Движение-2017. Молодость без молодости

  • Блоги
  • Евгений Майзель

29 апреля завершился пятый национальный кинофестиваль дебютов "Движение". Собранный в Омске юбилейный урожай молодого кино попробовал Евгений Майзель.


dvizhenie fest logo sО том, что за пять лет фестиваль в Омске вырос в заметное событие федерального масштаба, сделавшись престижной стартовой площадкой для начинающих российских кинематографистов, сказано уже немало. Живая, неформальная атмосфера "Движения", ставшая притчей во языцех; безупречная организация; сформированный, воспроизводимый из года в год "канон проведения"; непоследняя часть этого канона – мини-спектакли открытия и закрытия в постановке Алексея Аграновича; последовательность, с какой "Движение" выращивает будущих звезд и следит за их судьбой в последующие годы, – все это оставляет самое приятное впечатление.

Сложнее обстоит дело с реальным уровнем собственно "национальных дебютов". Несмотря на разговоры о "преодолении малокартинья", в России по-прежнему ежегодно снимается не так уж много фильмов, из них – не так уж много дебютов, и далеко не все из этих дебютов претендуют на сколько-то существенную художественную или культурную ценность, а те, что все-таки претендуют, непатриотично норовят попасть сперва на международные, мировые смотры и лишь затем выбирают среди российских фестивалей. Такова реальность, за которую российский куратор не отвечает, но в которой ему приходится как-то работать и выживать.

Думаю, поэтому, собирая еще первое "Движение", его бессменный программный директор Стас Тыркин принял несколько принципиальных решений (с целью облегчить себе героическую, но и объективно тяжелую задачу формирования достойного ежегодного конкурса): трактовать понятие "дебют" расширительно (фестиваль принимает и второй, и третий фильм интересного автора); системно работать с наиболее интересными сериальными проектами, привозя их в Омск задолго до выхода в телеэфир (открывать и закрывать "Движение" пилотными сериями, а то и картинами, специально смонтированными из сериалов для фестивального показа, уже стало с тех пор традицией); с готовностью включать в конкурс высококачественную журналистскую видеопродукцию (вспомним "Цвет нации" Леонида Парфенова о выдающемся фотографе Сергее Прокудине-Горском или "На кончиках пальцев" Романа Супера, чьи премьеры прошли на "Движении" с большим успехом).

Сегодня, пять лет спустя эти некогда, возможно, непростые решения выглядят естественными, даже неотъемлемыми свойствами омского форума, соответствующими, между прочим, и общемировому тренду. Потому и "Отличница" Оксаны Карас, смонтированная из ее же восьмисерийного телесериала, в качестве фильма открытия уже никого не удивляют. Как не удивляет и то, что отдельных омских дебютантов в дальнейшем приглашают на крупные европейские форумы: в секции Берлинале и Роттердама. Тем не менее, в киноиндустрии, как и в виноделии, каждый год приносит свой неповторимый урожай, а среди дебютов качественный разброс ощутим особенно.

В прошлом сезоне, помнится, тон задавали "любители", снимавшие за свой счет и каждый по-своему некий, грубо говоря, панковский "lo-fi indie" – и кому-то даже могло показаться, будто в России и правда наступает долгожданный подъем непричесанного, бесцеремонного, умного своим собственным умом молодого кино: Вартанов, Гуц, Козлов, Санду, Гаджиев – ключевые имена-пароли того спонтанного, но памятного нашествия. Главный, полнометражный урожай этого года состоит из семи солидных, профессиональных и очень "студийных" картин – не обязательно по происхождению, но по духу. Живой биологический парадокс: кино молодое – но уже выдержанное. Все, включая хулиганов конкурса, наперегонки стремятся, каждый на свой лад, делать традиционное, совсем не обязательно развлекательное и радостное, но все-таки зрительское кино, по всем его писаным и неписаным правилам.

Таков якутский "Костер на ветру" (2016), успевший уже покататься по разным частям света. В Омске состоялась его долгожданная российская премьера. Рискну предположить, что не менее, а то и более реальных художественных достоинств этой картины – безусловных, но не сверхординарных – впечатляет история ее рождения на свет, вселяющая оптимизм и веру в то, что изменения к лучшему в нашей стране все-таки возможны. Житель республики Саха, не имеющий кинообразования директор сельской школы и учитель начальных классов Дмитрий Давыдов написал сценарий; пригласил на роли исполнителей, по его собственным словам, своих односельчан; снял, при поддержке продюсера Сарданы Саввиной, понятную, спокойную и продуманную историю мести одного пожилого человека – другому... и попал с этой лентой в новую жизнь – на орбиту международных фестивалей. Тем не менее, насколько могу судить, необычен в этой вполне нормативной, жанровой ленте, пожалуй, лишь ее этнографический антураж, вызывающий робкие подозрения в какой-то неизбежно новой эстетике, а умиляет – кажется, несколько постколониалистски – в первую очередь именно история социального лифта и то, что вполне адекватное, традиционное воспроизведение архетипической истории оказалось под силу "случайному человеку из глубинки".

dvijenie 2017 1 02"Костер на ветру"

Скоро Давыдов приступит к съемкам новой картины, школе придется подыскать нового директора и учителя, а пока "Костер" увез из Омска призы за лучшую режиссуру, за лучшую мужскую роль (Алексею Устинову) и спецприз губернатора Омской области.

