Берлин 2016. Расчет окончен

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В заключительном репортаже из Берлина Нина Цыркун комментирует главные призы фестиваля. 


berlinale logoИтак, 66 Берлинский кинофестиваль завершился, его итоги подведены, все "медведи" розданы. Вряд ли этот Берлинале войдет в историю кино, как, например, Каннский фестиваль 1994 года, увенчавший "Пальмовой ветвью" "Криминальное чтиво" Тарантино и тем самым увековечивший себя самого. Не случилось здесь и таких художественных открытий, но в рамках представленных картин выбор жюри, на мой взгляд, оказался и предсказуемым, и разумным (что бывает далеко не всегда). По-видимому, индивидуальные пристрастия членов жюри во главе с Мерил Стрип и политическая конъюнктура (всегда особенно важная в концепции Берлинале) однозначно сошлись на одних и тех же фильмах. Разгуляться было особо не на чем, а потому отмеченные основными наградами фильмы получили еще и призы неофициальных жюри.

"Золотой Медведь" присужден фильму Джанфранко Рози "Море в огне". Что ж, вполне справедливо: ни один другой из конкурсной программы не сможет конкурировать с этой документальной лентой по остроте и кровоточащей злободневности проблематики. Автору можно предъявлять претензии к способу повествования, например, указав на дисбаланс в показе нормальной жизни обитателей острова Лампедуза и ужасов существования нелегальных иммигрантов, пытающихся до него добраться. "Смерть в Сараево" Даниса Тановича тоже могла бы претендовать на главный приз с точки зрения политической значимости, но все же документальная хроника в таких вещах перевешивает художественный вымысел, как бы близко ни подступал он к реальности. И, наконец, "Море в огне" гипотетически могло бы уступить какому-то конкуренту по художественной части, но таковых не обнаружилось; так что жертвовать концептуально поддерживаемой ангажированностью жюри не пришлось.

berlinale 4 rosi"Море в огне"

"Смерть в Сараево" тоже вполне ожидаемо получила "Серебряного медведя". Не знаю, насколько глубоко члены жюри погружены в балканские проблемы, но, скорее всего, по меньшей мере некоторые из них слышали, что как раз в фестивальные дни Босния и Герцеговина направила официальную заявку на присоединение к Европейскому союзу, чем завершился долгий, многолетний путь этой страны к ЕС – как раз в тот момент, когда содружество переживает нелегкие времена. Может, в творческой карьере оскароносного режиссера эта лента не оставит особенно заметного следа как эстетическое достижение, но, наверное, для национального самосознания она важна.

"Серебряный медведь" за лучшую режиссуру отошел француженке Миа Хансен-Лове за мелодраму "То, что будет". Я бы не стала сетовать, что эта картина незаслуженно потеснила какую-то другую. Выдающихся достижений в ней не вижу, но и противопоказаний против награды тоже, а смысл ее можно усмотреть в хитром раскладе. Трудно было обойти поощрением прославленную и достаточно искусно (а как же еще!) сыгравшую свою роль Изабель Юппер – но, вместе с тем, нельзя было не дать "Серебряного медведя" за лучшую женскую роль датской актрисе Трине Дюрхольм в фильме Томаса Винтерберга "Коммуна". И, как я понимаю, жюри выбрало паллиатив.

berlinale 4 hansen"То, что будет"

За лучшую мужскую роль "Серебряного медведя" взял дебютант Мажд Мастура из фильма тунисца Мохамеда Бен Аттиа "Хеди". Лопоухий (в буквальном смысле слова) Хеди в его исполнении – трогательный и очень естественный, выбивающийся именно этими качествами из прочей актерской компании, и не только в конкретном фильме. (В этом плане, кстати, сильно разочаровал Джуд Лоу в роли писателя Томаса Вулфа в конкурсном фильме "Гений". Конечно, изначально слишком рискованно было подписываться на проект с таким названием. В результате в фильме Майкла Грандаджа у него получился свод самых одиозных клише, типа эксцентричности гения, чей взор всегда устремлен в вечность).

berlinale 4 hedi"Хеди"

Что совсем не вызывает сомнения, так это "Серебряный медведь" за выдающийся художественный вклад оператору китайского фильма "Встречное течение" режиссера Янга Чао. Марк Ли Пин-Бин сделал совершенно волшебным путешествие по лабиринту китайской мистики благодаря, в частности, удивительному совмещению естественного и искусственного света. Тем самым как будто возвратив нас к фильму открытия фестиваля "Да здравствует Цезарь!" с его мотивом сакральности света – инструмента, которым пишется кино.

berlinale 4 crosscurrent"Встречное движение"

При всей ровной усредненности конкурсной программы кое-что все же останется памяти. У меня лично – один момент из фильма "Море в огне". Служба спасения ловит сигнал SOS. Панический голос с сильным акцентом кричит по-английски: "Мы тонем, спасите, у нас дети!" Спасатели обещают помощь, просят: "Сообщите ваши координаты!". А там либо не слышат, либо не понимают, вновь кричат: "Спасите, мы тонем! У нас дети!". А потом связь обрывается.

Королевство кривых зеркал. «Купи меня», режиссер Вадим Перельман; «Карп Отмороженный», режиссер Владимир Котт

№5/6, май-июнь

Королевство кривых зеркал. «Купи меня», режиссер Вадим Перельман; «Карп Отмороженный», режиссер Владимир Котт

Игорь Савельев

В конкурсе 39-го Московского международного кинофестиваля были представлены три российских фильма – больше, чем обычно. Три – число сказочное, да и каждую из этих картин можно назвать «сказкой из нашей жизни», рассказанной в отличной от потока других картин жанровой манере. Сразу хочется оставить за скобками «Мешок без дна» Рустама Хамдамова, хотя его-то как раз можно назвать апогеем сказочности, таким причудливым впечатлением от условного «кинематографа Александра Роу», увиденного в ташкентском детстве режиссера (как рассказывал об этом в фестивальных интервью сам Хамдамов; но не исключено, впрочем, что и эти признания – мистификация).

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  

Новости

V Фестиваль кино России и других стран Содружества пройдет в Тбилиси

28.10.2015

С 4 по 8 ноября 2015 года в Тбилиси пройдет V Фестиваль кино России и других стран Содружества. В программу форума вошли тридцать новых картин, созданных кинематографистами России и других постсовестских республик.