«Дух огня» 2014. Хроники семейной жизни

  • Блоги
  • Евгений Майзель

На 12-м фестивале дебютов «Дух огня», состоявшемся в Ханты-Мансийске, Евгений Майзель изучил международный конкурс и обнаружил, что представленные в нем фильмы, несмотря на их редкое стилистическое разнообразие, объединяют несколько сквозных сюжетов. В первом репортаже: гуманистическая история семьи «Ило Ило» сингапурца Энтони Чэня и феминистский памфлет «Едкий» иранца Киараша Асадизаде.

spirit-of-fire-fest-logoВ главном конкурсе соперничали одиннадцать картин самого разного происхождения, содержания и статусов. Несмотря на то, что все они были сняты дебютантами (впрочем, это понятие отборщики фестиваля трактуют расширительно, допуская не только первые, но и вторые по счету картины), некоторые из них к моменту прибытия в Ханты-Мансийск уже успели обзавестись вполне триумфальным резюме, в то время как о других до начала показа было почти ничего неизвестно. К первым можно отнести сингапурскую ленту «Ило Ило», собравшую внушительный список наград по всему миру (и впервые показанную в России на владивостокском фестивале «Меридианы тихого»), ко вторым – фильм «Ленинград» литератора Игоря Вишневецкого (к слову, и поныне интервью с режиссером на kinoart.ru – единственное и в российской, и мировой прессе).

Не менее пестрым оказался подбор конкурсных картин и с точки зрения представленных направлений, жанровой принадлежности, эстетических ориентиров и технического мастерства. Несколько добротных мейнтримных лент – таких, например, как криминальная драма «11.6» француза Филиппа Годо, фильм-биография «Параджанов» Сержа Аведикяна и Елены Фетисовой или социалистическое ретро «Что и требовалось доказать» Андрея Грушницкого – соседствовали с эксцентрической «Зимней сказкой пролетариата» Юлиана Радльмайера, вышеупомянутым экспериментальным «Ленинградом» и очаровательно дурашливой, как это умеют делать только в Южной Корее, комедии «Пристегните ремни безопасности». Единственное, что оказалось обнаружить в конкурсе действительно трудно, если вообще возможно, так это хотя бы две стилистически одинаковых, близких друг другу картины. Поэтому выбор жюри – с какими бы знаком мы его ни оценивали – был обусловлен скорее собственными жанровыми и тематическими предпочтениями его членов, нежели попыткой честного «спортивного» сопоставления между собой этих крайне различных фильмов-номинантов (сопоставления, возможного лишь относительно определенного «единства непохожих»).

Однако бодрящий жанровый и стилистический разнобой не исключил преобладание нескольких повторяющихся мотивов и сюжетов, заметных в общем контексте. Среди таких сюжетов можно выделить семейный (психологический его аспект представлен «Ило Ило», семейно-политический – «Семейной историей», семейно-гендерный – «Едким»), социальный («Йозгат-блюз», «11.6», «Хамелеон»), в том числе с упором на классовый конфликт («Зимняя сказка пролетариата»), и экзистенциальный («Ленинград», «Параджанов», «Пристегните ваши ремни») с подрубрикой, приблизительно формулируемой как «драма частной человеческой жизни в тоталитарном общесте» («Что и требовалось доказать», «Параджанов» и вновь «Семейная история»).

spirit-ilo-ilo1
«Ило Ило»

Один из безусловных фаворитов (возможно, именно по этой парадоксальной причине и оставшийся без приза – ибо зачем награждать то, что уже так щедро награждено до тебя?), «Ило Ило» Энтони Чэня посвящен рядовой сингапурской семье, испытывающей финансовые затруднения накануне финансового кризиса 1997 года. Но начинающаяся экономическая рецессия, чьи отдельные симптомы мелькают на всем протяжении картины, служит лишь размытым тревожным фоном мастерски написанной семейной пьесы, разыгрываемой на переднем плане. Молоденькой домработнице из Филиппин (картина названа по имени провинции, откуда героиня родом) поначалу приходится нелегко из-за хулиганистого и зловредного сына хозяев – школьника переходного возраста. Проблемы, постоянно доставляемые им родителям, теперь начинают сыпаться на ошарашенную провинциалку, и без них чувствующую себя незащищенной в чужой стране и новом доме. И все же своей кротостью и мудростью девушка ухитряется завоевать привязанность мальчика и стать для него авторитетом весомей матери – да так, что последняя начинает ревновать. Одна из самых совершенных в техническом отношении картин конкурса, безупречно сыгранная и снятая, «Ило Ило» покорила за последние месяцы тысячи зрителей по всему миру своим нехитрым гуманистическим посылом и эффектным финалом, навевающим, по замыслу режиссера, нечто вроде светлой печали.

