Криминал побеждает. Социологический анализ телеконтента

Каждый россиянин смотрит телевидение чуть более четырех часов в день. Это с учетом детей и тех, у кого нет дома телевизора. Если же брать ядро аудитории, которое каждый день взирает на «ящик», то получается почти шесть часов. Четверть суток! Что же видит человек за это время на экране? Этим вопросом озадачились эксперты компании «Смимонитор», проанализировавшие сетку вещания центральных каналов. Данная статья базируется на результатах исследования, благо было обнаружено несколько наблюдений, которые хотелось бы осмыслить.

Главным итогом стало доминирование российских криминальных сериалов, которые занимают 14 процентов всего телевизионного времени. Позади остались выпуски новостей (11 процентов телеэфира), ток-шоу про личные отношения (8 процентов), отечественные комедийные сериалы и утренние программы (по 7 процентов).

ФОРМАТ ПРОГРАММ В % ОТ ВСЕГО ЭФИРА

grushevsky 1

Претензия рядового зрителя к телевидению – «слишком много крови и жестокости» – стала общим местом, но было бы наивным полагать, что все это насилие существует в отрыве от рейтингов. Так же, как наивно звучит и утверждение, что не отменяет, впрочем, его правдивости, что телевидение, как самый массовый вид распространения культурных ценностей, в идеале должно было бы усмирять насилие и изначально присущую человеку агрессивность. Но нет – не усмиряет. Так в чем же причина такой популярности криминальных фильмов и сериалов?

«Опасность и напряжение будоражат кровь зрителя, а это именно то, чего многим не хватает в повседневной жизни, – считает продюсер Евгения Альварес. – Немногие решились бы на что-то подобное в реальности, но, включая воображение, люди часто ассоциируют себя с тем или иным героем сериала, и этот герой делает за них то, на что они сами бы никогда не пошли. Это важная психологическая связь, которая приносит моральное удовлетворение».

Получается, что выход за рамки привычных норм поведения, к которому мы относимся со страхом и стараемся обходить стороной в жизни (многие ли согласились быть понятыми или присяжными на суде перед убийцей?), оказывается притягательным в виде вымышленной истории.

Впрочем, есть и еще одно объяснение. Зритель уверен: в последние пять минут перед титрами сериала почти наверняка восторжествуют добро и справедливость, зло будет наказано. Чего не скажешь о событиях по эту сторону экрана.

Не случайно внимание аналитиков было акцентировано на стране – производителе таких сериалов: доля иностранной продукции этого формата минимальна. Конечно, у нас бывают единичные показы «Игры престолов», «Шерлока», «Карточного домика» и других культовых зарубежных сериалов, но они просто тонут в том объеме времени, который занимает условный «След», идущий на российском ТВ с 2007 года и до сих пор имеющий хорошие рейтинги.

«В массовом сознании отечественной аудитории те мотивации, которые движут героями зарубежных телефильмов, не так сильно забавляют или интересуют российского зрителя», – комментирует этот факт Феликс Михайлов, режиссер, арт-директор компании «Ленинград Центр».

Бросается в глаза, что при полном доминировании на телевидении продукции российского производства над иностранной с фильмами ситуация иная. Зарубежные картины показывают в среднем в полтора раза чаще российских. Интересно, что особенно большая разница здесь в комедиях: почти в 8 раз.

Единственный жанр среди фильмов, которому удалось «импортозамещение», – это мелодрамы, где отечественная продукция обогнала в популярности иностранную. Можно было бы написать, что жизнь у нас такая – над ней только плакать и переживать, но ведь комедии в формате сериалов пользуются спросом.

СООТНОШЕНИЕ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ФИЛЬМОВ

grushevsky 2

По всей сетке телеканалы существенно отличаются друг от друга. Так, на Первом наиболее популярный формат – ток-шоу про взаимоотношения и общественно-политические программы, на «России-1» – отечественные сериалы-мелодрамы и новости, а на НТВ и Пятом канале главной темой является «борьба с преступностью».

В целом фильмы значительно уступают в популярности сериалам. Единственные каналы, где доля фильмов превышает четверть эфира, – ТВЦ, показывающий также много документальных лент, и РЕН-ТВ.

Наличие специализированного канала «Матч-ТВ» практически полностью вытеснило спорт из эфира, оставив ему лишь пятиминутки в новостях. При этом программы и мультфильмы, рассчитанные на детей, по-прежнему остаются в эфире, несмотря на наличие канала «Карусель» в списке обязательных общедоступных каналов.

В прошлом году фонд «Общественное мнение» задавал респондентам вопрос: «Каких программ на отечественных телеканалах слишком много?». Больше всего – 26 и 14 процентов – опрошенных пожаловались на избыточное количество ток-шоу и телесериалов соответственно. При этом наиболее важными целями были названы помощь в ориентации в текущих событиях в стране и в мире, а также в расширении кругозора и развитии ума.

Казалось бы, ответы подсказывают первоочередную функцию, которую, по мнению граждан, должен выполнять телевизор, – информировать и просвещать. Но в таком соцопросе человек отвечает зачастую не то, что он думает, а то, что он должен думать, чтобы казаться «продвинутым», культурным и образованным. Напомню, что, по данным исследовательской компании TNS, телеканал «Культура» смотрят гораздо больше людей, чем в реальности.

Так чего же больше на телевидении – развлечения или информирования? А если пользоваться терминологией радикальных скептиков, какова его реальная, хотя и скрываемая, задача – зомбирование зрителя?

«Если разделить структуру телеэфира на три категории: нацеленную на эмоции и сопереживания, куда следует включить мелодрамы любого рода и ток-шоу «про отношения»; развлекательную – с комедиями и конкурсами, и новостные и общественно-политические программы, – то оказывается, что они занимают одинаковое время в телеэфире», – говорит Ольга Филиппенко, директор центра мониторинга и анализа СМИ «Смимонитор». По мнению эксперта, при десятке бесплатных каналов зритель может выбрать наиболее интересный для себя формат программы, что, впрочем, не снимает вопросов к удовлетворенности качеством самого контента.

И действительно, в 2009 году доля федеральной тройки каналов (Первый, «Россия-1», НТВ) впервые стала меньше 50 процентов от всей аудитории, а в прошлом году случилось другое показательное событие – доля тематических каналов, по данным того же TNS, достигла 14 процентов, что больше показателей Первого канала, лидера всего телевизионного рынка. Все это свидетельствует о тенденции к фрагментации аудитории и соответственно изменению самой сетки вещания. За исключением нескольких общенациональных каналов, остальные будут вынуждены все больше ориентироваться на конкретную аудиторию. Ну а пока придется довольствоваться тем «коктейлем», который есть: 14 процентов криминала, смешанных с 11 процентами новостей и «клубничкой» в виде 8 процентов обсуждений личной жизни.