«Дорогой старик!» Письма Перы Аташевой Сергею Эйзенштейну. 1942–1944 (2)

В 1976 году во втором выпуске сборника материалов Центрального государственного архива литературы и искусства СССР «Встречи с прошлым» был помещен обзор переписки С.М.Эйзенштейна. В нем Галина Дмитриевна Эндзина констатировала: «Писем Эйзенштейна, сохранившихся в черновиках, фотокопиях и подлинниках, в фонде насчитывается около восьмисот. Имеется 345 писем и 29 телеграмм к матери за сорок лет – с 1904 по 1944 год. 180 писем, записок и телеграмм к Аташевой…»[1]. Из этого следует, что корпус корреспонденций Эйзенштейна, адресованных Пере Моисеевне Аташевой, – второй по объему в эпистолярном наследии режиссера.

Продолжение (2). Начало.

 

[14 мая 1942 года]

Дорогой Старик!

Сегодня (14/V) первый раз была у Вас[1]. В квартире даже тепло и мало отклонений от обычного. Зато в кухне как будто после погрома – старушки очень торопились[2]: даже посуда грязная стоит.

Почти все нашла, кроме журнала с историей театра[3] и статей 4-ое, стыка и о Чаплине[4] – но не сомневаюсь, что найду и их.

Ю.И. была у меня, она очень худая, а в остальном бодрее вас и меня. Денег ей, конечно, сейчас надо много, чтобы жить почти сытой – 1.500 р. в месяц стоят кило картошки и кружечка молока, если их покупать через день.

Конечно, мы приехали уже к лучшим дням – все люди, пережившие эту зиму в Москве, постарели лет на 5. Много опухших и очень белолицых людей – это иждивенцы, без столовых и распределителей. Остальные живут, как вы, в Алма-Ате. А вы бы в Москве жили просто замечательно. Это несомненно. Но денег надо столько, что кружится голова, – 4 тысячи на двоих это минимум. Но повторяю, именитые люди живут просто здорово. Приедут расскажут сами. В общем сеттльменты[5].

Мы решили так с Ю.И., что все, что она считает ценным, – посуда и пр., она берет к себе. Все остальное сложим в спальню и библиотеку – Гуревич[6] говорит, что очень трудно ручаться за целость всего на такой длинный срок.

Положили в чемодан все материалы по «Грозному», кот[орые] были на столе, – вдруг пригодится. Халат нашла только один. Туфель никаких. Рубашки пойдут в ящиках с книгами. И пришлю вам белье летнее, одеяло и настольную лампочку из спальни. «Гроздья гнева» у Филиппова[7].

Я – в Комитете и в филиале Центр[альной] студии[8] – девяткой за все. Но все равно хорошо – все-таки воздух настоящий.

Бомбить пока не бомбят, но сильно этого ждут. Лично у меня все очень неважно. Мать без прописки до сих пор, хлеба не хватает на двух, квартира по-прежнему занята дворником – стоят знамена и ведра с лопатами, вонь, грязь – полный букет.

Сжег, сволочь, все лучшее, напр[имер] Хемингуэя на англ[ийском] языке.

Видела «Диктатора»[9].

5 раз!!! Это совсем новый Чаплин и очень по-новому трогательный.

Мика[10] приедет, подробно вам расскажет.

Видела «4 сына» и «Man hunt»[11], обе антифашистские – интересно очень.

Видела «Триумф Воли»[12] – гитлеровский фильм – очень страшно.

Видела ам[ериканскую] хронику – учебную воздушную тревогу из Нью-Йорка и т.п. Ничем она не лучше нас.

Слушала Гилельса и Флиера[13]. И очень все время занята (конец предложения неразборчив. – В.З.).

Вам привет от Долидзе [14], он Вам уже давно с кем-то послал ящик мандаринов и лимонов и волнуется, дошло ли? Напишите ему в Тифлис – стоит труда.

Кстати – приехал ли Слиозберг[15] и привез ли?

Ох, как здесь все важно и трудно.

Гоняйте старуху[16] за какао и пользуйте каждую оказию для посылок. Ю.И. к Вам ехать совсем не хочет – я ей дам семян – будет разводить огород – вся Москва это делает.

Как Вы переселились[17]?

Что нового у Вас?

Как работа?

