2012 года по итогам голосования Национального общества кинокритиков США. «Любви» присуждены также и две других награды: за режиссуру (Михаэлю Ханеке) и за исполнение главной женской роли (Эмманюэль Риву).