«Дух огня» 2014. За двумя яйцами

  • Блоги
  • Евгений Майзель

На 12-м фестивале «Дух огня» три главных приза конкурсной программы – «Золотую…», «Серебряную…» и «Бронзовую тайгу» за лучшие дебюты – увезли фильмы, посвященные прелестям жизни при развитом социализме. О ретро-драме «Что и требовалось доказать» Андрея Грушницкого, байопике «Параджанов» Елены Фетисовой и Сержа Аведикяна и фантазийной хронике поколений «Семейная история» Цуй Цзяня рассказывает Евгений Майзель.


spirit-of-fire-fest-logoКак минимум двоим (это если не считать не сумевшего приехать, но, возможно, призрачно присутствовавшего венгра Яноша Саса) из четырех членов жюри международного конкурса – россиянину Андрею Смирнову и китаянке На Жэньхуа – не понаслышке знакомы нюансы позднесоциалистического бытия. Еще одному члену жюри, 75-летнему португальцу Акакиу ди Алмейде, без сомнения, памятен режим Салазара. Может быть, именно этот коллективный опыт, объединяющий представителей разных стран и культур, и определил итоговое предпочтение, оказанное экспертами лентам, стилистически разнородным, но тематически весьма родственным?

Увезшая из Ханты-Мансийска «Золотую тайгу» (а ранее и Специальный приз жюри из Рима) черно-белая картина «Что и требовалось доказать» Андрея Грушницкого (Quod erat demonstrandum) посвящена детальному исследованию ленинской дилеммы, возможно ли жить в обществе и быть свободным от него. Признанный коллегами, все еще молодой и многообещающий, хоть уже облысевший математик Сорин (Сорин Леовяну) не может ни защитить диссертацию, ни съездить за границу на конференцию, ни опубликоваться в международной научной периодике: всюду его поджидает, как сказали бы любители отечественной рок-музыки, «Вежливый отказ». Причина отказов, похоже, не только в беспартийности Сорина, но и в общей неблагонадежности – ведь еще в университете он был дружен с одним математиком, вероломно осевшим после одной такой научной поездки в Париже. В отчаянии Сорин решается попросить у своей давней подруги и жены сбежавшего математика Елены (Офелия Попи) передать рукопись своей работы в редакцию научного журнала, выпускаемого в США. В эти же дни Елена, которая готовится подавать документы на ПМЖ во Францию к мужу, попадает в поле особого внимания сотрудника госбезопасности, переживающего примерно тот же карьерный и возрастной кризис, что и Сорин, а потому рвущегося завершить это зависшее дело, дабы получить, наконец, долгожданное повышение.

spirit2-qed
«Что и требовалось доказать»

Закрученный уверенно и ловко (может быть, даже слишком ловко и уверенно), сюжет достигает к финишу полного диалектического синтеза, превращаясь в математически убедительное свидетельство страшной моральной порчи, которой насаждаемая идеология и надзор спецслужб за ее соблюдением (с их привычными методами доносительства и шантажа) поражает не только отношения между людьми, но и нравственность как таковую. Практически каждый участник событий этой картины сталкивается в какой-то момент с аморальным выбором из двух зол, сказать точнее – с объективной необходимостью предать одного ближнего ради спасения другого. Каким образом судьбы этих и других персонажей взбалтываются, но не смешиваются – сие есть великая тайна фирменной румынской драматургии, составляющей, пожалуй, главное достоинство этой картины.

spirit2-qed2
«Что и требовалось доказать»

В свободном Париже, куда стремится Елена с ребенком, спустя несколько лет на уличной лавочке суждено уснуть вечным сном главному герою следующего фильма-лауреата – «Параджанова» («Серебряная тайга»). Произведение Елены Фетисовой и Сержа Аведикяна – в первую очередь байопик, но поскольку жизнь великого одноименного режиссера, во-первых, протекала в Советском Союзе, во-вторых, – на фоне почти перманентного конфликта с (украинскими, в первую очередь) органами ГБ и, в-третьих, получилась разделенной на три части: «до», «во время» и «после» тюремного заключения, постольку центральной темой этой биографии оказывается не только судьба самого Сергея Иосифовича, но и – гораздо шире – выживание художника в удушающей среде единообразия, серости и идеологического диктата, усматривающего угрозу в любом несходстве, даже при полном отсутствии политической крамолы (как, собственно, и было в случае Параджанова, одержимого искусством, а не социально-политическими посланиями).

spirit2-paradjanov
«Параджанов»

