Берлин-2015. Из сумерек

  • Блоги
  • Нина Цыркун

«Такси» Джафара Панахи, «Королева пустыни» Вернера Херцога, «Чайки» Эллы Манжеевой – в первом репортаже Нины Цыркун из Берлина, где 5 февраля открылся 65-й международный кинофестиваль.


berlinale logoЮбилейный 65-й Берлинский кинофестиваль начался с высокой ноты. Первым фильмом конкурсной программы стала картина опального иранского режиссера Джафара Панахи «Такси». Берлинале внимательно следит за судьбой отлученного решением суда от профессии кинематографиста, поддерживая его в главном – принимая новые картины для участия на фестивале и в результате превращая, даже в таких условиях, в активного, хоть и отсутствующего лично, участника мирового кинопроцесса. А Панахи, в свою очередь, доказывает, что настоящий талант пробьется через все преграды и во всеоружии только своей уникальности сумеет сказать все, что считает важным и нужным. На этот раз Панахи сам сел за баранку старенького автомобиля, в который подсаживались люди с улицы, в том числе малышка-племянница режиссера, мимоходом открывая для нас разные страницы жизни современного Ирана. В результате получилась трогательная и трагичная, смешная и политически острая картина, кроме всего прочего рассказывающая о том, как в этой стране подрастающее поколение учат снимать правильное патриотичное кино без «чрезмерного» реализма, что, надо признать, звучит для нас совсем неэкзотично. Истина проглаголила устами младенца, то есть племянницы режиссера: «Зачем же они делают то, о чем нельзя говорить?»

К сожалению, второй участник конкурсной программы, чей фильм обеспечил Берлинале присутствие самой Николь Кидман, публику разочаровал. Вернер Херцог своей «Королевой пустыни» не повторил славы «Лоуренса Аравийского», и, кстати, появление как раз в этой роли героя «Сумерек» и кумира подростков Роберта Патинсона вызвало в зале взрыв смеха. Думаю, для репутации самого немецкого мэтра было бы лучше, если б его гламурный мелодраматичный опус, где лучше всего смотрятся не звезды экрана, а величественные «корабли пустыни» – верблюды и арабские скакуны, занял место не в конкурсе, а хотя бы в Панораме.

Зато без всяких скидок можно сказать, что российскую дебютантку Эллу Манжееву с ее «Чайками» смело можно было включить не в Форум, а в конкурс. Эта история о любви, разворачивающаяся в малоизвестной большому миру Калмыкии, менее всего напоминает любимое фестивалями этническое кино, интересное всего лишь своей экзотикой. Хотя это первый калмыцкий фильм, снятый калмыцким режиссером в Калмыкии за последние 30 лет. Элла Манжеева сама написала сценарий, который был опубликован в журнале «Искусство кино».

berlin-tsyrkun-2«Чайки», режиссер Элла Манжеева 

С помощью актеров, в первую очередь исполнительницы главной роли, европейски известной модели Евгении Манджиевой и мастерски выбранных типажей ей удалось создать точный и рельефный коллективный портрет своего народа и рассказать простую и в то же время проникновенную историю лаконичными средствами. Нельзя не назвать и талантливого оператора Александра Кузнецова, передавшего суровое очарование сумрачного края и затаенную мудрость буддистской медитативности. И конечно, свой важный вклад в успех «Чаек» внес композитор Антон Силаев, мастерски закамуфлировавший сложно сочиненную музыку под естественные шумы. А режиссеру удалось главное – создать замечательный ансамбль, где все ладно пригнано, где нет ни излишеств, ни пустот. Так что этот дебют не должен остаться незамеченным.

 

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький

Колонка главного редактора

Все согласны на моральную катастрофу

14.11.2011

Интервью Даниила Дондурея «Новой газете» о кризисе морали в современном российском обществе.

Новости

В конкурсе «Неделя критики» приз получил режиссер из России

24.05.2013

Кинорежиссер из Санкт-Петербурга Дарья Белова, чей фильм «Иди и играй» (Komm und Spiel), участвовал каннской в программе «Недели критики», получила приз «Открытие». Черно-белый 30-минутный Komm und Spiel снят в рамках обучения Беловой в берлинской Немецкой кино- и телеакадемии (Deutsche Film- und Fernsehakademie Berlin или dffb) и посвящен Второй мировой войне. Главный герой — десятилетний русский мальчик. Бюджет фильма, по словам режиссера в интервью газете «Известия» составил 15 тысяч евро. Половина этой суммы была потрачена на 16-миллиметровую пленку. Актеры фильма работали бесплатно.