«Creative Visions: кино Гонконга». Зуд седьмого года

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Москва стала одним из десяти городов мира, где правительство Гонконга проводит фестиваль «Creative Visions: кино Гонконга» в ознаменование двадцатилетия образования Специального административного района КНР, сохранившего свои автономные права. Нина Цыркун посмотрела два фильма, представленных на фестивале одним из лидеров гонконгского кино Паном Хочуном, – «Любовь в затяжке» и «Любовь без подготовки».


Юмор – одна из самых тонких, национально окрашенных и потому трудно переводимых, а стало быть и сложно воспринимаемых чужаками категорий. В рамках единой цивилизации все еще не так сурово; например, пресловутый английский юмор в России худо-бедно понимают, да и российский юмор более-менее доходит, скажем, до американцев, хоть и не без потерь. Но кросс-цивилизационные различия, как правило, не преодолимы. Может быть, поэтому у нас так мало известны китайские комедии. Пытаясь преодолеть эти барьеры, гонгонгский режиссер Пан Хочун построил сюжет своей комедии «Любовь в затяжке» (Chi ming yu chun kiu, 2010) на теме, общей и понятной для многих миллионов людей со всей планеты, – запрете на курение.

В России к этому запрету отнеслись со всей серьезностью и просто исключили курение из кино (если девушка и берет в рот сигарету в «Притяжении» Бондарчука, то лишь за тем, чтобы не зажигая тут же выбросить). В «Помрачении века» Денни Аркана герой, сидя за канцелярским столом, мечтает о той минуте, когда он с парой собратьев-курильщиков отсмолит сигаретку, прячась как школьник, от бдительных охранников с собакой и рискуя потерять работу, – курить запрещено в пределах мили от офисного здания. У Пан Хочуна эта же необходимость – выбираться из своих косметических салонов или офисов в укромный уголок, чтобы выкурить пару сигарет – сводит Джимми (Шон Юэ) и Чери (Мириам Юн). Этот фильм 2010 года предложил зрителю приятную прогулку по «благоухающей гавани» – теплому, населенному веселыми добродушными людьми городу вместе с этими двоими, между которыми только зарождалась любовь.

Pang Ho cheung 01«Любовь в затяжке»

Потом Пан Хочун поставил сиквел «Любви в затяжке» – «Любовь нагишом». Что там было, сказать не могу, – не видела. Но чувства определенно развивались.

Теперь 44-летний Пан Хочун, пребывая примерно в одной возрастной категории со своими героями, представил завершение трилогии о Джимми и Чери – «Любовь без подготовки» (Chun kiu gau chi ming, 2017), где история в принципе развивается вполне в универсальном ключе. Кризис среднего возраста, совпавший с зудом седьмого года (если впомнить комедию Билли Уайлдера с Мэрилин Монро) – испытание для подуставших друг от друга и совместного житья Джимми и Чери, осложненное появлением посторонних лиц – девушки с породистой собакой и прилетевшей из Канады (конечно, со своими благоприобретенными западными ценностями) крестной Джимми. Отсюда типичные ситуации традиционной комедии положений и вмешательство новейших реалий – вроде выяснения взаимоотношений через соцсети благородной собачонки с невоспитанным псом наших героев или стремления юной крестной немедленно забеременеть с помощью «новейших технологий».

Pang Ho cheung 02«Любовь без подготовки»

Осень на дворе (то есть на экране) придает легкий оттенок грусти повествованию, а кажущийся абсурд оказывается местной нормой – любовные объятия на природе наказываются сорока часами общественных работ. Юмор тоже иной раз вызывает, мягко говоря, смущение. Дело не в шутках на периферии «низа» – это как раз приемлемо в западной норме – но высмевание злосчастного коллеги его сотрудниками находится уже за ее пределами. Такого  рода юмор должно быть основан на коллективистских представлениях нации и недоверии к индивидуализму. Правда, возникает вопрос: не являются ли наша политкорректность или равнодушная вежливость всего лишь ханжеским прикрытием естественного поползновения к неким не очень приличным реакциям? Может быть, простодушные китайцы не считают нужным эти реакции скрывать и таким образом не сублимируют их, как мы, а изживают?

Но интересно, что именно сложность расшифровки иноцивилизационного юмора служит своего рода остранением, помогающим свежим взглядом взглянуть на приевшуюся тему и посмеяться, радуясь тому, что тебе будто бы получилось взломать чужой код.

Тюник с кинокамерой. Новые фильмы о балете

№5/6, май-июнь

Тюник с кинокамерой. Новые фильмы о балете

Лейла Гучмазова

Фильмы о балете – тема ныне модная. Она спровоцирована, скорее всего, тонким эскапизмом (кинематографистов), смешанным с простодушной тягой к прекрасному, тоской по грандиозному имперскому искусству и, возможно, c тайной любовью к тирании. Этот всплеск интереса к балету уравновешен также потребностью в социальных лифтах.

Колонка главного редактора

«Все делают так, как нужно "жирным котам" — владельцам кинотеатров»

02.10.2013

Депутаты отказались от идеи облагать показ зарубежных фильмов налогом на добавленную стоимость. Соответствующий законопроект отозвали сами авторы. Главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей обсудил ситуацию с ведущими "Коммерсантъ FM" Дарьей Полыгаевой и Алексеем Корнеевым.

Новости

80-е Глеба Панфилова будет отмечено ретроспективой

20.05.2014

Государственный центральный музей кино при поддержке Киноконцерна "Мосфильм" и ГБУК г. Москвы "Московское кино" проведут с 21 мая по 3 июня ретроспективу фильмов Глеба Панфилова.  Ретроспектива приурочена к 80-летию мастера.