Действие картины начинается с того, как молодой, но уже вовсю бородатый Параджанов – убедительно (по словам многих лично знакомых с протопитом) сыгранный актером и сорежиссером Сержем Аведикяном – принимается за гуцульский проект «Тени забытых предков», обвиненный, как известно, в национализме и чуть ли не украинском сепаратизме, нынче столь актуальном. Фильм сделан с безусловной любовью и трепетным отношением к источнику, так что, возможно, именно по этой причине предназначен скорее для детей и юношества, чем для искушенных искателей визионерских откровений на богатом материале параджановской биографии. Вопреки (или благодаря) усилиям добросовестных своих создателей, аккуратно задокументировавших и кое-какие дерзкие выходки своего героя, и горсточку его острот, и изломанную линию судьбы, главный герой предстает скорее милым гениальным чудаком, нежели колючим, саркастичным и непредсказуемым эксцентриком, независимость и дендизм которого приводили в беспокойство даже близких.

Еще более цыганист и эклектичен художественный мир китайского фильма «Семейная история» (Lanse Gotou), завоевавшго «Бронзовую тайгу». Снятая известным в КНР поп-музыкантом Цуем Цзянем (дебютировавшим в качестве режиссера) и всемирно знаменитым оператором Кристофером Дойлом, «Семейная история» рассказывает о том, как молодой композитор, он же компьютерный хакер пытается реализовать свои музыкальные способности, а попутно осмыслить извилистые судьбы давно расставшихся родителей. Те – юная красавица из влиятельной семьи («первая китайская хиппи») и влюбленный в нее молодой шофер-простолюдин – познакомились в период Культурной революции, некоторое время являли собой, вместе с другом отца, неразлучную троицу наподобие бертолуччиевых «Мечтателей», затем же их художественная полуэротическая самодеятельность, наивно вынесенная на суд товарищей, была раскритикована местным партийным боссом, после чего девушка была сослана, юноша репрессирован, а их вера в светлое будущее предана поруганию. Спустя годы герои встречаются, чтобы завести семью, но и она не приносит счастья.

spirit2-blu-sky-bones
«Семейная история»

В отличие от «Параджанова» и «Что и требовалось доказать», полностью погруженных в прошлое, «Семейная история» дрейфует между странным, «почти свободным» китайским настоящим, в котором власти контролируют концерты, транслируемые по интернету, и маоистским прошлым с его гораздо более эффективной системой подавления инакомыслия. Картину буквально распирает от желания авторов запихнуть в нее как можно больше ракурсов, светофильтров, флэшбеков, косых склеек, сюжетных зигзагов и причудливых образов, среди которых, например, фигура отца протагониста – героя со случайно отстрелянным яичком – еще далеко не самый амбивалентный.

spirit2-blu-sky-bones2
«Семейная история»

Продолжение следует.

Читайте также:

«Дух огня» 2014. Хроники семейной жизни
«Дух огня» 2014. Дело рук утопающих
«Дух огня» 2014. Существования позор

Маленькие жизни. «Оскар» и Берлин: глобальному посланию веры больше нет

№2, февраль

Маленькие жизни. «Оскар» и Берлин: глобальному посланию веры больше нет

Антон Долин

1 Значит, «Лунный свет». Обратная сторона дня, ночное животное, а не фильм. Теневой лидер симпатий, снятый за полтора миллиона долларов, со своими восемью номинациями против заведомо (казалось) победоносных четырнадцати «Ла-Ла Ленда» вдруг взял самую гламурную и авторитетную кинопремию в мире. Кажется, Барри Дженкинс, три­дцатисемилетний режиссер и сценарист – с еще одним персональным «Оскаром» за сценарий (лишь формально адаптированный, ведь первоисточник драматурга Тарелла Элвина Маккрейни даже не опубликован и сильнейшим образом переписан), – сам был не в меньшем шоке, чем зрители. Тем более что вручение сопровождалось неслыханным конфузом.

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Темы, которые никем не обсуждаются»

23.07.2013

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Здравствуйте. Это программа «Особое мнение». Меня зовут Татьяна Фельгенгауэр. Я приветствую в этой студии главного редактора журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея.

Новости

В Москве пройдет первый «ДОКер»

18.05.2015

С 22 по 26 мая 2015 года на Арбате в кинотеатре «Домжур» на Никитском бульваре пройдет первый международный фестиваль документального кино «ДОКер». В течение 5 дней будут показаны 45 фильмов из 32 стран. Экспертное жюри, состоящее из режиссеров-документалистов, назовет победителей, а зрители вручат приз зрительских симпатий.