«Дорогой старик!» Письма Перы Аташевой Сергею Эйзенштейну. 1942–1944 (3)

В 1976 году во втором выпуске сборника материалов Центрального государственного архива литературы и искусства СССР «Встречи с прошлым» был помещен обзор переписки С.М.Эйзенштейна. В нем Галина Дмитриевна Эндзина констатировала: «Писем Эйзенштейна, сохранившихся в черновиках, фотокопиях и подлинниках, в фонде насчитывается около восьмисот. Имеется 345 писем и 29 телеграмм к матери за сорок лет – с 1904 по 1944 год. 180 писем, записок и телеграмм к Аташевой…»[1]. Из этого следует, что корпус корреспонденций Эйзенштейна, адресованных Пере Моисеевне Аташевой, – второй по объему в эпистолярном наследии режиссера.

Продолжение (3). Начало.

[18 мая 1942 года]

Dear S.M. <Дорогой С.М.>

Ввиду страшной спешки (очень трудно выбираться из Комитета) не нашла еще нескольких книг: дошлю их с Микой и Моней[1]. Но и так получается вершина Ала-Тау, и ящиков не хватает, а какие есть вряд ли выдержат тяжесть книг. Будут заниматься этим бр[атья] Солуяновы – что-нибудь придумаем. Вагон уходит через 5 дней, то есть 23-го. Сейчас Ю.И. все там приводит в порядок, и при ней же будет происходить упаковка книг и вещей.

Холщовые костюмы все найдены – едут к вам, так же шлемы тропические, все галстуки, носки, рубашки, туфли белые и серые и т.п.

Журнала с историей театра так и не нашли. Вероятно, есть в библиотеке Алма-Аты, напишите точнее, где его искать.

Также нет Van Dine[2] Short Stories <Рассказы> и Ligeti[3]. И Poulain[4].

Эти книги долго искали. Их нет.

Из А.А.А.[5] пока еще нет Маски[6], Candide[7], Ли[8], L’esprit chinois[9].

И несколько книг[10]

ААА

В остальном – все, кажется, в порядке – собрали все, что может вам понадобиться. Леня[11] расскажет вам о его личных впечатлениях.

Будьте здоровы. Ешьте киселей – шлю остатки картоф[ельной]муки. Привет всем друзьям.

ПА

P.S. Портрет Чаплина и автограф Прокофьева[12] Леня взять не мог, т.к. летит. Привезет Овручский[13]. Ему же попытаюсь всучить сундук с носильными вещами, ключ от которого находится в пакете с картофельной мукой. Думаю, что большие сарапы посылать не стоит – мы их зашьем и занафталиним, как и все остальные вещи.

Получила сегодня дополнит[ельные] ваши требования – Гёте, Вагнер, Кант и пр. Постараюсь успеть все сделать. Страшно подумать, что будет с вашей комнатой – хуже, чем было на Чистых прудах[14].

Крепко целую. ПАт

РГАЛИ, ф. 1923, оп. 1, ед. хр. 1624, л. 6–8.

 

[1] Речь идет о Мануэле Владимировиче Большинцове (1902–1954) – кинодраматурге.

[2] Ван Дайн С.С. (Уиллард Хэнтингтон Райт; 1880–1939) – американский писатель, автор популярных детективов.

[3] Речь идет окниге P. Ligeti «Der Weg aus dem Chaos» (München, 1931).

[4] Имеется в виду книга преподобного отца Пулена «Благодать Моления. Трактат о мистической теологии», которая понадобилась Эйзенштейну в связи с его интересом к духовным экзерцициям Игнатия Лойолы.

[5] По всей видимости, речь идет о списке книг, составленном Эйзенштейном.

[6] О каком издании идет речь, с уверенностью трудно определить. Может быть, о романе Андрея Белого «Маски», третьей части эпопеи «Москва».

[7] Надо полагать, имеется в виду философская повесть Вольтера «Кандид, или Оптимизм».

[8] Ли Вернон (Вайолет Пэджет; 1856–1935) – английская писательница. Эйзенштейн просил прислать ее книгу «Италия. Театр и музыка» (М., 1915), в которой есть глава, посвященная итальянскому театру масок, соперничеству драматургов Гольдони и Гоцци.

[9] Речь идет о книге Марселя Гране «Китайское мышление», 1934, высоко ценимой Эйзенштейном (владельческая помета: «SME 23I35»).

[10] Далее текст не разобран.

[11] Имеется в виду Л.З.Трауберг.

[12] Сергей Сергеевич Прокофьев согласился сотрудничать с режиссером в работе над фильмом «Иван Грозный». Может быть, его автограф как-то связан с предстоящей работой.

[13] Овручский – вероятно, сотрудник Кинокомитета.

[14] На Чистых прудах Эйзенштейн жил с начала 20-х годов в комнатке, которую ему предоставил друг детства Максим Штраух.

 

Продолжение. Предыдущая часть. Начало.

Kinoart Weekly. Выпуск 50

Блоги

Kinoart Weekly. Выпуск 50

Наталья Серебрякова

Наталья Серебрякова о 10 событиях минувшей недели: Каннская программа; сенсационная книга об Орсоне Уэллсе; Джеймс Грэй снимет мультсериал для взрослых; Альберт Серра для Венецианской Биеннале; сразу два фильма об Энцо Феррари; Джулиана Мур сыграет фальсификаторшу; Райан Гослинг в хорроре про особняк; Канье Уэст снимется у Спайка Ли; Хэнкс спродюсирует исторический сериал; трейлеры.

№5/6, май-июнь

Мера за меру

На вопрос о целесообразности государственного протекционизма отвечают Тимур Бекмамбетов, Алексей Бырдин, Леонид Верещагин, Олег Иванов, Иван Кудрявцев, Дмитрий Литвинов, Алексей Рязанцев, Сергей Сельянов, Джаник Файзиев.

Новости

Вышел февральский номер «ИК»

07.03.2013

Каждый год журнал обращается к фестивалю «Артдокфест». И это не случайно. Программы, включающие и дебюты, и работы известных отечественных и зарубежных мастеров, позволяют говорить не только о важнейших проблемах сегодняшней документалистики и даже не только о главных трендах кино, но и — шире — об актуальных тенденциях мирового современного искусства. Вот и в этом номере материалы, напрямую или косвенно инспирированные «Артдокфестом»-2012, составили большую часть содержания.