Как здоровье?

Пишите мне на адрес Комитета.

Привет Вам от Ахушкова[18] – совсем стал белый и скелет.

И от Вали[19], худой как щепка.

А я, конечно, по-старому не сдаюсь и пользуюсь большим успехом на улицах – мальчишки кричат – вот бы на сковороду!

Но думаю, что, когда перееду из готеля (так в оригинале. – В.З.) «Москва» домой, дело пойдет быстро, но на Кисловьский лад[20].

Ну вот, в основном как будто все.

Ящики уже стоят у вас в квартире, и завтра начнем их наполнять. Вагон идет на днях.

Кроме того, кое-что из книг захватит Трауберг[21], что именно я вам напишу.

Тисс[22] душу из меня вынул, все требует своего Ван Гога – где он?

Крепко Вас целую.

Жду приказаний и весточки от Вас, дорогой Старик.

ПАт

Привет Софе с сыном[23] и Козинцеву[24]. Ей Любовь Михайловна[25] шлет постельное белье.

Скоро ей напишу, сейчас нет времени совсем. Не призван ли Юра?

Гинцбург[26] летит в Ленинград 20-го мая.

П.

РГАЛИ, ф. 1923, оп. 1, ед. хр. 1624, л. 1–5.
При описании в архиве листы письма были расположены неправильно. Определить последовательность текста позволяет нумерация страниц П.М.Аташевой: 1–9.

[1] Речь идет о квартире Эйзенштейна на Потылихе, которую он покинул 14 октября 1941 года, получив распоряжение эвакуироваться в Алма-Ату.

[2] Имеются в виду домработница Сергея Михайловича тетя Паша (Прасковья Петровна Заборовская), которая после отъезда Эйзенштейна осталась в его квартире, но затем просила отправить ее в Алма-Ату, после чего квартира была опечатана, и, скорее всего, мать Сергея Михайловича – Юлия Ивановна (в дальнейшем в письмах – Ю.И.).

[3] Поскольку в следующем письме Аташева утверждает, что журнал можно найти в библиотеке Алма-Аты, то речь идет об одном из отечественных изданий. Можно предположить, что имеется в виду статья Эйзенштейна «Средняя из трех» («Советское кино», 1934, № 11–12, с. 54–83), в которой большое место занимает рассказ автора о театральном периоде своей художественной деятельности.

[4] Перечислим публикации Эйзенштейна, о которых идет речь: «Кино четырех измерений» («Кино», 27 августа 1929 года), «Нежданный стык» («Жизнь искусства», 1928, № 34, с. 6–9), «Хэлло, Чарли» («Кино», 17 апреля 1939 года).

[5] Слово «settlement» здесь надо понимать как «европейский квартал в колонии».

[6] Гуревич А.М. – директор «Мосфильма».

[7] Речь идет о том, что роман Джона Стейнбека «Гроздья гнева» следует спрашивать у Федора Ивановича Филиппова (1911–1988) – ученика Эйзенштейна (защитил диплом в 1936 году). Его характеристику как студента учитель дал в лекции 29 мая 1935 года (см.: «Киноведческие записки», 2004, № 68, с. 151–153).

[8] Вероятно, имеется в виду административный филиал алма-атинской Центральной объединенной киностудии.

[9] О фильме «Диктатор» Эйзенштейн написал статью «Диктатор». Фильм Чарли Чаплина», напечатанную в газете «Кино» 27 июня 1941 года и перепечатанную на следующий день с сокращениями в «Комсомольской правде».

[10] Речь идет о кинокритике и сценаристе Михаиле Юрьевиче Блеймане (1904–1973). Весьма выразителен его беллетризованный портрет Эйзенштейна, см.: Б л е й м а н М. Конь Ивана Грозного. Рассказы о кинорежиссерах. М., 1974, с. 5–12.

[11] Имеются в виду фильмы «Четыре сына» (Four Sons, 1940, режиссер Арчи Мэйо) и «Охота за человеком» (Man Hunt, 1941, режиссер Фриц Ланг).

[12] Triumph des Willens (1935) – документальный фильм Лени Рифеншталь о шестом съезде НСДАП, проходившем в Нюрнберге 4–10 сентября 1934 года.