spirit-iloilo2
«Ило Ило»

Ни мужественный оптимизм в трудных условиях, ни принципиальная вера в победу добра, характерные для «Ило Ило» не относятся к числу достоинств отчаянно безысходной, пессимистической драмы «Едкий» (Acrid), прибывшей на «Дух огня» из Ирана. Картина Киараша Асадизаде сосредоточена на четырех парах, каждая из которых несчастна по-своему, хотя фундаментальная причина их несчастий одна: эгоистический и подлый мужской нрав[1]

spirit-acrid2l
«Едкий»

Беспросветная тенденциозность повествования, исключившая как медицинский факт существование в природе положительных персонажей мужского пола, – черта, безусловно, слабая, если подходить к вопросу с точки зрения объективности и емкости художественного высказывания. Но эта же характеристика превращает фильм в кино-памфлет против угнетенного положения женщины в мусульманском обществе, – памфлет, между строк которого можно прочитать едва ли не призыв к легализации однополых лесбийских браков в стране (что в условиях современного Ирана выглядит отчаянной, едва ли не уголовно наказуемой диверсией). Как и режиссер картины «Иранец» Мехран Тамадон, привезенной чуть ранее на Берлинале, Киараш Асадизаде не открывает своей картиной новых горизонтов, но вызывает уважение тем, что тоже, как говорится, «попробовал сделать это в мечети».

 

[1]Спойлер для желающих: Гинеколог Джадал изменяет жене с секретаршами, из них свеженанятая – Азар – на грани развода с Хосро, отцом двух своих детей, этих плачущих свидетелей постоянных родительских сцен с перебранкой и побоями. Хосро тоже имеет любовницу – учительницу по химии, ранее разведшейся с «подонком мужем». У учительницы, в свою очередь, дома работает служанка, поколачиваемая мужем-алкоголиком. Наконец, ближе к финалу картины мы присутствуем при крахе большой студенческой любви: дочь любвеобильного гинеколога Джалала – Махса – случайно узнает, что она далеко не единственная девушка на курсе, с которой крутит шашни ее будущий жених.

Продолжение следует.

Бедные люди. «Голова. Два уха», режиссер Виталий Суслин

№5/6, май-июнь

Бедные люди. «Голова. Два уха», режиссер Виталий Суслин

Лариса Малюкова

Жизнь разбита, а плакать некому. Николай Эрдман Фильм «Голова. Два уха» Виталия Суслина на «Кинотавре» вызвал разноречивые суждения. Некоторые критики увидели в работе с непрофессиональным актером, деревенским простаком Иваном Лашиным манипуляцию, нарушение этических норм. Жюри фильму, являющемуся едва ли не реконструкцией, неожиданно присудило приз за лучший сценарий. Хотелось бы поговорить о странностях любви и нелюбви к картине, вызвавшей разноречивые отзывы. Но прежде всего о самой картине.

Колонка главного редактора

Новая жизнь «Искусства кино». Обращение Антона Долина

10.07.2017

Здравствуйте! Я – кинокритик Антон Долин. Возможно, вы знаете меня по эфирам радио- и телепередач, по статьям в разных изданиях и нескольким книгам. Но обращаюсь я к вам в ином, новом для меня, качестве: как главный редактор журнала «Искусство кино». В эту невероятно почетную и ответственную должность я вступил с начала лета.

Новости

Объявлены итоги второго конкурса сценариев «ЛИЧНОЕ ДЕЛО»

10.01.2013

Журнал «Искусство кино» завершил проведение конкурса сценариев полнометражных игровых фильмов, под девизом «Личное дело», который мы осуществили при поддержке Фонда «Финансы и развитие». Всего в конкурсе участвовали 794 сценария из 19 стран. Комиссия экспертов, в которую входили кандидат искусствоведения Зара Абдуллаева (автор пяти книг о кино), кандидат искусствоведения Кристина Матвиенко (преподаватель курса современной драматургии во ВГИКе) и Алексей Медведев (создатель фестиваля «2morrow» и «2 в 1», критик, переводчик, арт-директор других отечественных кинофестивалей), отобрали: