Два капитана

  • Блоги
  • Нина Цыркун

5 декабря в российский прокат выходит остросюжетная драма «Капитан Филлипс» режиссера Пола Гринграсса с Томом Хэнксом в главной роли. Нина Цыркун объясняет, почему эта картина – настоящая удача современного голливудского кино.


Конечно, зрители (американские наверняка) знают, чем все кончится – «Капитан Филлипс» Пола Гринграсса снят по книге, написанной главным действующим лицом этих реально произошедших и подробно освещавшихся во всяких СМИ событий, а потому с самого начала выдается «дорожная карта»: это не «Пираты Сомалийского моря», а размышление об острых и непримиримых противоречиях современного мира, заложниками которых может стать и по сути становится каждый из нас, – но в оболочке остросюжетного пиратского фильма. То есть, фильм следует числить по разряду скорее социально-политического кино, чем экшена. И тем не менее этот фильм смотрится на одном дыхании – режиссеру удалось держать напряжение с самого начала – от предчувствия еще далекой беды, до финала с невероятным соло Тома Хэнкса.

Captain-Phillips-2
«Капитан Филлипс»

…В уютном доме в Вермонте капитан Ричард Филлипс (Том Хэнкс), морской трудяга-«дальнобойщик» в последний раз уточняет маршрут своего сухогруза вдоль Сомалийского побережья из Омана в Кению, едет в аэропорт, прощается с женой Андреа (Кэтрин Кинер) и как бы впроброс говорит об очень важном. О том, как стремительно меняется мир, как трудно теперь найти в нем свое место; о том, что профессионализм, к примеру, ничего не решает, а их детей ждет совсем другая, чем прожитая родителями, и очень нелегкая жизнь.

В это же время на другом конце Земли на свое задание отправляется четверка чернокожих парней. Командовать у них будет Муса (Бакхад Абди) по прозвищу Тощий. У этого дистрофика, одного из сомалийских рыбаков, которых промышленный улов лишил своей доли рыбы, нелегкая жизнь началась уже давно, и с тех пор обитателям побережья ничего не остается, как брать на абордаж проходящие суда и требовать выкуп. При этом, от добытых рискованным промыслом денег самим пиратам достаются крохи; дают им наводку и отнимают барыш «большие ребята» откуда-то издалека, так что идти на дело приходится снова и снова. (После того, как судам разрешили иметь вооруженную охрану, оно стало особенно опасным. Но в 2009 году команды выходили в эти воды совершенно безоружными; в распоряжении торгового судна Филлипса Maersk Alabama были разве что пожарные шланги – как выясняется, практически бесполезные).


«Капитан Филлипс», трейлер

Два человека с разных концов света сойдутся в этой истории, чтобы бороться за свое выживание за пределами возможного. Они очень разные, но их роднят два обстоятельства. Одно как будто внешнее, но на самом деле существенное: и Ричарду, и Мусе приходится иметь дело с людьми, им раньше незнакомыми, стало быть, неизвестно, можно ли на них положиться и как они поведут себя в решающую минуту. Второе обстоятельство – психологического свойства. Тот и другой попадают в экстремальную ситуацию и испытывают отчаяние, которое, тем не менее, стараются перебороть, чтобы выжить. В их столкновении важно вот что: Муса надеется на свою удачу, его отчаянность – от отчаяния, потому что терять ему нечего; взятый же в заложники Ричард почти наверняка знает, что погибнет, потому что командование вооруженных сил ни за что не допустит, чтобы его пленником доставили в Сомали, и главное, что его мучает – страх за будущее семьи и чувство ответственности за вверенную ему команду.

Книга, написанная капитаном Филлипсом, называется «Долг капитана: сомалийские пираты, морские котики и опасные дни в море». В сущности, это краткая аннотация фильма, с завязкой, кульминацией и главной темой. Тема, конечно, – долг капитана: быть самым знающим, самым проницательным, самым смелым и, оказывается, самым хитроумным на своем судне. (Замечу в скобках, что одному из самых известных в мировой истории капитанов – Одиссею – прибавляли эпитет «хитроумный»: это свойство и помогло ему вернуться на Итаку). Ричард Филлипс, немолодой человек, лишенный внешней бравады, погруженный в мысли о доме, в чрезвычайных обстоятельствах ведет себя как будто обыденно. Том Хэнкс лаконичными, но выразительными штрихами отмечает в его поведении досадливую озабоченность при появлении первых признаков угрозы; опасение за поведение команды и в то же время почти отеческое к ней отношение; обреченную готовность стать жертвой вместо другого, потому что он капитан и отвечает за все, что происходит на его корабле, и, наконец, – эмоциональный пик, отчаяние, в котором Ричард берется писать письмо жене и детям.

Captain-Phillips-3
«Капитан Филлипс»

Стремительный виртуозный монтаж материала, снятого «с плеча» в открытом море и в лабиринтах тесного корабельного пространства (оператор Барри Экройд), глухой пульсирующий ритм саундтрека с внезапными резкими ударами (композитор Генри Джекмен) контрастируют с домашностью, очками и седой шкиперской бородкой Филлипса. Но внешность обманчива – и, похоже, он сам не знал, на что способен, становясь из номенклатурного «торгаша» настоящим суперменом. Вот за этим превращением и следишь затаив дыхание на протяжении всего совсем не короткого фильма.

Маленькие жизни. «Оскар» и Берлин: глобальному посланию веры больше нет

№2, февраль

Маленькие жизни. «Оскар» и Берлин: глобальному посланию веры больше нет

Антон Долин

1 Значит, «Лунный свет». Обратная сторона дня, ночное животное, а не фильм. Теневой лидер симпатий, снятый за полтора миллиона долларов, со своими восемью номинациями против заведомо (казалось) победоносных четырнадцати «Ла-Ла Ленда» вдруг взял самую гламурную и авторитетную кинопремию в мире. Кажется, Барри Дженкинс, три­дцатисемилетний режиссер и сценарист – с еще одним персональным «Оскаром» за сценарий (лишь формально адаптированный, ведь первоисточник драматурга Тарелла Элвина Маккрейни даже не опубликован и сильнейшим образом переписан), – сам был не в меньшем шоке, чем зрители. Тем более что вручение сопровождалось неслыханным конфузом.

Колонка главного редактора

Новость, которая становится важной, потом главной, потом – единственной

18.10.2012

Выступление в передаче «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы». О.ЖУРАВЛЁВА: Добрый вечер. Это программа «Особое мнение», меня зовут Ольга Журавлёва, у нас в гостях сегодня внезапно главный редактор журнала «Искусство кино», культуролог Даниил Дондурей.

Новости

Гран-при юбилейного «Зеркала» завоевал «Темный зверь»

20.06.2016

19 июня в городе Иваново состоялась церемония закрытия X международного кинофестиваля им. Андрея Тарковского "Зеркало", проходившего с 14 по 19 июня 2016 года в Плёсе, Иваново, Юрьевце и других городах Ивановской области.