[13] Гилельс Эмиль Григорьевич (1916–1985), Флиер Яков Владимирович (1912–1977) – выдающиеся отечественные пианисты.

[14] Долидзе Семен Виссарионович (1916–1985) – грузинский кинорежиссер.

[15] Слиозберг Ной Меерович (1894–1969) – организатор кинопроизводства.

[16] Имеется в виду П.П.Заборовская.

[17] Скорее всего, речь идет о переселении Эйзенштейна из одной комнаты в другую внутри так называемого «лауреатника» – дома, построенного для кинематографистов в Алма-Ате (заселен в январе 1942 года).

[18] Ахушков Шамиль Заурбекович (1907–1943) – редактор. Был составителем (совместно с П.М.Аташевой) сборников «Д.У.Гриффит» (1944) и «Чарльз Спенсер Чаплин» (1945), научным редактором (совместно с С.И.Юткевичем) и автором которых был Эйзенштейн. Работал (совместно с П.М.Аташевой) начиная с 1935 года над составлением сборника «Броненосец «Потемкин», так и не вышедшего при жизни режиссера.

[19] Речь идет об ученике Эйзенштейна Валентине Ивановиче Кадочникове (1911–1942; защитил диплом в 1936 году). В мае 1942 года он был в Москве. В киноизданиях приводится неправильная дата его смерти – 9 марта 1942 года. Между тем в РГАЛИ сохранилось пять писем В.И.Кадочникова к П.М.Аташевой, датированных 21.IV – 5.VII 1942-го.

[20] Обыгрываются названия Кисловских переулков, расположенных поблизости от Гоголевского бульвара, где жила Аташева.

[21] Речь идет о Леониде Захаровиче Трауберге (1902–1990) – кинорежиссере.

[22] Имеется в виду Эдуард Казимирович Тиссэ (1897–1961) – кинооператор, работавший над всеми фильмами Эйзенштейна – от «Стачки» до «Ивана Грозного».

[23] Речь идет о Софье Зиновьевне Магарилл (1900–1943) и ее сыне от первого брака Юрии Борщевском. Он был призван в армию, учился в военной школе в Ташкенте.

[24] Козинцев Григорий Михайлович (1905–1973). С.З.Магарилл была его женой.

[25] Имеется в виду Любовь Михайловна Козинцева-Эренбург (1900–1970), сестра Г.М.Козинцева, жена И.Г.Эренбурга.

[26] Гинцбург Александр Ильич (1907–1972) – кинооператор.

 

Продолжение.

Играть пересмешника. «Новейший завет», режиссер Жако Ван Дормель

Блоги

Играть пересмешника. «Новейший завет», режиссер Жако Ван Дормель

Зара Абдуллаева

На следующей неделе на большие экраны выходит «Новейший завет», росийская премьера которого состоялась в московском Гоголь-центре. Об экстравагантной картине самого эксцентричного бельгийского режиссера – Жако Ван Дормеля – размышляет Зара Абдуллаева.

 Голоса Евразии. О постколониальной рефлексии в отечественном театре

№5/6, май-июнь

Голоса Евразии. О постколониальной рефлексии в отечественном театре

Алена Карась

Когда мне заказали статью о болевых точках нынешнего российского театра, я подумала, что мне вовсе не интересно писать о столичных историях. Разумеется, в новейшем российском театре есть поиски языка и поражающая скорость набора высоты у многих молодых режиссеров; есть бесстрашие интеллектуального, аскетичного театра Дмитрия Волкострелова; есть поиски аффектов и жестов, выражающих телесную и психическую культуру 30-х годов в театре Максима Диденко… и все-таки то, что происходит в последние два сезона в нестоличных театрах, видится мне беспрецедентным. Речь идет о постколониальной рефлексии.

Новости

Объявлен сбор средств для Олега Сенцова

21.05.2014

11 мая в социальных сетях появилось сообщение, что симферопольский режиссер Олег Сенцов арестован органами ФСБ, и ему предъявлено обвинение в подготовке теракта. Олег Сенцов (р. 1976) известен тем, что в 2011 году снял на собственные средства полнометражный художественный фильм «Гамер» о подростке-игромане. Мировая премьера картины состоялась на кинофестивале в Роттердаме 2012 году. На фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске режиссер был награжден за «Гамера» премией Гильдии киноведов и кинокритиков.