Берлин-2016. Опять из-за принципа

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В третьем берлинском репортаже Нины Цыркун – любовные "Письма с войны" Иво Феррейры, "24 недели" Анне Зоры Беррачед, "В 17 лет" Андре Тешине, "То, что будет" Миа Хансен-Лове, "Встречное течение" Янга Чао и остро-политическая "Смерть в Сараево" Даниса Тановича.


berlinale logoБерлинале по максимуму отметил Валентинов день. Утро началось с картины португальца Иво Феррейры "Письма с войны" (Cartas da guerra). И хотя действие там происходило действительно на войне (в Анголе в начале 70-х), она служила в основном визуальной подложкой для озвучивания писем жене писателя Антонио Лобо Антунеша – современной версии "Песни песен" царя Соломона.

Затем последовал физиологический очерк немецкой постановщицы Анне Зоры Беррачед "24 недели" (24 Wochen) – своеобразный парафраз знаменитой ленты Кристиана Мунжу "4 месяца, 3 недели и 2 дня", с чисто немецкой педантичостью оснащенный медицинской конкретикой – столь скрупулезно, что даже экранные врачи по бумажке зачитывали детали развития плода, его отклонений и последствий прерывания беременности на позднем сроке.

Завершился конкурсный День всех влюбленных фильмом французского патриарха Андре Тешине "В 17 лет" (Quand on a 17 ans) о трудной любви подростков-гомосексуалов.

Если добавить к этой тройке еще две картины, показанных накануне: драму француженки Миа Хансен-Лове "То, что будет" (L' avenir), где Изабель Юппер играет женщину-философа, на склоне лет оставленную мужем, и фантастически прекрасное "Встречное течение" (Crosscurrent) от китайца Янга Чао, запечатлевшее мистическое путешествие по реке Янцзы в поисках ускользающей возлюбленной, то тема любовных отношений и сопутствующих обстоятельств окажется на этом фестивале одной из центральных.

berlinale 3 thingstocome"То, что будет", режиссер Миа Хансен-Лове

Но возникает вопрос: а как же с политикой и острой социальностью – основными метками Берлинале? В этой нише обращает на себя внимание фильм боснийского режиссера-оскароносца Даниса Тановича "Смерть в Сараево" (Smrt u Sarajevu).

berlinale 3 crosscurrent"Встречное течение", режиссер Янг Чао

Прежде всего надо отдать должное режиссеру (он же автор сценария), сумевшему скомпоновать разномасштабный и многозначный материал в динамичном фильме, который идет менее полутора часов. Сценарий написан по мотивам пьесы известного французского интеллектуала левых взглядов Бернара-Анри Леви "Отель Европа", прибывшего в Берлин поддержать друга и сообщившего на пресс-конференции, что именно Танович ввел в эту историю голоса своих соотечественников, придавшие ей многофигурность и разноаспектность. В итоге получилась картина в духе Роберта Олтмена, не дотягивающая, правда, до политического триллера, как, похоже, задумывалась, но актуальная и информативная, как моментальный снимок.

Стержень повествования – разгоревшиеся в прошлом году во всей Европе споры о личности Гаврилы Принципа – 19-летнего студента из группировки Млада Босния, чей выстрел в эрцгерцога Австрийского Франца Фердинанда стал поводом к развязыванию Первой мировой войны. Кто этот юноша с детским 37-м размером ноги: романтик-революционер или террорист?

berlinale 3 sarajevo"Смерть в Сараево", режиссер Данис Танович

Накануне столетней годовщины начала войны в Сараеве готовятся к приему высокопоставленных чиновников из Евросоюза. На управляющего лучшим в городе отелем легла огромная ответственность по обеспечению безопасности и комфорта гостей, а тут еще работники отеля готовят забастовку: им два месяца не платят зарплату, так что заявить о своих правах на виду приехавших ВИПов – прекрасная возможность добиться своего. Разрулить ситуацию напрасно пытается помощница управляющего Ламинья. Хуже всего то, что лидер бунтовщиков – ее собственная мать-прачка. В это время один из высоких гостей уже репетирует у себя в президентском "люксе" речь. А поблизости прозападно настроенная тележурналистка берет интервью у разных сведущих людей касательно Гаврилы Принципа, и один из интервьюируемых – родственник этой одиозной фигуры, ярый ненавистник Евросоюза, приехавший из провинции с явно подозрительной целью. Вот в такой непростой узел завязываются события, происходящие в течение нескольких недолгих часов в одном-единственном месте, отражая сегодняшнюю обстановку в странах бывшей Югославии, этой "пороховой бочки" Европы.

berlinale 3 sarajevo2"Смерть в Сараево"

Заканчивается картина не слишком оптимистично. На пресс-конференции журналисты пытались добиться от Тановича каких-нибудь обнадеживающих слов по поводу будущего если не всей Европы, то Боснии и Герцоговины, которые как раз в эти дни предпринимают конкретные шаги к вступлению в Евросоюз. Режиссер отшутился: "Знаете, вот пессимист говорит: может быть хуже. А оптимист говорит: конечно, будет!"

Ничего своего. «Освобождение. Инструкция по применению», режиссер Александр Кузнецов

№1, январь

Ничего своего. «Освобождение. Инструкция по применению», режиссер Александр Кузнецов

Кристина Матвиенко

Фильм красноярского фотохудожника Александра Кузнецова начинается с крупных планов обитателей (хотелось написать «заключенных», но!) психоневрологического диспансера, расположенного на станции Тинская Красноярского края. Они отвечают на вопросы про мечту. Кто-то неопределенно бубнит про будущее, кто-то высказывает конкретное, давно вынашиваемое желание – восстановить право на дееспособность, чтобы работать, жениться и завести детей. Девушка, на которой камера задерживается особенно долго, признается, что ни одна мечта в ее жизни не сбывалась.

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Основные потребители кино в России — девочки 12-17 лет»

10.02.2014

Государство в лице Министерства культуры регулярно призывает кинематографистов снимать кино духоподъёмное, патриотическое, идеологически выдержанное. Российский кинобизнес в ответ на этот призыв выдал «на-гора» пару фильмов о спорте, на подходе — фильмы и сериалы о Первой и Второй мировых войнах. А за какое кино готов «голосовать» зритель своим кошельком? Об этом рассуждает главный редактор журнала «Искусство кино», культуролог Даниил Дондурей в интервью газете «Аргументы и факты».

Новости

«Флаэртиана» привезла в Прагу документальное кино

25.06.2014

В Праге прошел Фестиваль документального кино, организованный командой пермского фестиваля «Флаэртиана». Европейскому зрителю была представлена программа из двенадцати отечественных документальных фильмов последних лет, среди них «Горланова, или Дом со всеми неудобствами» (реж. Алексей Романов), «Урал впервые» (реж. Дмитрий Заболотских), «Крутая Римма» (реж. Владимир Левин), «С.П.А.Р.Т.А. – территория счастья» (реж. Анна Моисеенко) и другие.