Берлин-2015. Из сумерек

  • Блоги
  • Нина Цыркун

«Такси» Джафара Панахи, «Королева пустыни» Вернера Херцога, «Чайки» Эллы Манжеевой – в первом репортаже Нины Цыркун из Берлина, где 5 февраля открылся 65-й международный кинофестиваль.


berlinale logoЮбилейный 65-й Берлинский кинофестиваль начался с высокой ноты. Первым фильмом конкурсной программы стала картина опального иранского режиссера Джафара Панахи «Такси». Берлинале внимательно следит за судьбой отлученного решением суда от профессии кинематографиста, поддерживая его в главном – принимая новые картины для участия на фестивале и в результате превращая, даже в таких условиях, в активного, хоть и отсутствующего лично, участника мирового кинопроцесса. А Панахи, в свою очередь, доказывает, что настоящий талант пробьется через все преграды и во всеоружии только своей уникальности сумеет сказать все, что считает важным и нужным. На этот раз Панахи сам сел за баранку старенького автомобиля, в который подсаживались люди с улицы, в том числе малышка-племянница режиссера, мимоходом открывая для нас разные страницы жизни современного Ирана. В результате получилась трогательная и трагичная, смешная и политически острая картина, кроме всего прочего рассказывающая о том, как в этой стране подрастающее поколение учат снимать правильное патриотичное кино без «чрезмерного» реализма, что, надо признать, звучит для нас совсем неэкзотично. Истина проглаголила устами младенца, то есть племянницы режиссера: «Зачем же они делают то, о чем нельзя говорить?»

К сожалению, второй участник конкурсной программы, чей фильм обеспечил Берлинале присутствие самой Николь Кидман, публику разочаровал. Вернер Херцог своей «Королевой пустыни» не повторил славы «Лоуренса Аравийского», и, кстати, появление как раз в этой роли героя «Сумерек» и кумира подростков Роберта Патинсона вызвало в зале взрыв смеха. Думаю, для репутации самого немецкого мэтра было бы лучше, если б его гламурный мелодраматичный опус, где лучше всего смотрятся не звезды экрана, а величественные «корабли пустыни» – верблюды и арабские скакуны, занял место не в конкурсе, а хотя бы в Панораме.

Зато без всяких скидок можно сказать, что российскую дебютантку Эллу Манжееву с ее «Чайками» смело можно было включить не в Форум, а в конкурс. Эта история о любви, разворачивающаяся в малоизвестной большому миру Калмыкии, менее всего напоминает любимое фестивалями этническое кино, интересное всего лишь своей экзотикой. Хотя это первый калмыцкий фильм, снятый калмыцким режиссером в Калмыкии за последние 30 лет. Элла Манжеева сама написала сценарий, который был опубликован в журнале «Искусство кино».

berlin-tsyrkun-2«Чайки», режиссер Элла Манжеева 

С помощью актеров, в первую очередь исполнительницы главной роли, европейски известной модели Евгении Манджиевой и мастерски выбранных типажей ей удалось создать точный и рельефный коллективный портрет своего народа и рассказать простую и в то же время проникновенную историю лаконичными средствами. Нельзя не назвать и талантливого оператора Александра Кузнецова, передавшего суровое очарование сумрачного края и затаенную мудрость буддистской медитативности. И конечно, свой важный вклад в успех «Чаек» внес композитор Антон Силаев, мастерски закамуфлировавший сложно сочиненную музыку под естественные шумы. А режиссеру удалось главное – создать замечательный ансамбль, где все ладно пригнано, где нет ни излишеств, ни пустот. Так что этот дебют не должен остаться незамеченным.

 

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.

Колонка главного редактора

Цифровая — значит креативная

25.06.2010

Есть конкретный срок, в нашей стране он назначен: в 2015 году мы должны, согласно подписанным президентом конвенциям, просто-напросто отключить аналоговое вещание. Сейчас у нас работает более ста десяти кабельных каналов, вставляется телепанель в заднюю стеночку — и все в порядке. Во-первых, их количество еще увеличится: в «Акадо» стоит цифра «1000». В США есть системы, в которых действуют до 2000 каналов. А люди-то реально смотрят всего девять — из ста. Девять — из тысячи, или из пяти тысяч. На эту тему есть масса исследований.

Новости

Погиб режиссер Кодзи Вакамацу

18.10.2012

В ночь на 12 октября в центре Токио, переходя через дорогу, проезжающим такси был сбит Кодзи Вакамацу. Спустя несколько часов, не приходя в сознание, 76-летний режиссер скончался, сообщает lenta.ru. Автор более ста картин, Вакамацу пришел в кинематограф в 1960-е гг. Тесно связанный с криминальным миром и имевший небольшой опыт тюремного заключения, Вакамацу отличался крайне левыми, анархическими и нонкомформистскими взглядами.