Явно служит "зрительскому кино" – только не в привычной, "светлой" и мимимишной, а чернушной, извращенной, садистической его версии – и Аня Крайс (Анна Круглова), россиянка, окончившая кельнскую Школу искусств и снявшую свой дебютный полный метр на грант немецкого фонда кино. Ее историческая драма "Нашла коса на камень", выигравшая гран-при, рассказывает о жителях Иваново на заре путинской эры, каждый из которых несчастен по-своему и навсегда. В этом фильме тоже бушуют роковые страсти, назревают и лопаются глубокие семейные конфликты, насилие сменяет бессилие, и наоборот. И тоже, как и в якутском "Костре", больше доказательств квалификации постановщика, нежели самобытного и свободного визионерства.

Даже самые сравнительно "радикальные" и эксцентричные номинанты – вроде антиклерикальных "Язычников" Леры Сурковой (приз за лучший сценарий Анне Яблонской, посмертно) или "Гупёшки" Влада Фурмана по пьесе Василия Сигарева в жанре черного русского абсурда (приз лучшую женскую роль – актрисе Нелли Поповой) – далеки от каких бы то ни было претензий на новый киноязык. Снова жирные мазки, философствование молотом и привлечение самых сильных, самых убойных выразительных средств ради достаточно скромных драматургических смыслов. Впрочем, обе эти ленты могли бы отлично украсить эфир канала ТНТ с его уникальными по нынешним временам проектами – юмористическими и в то же время остросоциальными; такими, например, как "Однажды в России".

dvijenie 2017 1 03"Язычники"

Среди моих личных фаворитов в этом конкурсе – военная драма опытного режиссера (уж никак не дебютанта) Александра Касаткина "Три дня до весны", взявшая, и абсолютно заслуженно, приз зрительских симпатий. В этой приключенческой картине, действие которой происходит в блокадном Ленинграде (сценарий Аркадия Высоцкого и Александра Бородянского, старший редактор Светлана Кармалита), мы становимся свидетелями нескольких напряженных драматургических линий – оперативное расследование диверсии, грозящей городу эпидемией чумы; развитие любовного романа – запретного и волнующего – между гэбистом и дочерью врага народа немецкого происхождения (!); данная в эмбриональной форме линия уголовно-немецкая – и общая мета-линия – тайного сопротивления частных лиц государственному левиафану. Эта последняя задумана и исполнена особенно изобретательно. Оправдывая и удовлетворяя надежды зрителя, авторы фильма не оправдывают попутно сталинизм; не закрывают глаза зрителям и самим себе на ужасы системы, голодной до крови и жадно пожирающей всякого, попавшего в ее жернова, но находят третье решение – зрелищное и остроумное.

dvijenie 2017 1 04"Три дня до начала весны"

Пожалуй, "Три дня до весны" – главный мейнстрим конкурса, эстетически консервативный, местами клишированный и не вполне совершенный, но человечный, неглупый и по-настоящему приключенческий; образец сегодняшнего ленфильмовского профессионализма, способного иной раз приблизиться к объективно недостижимому уровню старых мастеров.

Эффектный мини-спектакль Аграновича по сценарию Максима Семеляка, показанный на открытии, был сосредоточен на антагонизме двух собирательных образов – художника-визионера и продюсера-заказчика (роли Никиты Ефремова и Александра Стриженова соответственно). Посвященный знаменитому уроженцу Омска – Михаилу Врубелю, сюжет на разные лады – драматически и комически – прослеживал диалектическое развитие этих отношений: презентация художником его фантазий, заказ, первый акт сдачи-приемки, когда заказчик приходит в ужас от увиденного и требует все переделать, – и далее со всеми остановками, включая и финальный этап присвоения созданного художником; закрепление авторства за тем, кто оплатил расходы и выступил цензором. Согласно этой, жесткой и небесспорной, дуальной логике, в конкурсе 2017 года визионеров как таковых не было вообще. Зато мы увидели десант подготовленных, практичных и весьма условно "молодых" профессионалов, кентаврически – то есть удивительно органично – объединивших фигуры художника и продюсера; радикалов со встроенной в них функцией самоцензуры; режиссеров, даже не пытающихся делать вид, будто их интересует что-то, помимо удержания непосредственного зрительского внимания.

И надо признать, что эта цель была достигнута. Все те четыре дня, что продолжался фестиваль, зал Омского академического театра драмы был переполнен, а большинство премьер были приняты местным зрителем "на ура".

dvijenie 2017 1 05"Воскресение". Михаил Врубель, 1887 г. Бумага, акварель, графит, карандаш.

 

О конкурсе игрового короткого метра – получившемся в этом году более художественно насыщенным, чем основной, – вы узнаете из второго репортажа, который будет опубликован в ближайшие дни.

Человеческая комедия. «9 способов нарисовать человека», режиссер Александр Свирский

№5/6, май-июнь

Человеческая комедия. «9 способов нарисовать человека», режиссер Александр Свирский

Илья Бобылев

Ритм отечественного анимационного кинопроцесса своей естественностью напоминает сердечный цикл. По крайней мере, заинтересованный зритель отчетливо слышит два основных тона, задаваемых двумя авторитетными фестивалями, практически ровесниками. Весной Открытый Российский фестиваль анимационного кино проходит в Суздале, а осенью бороздит речные просторы российско-украинский «Крок», в международной программе которого российские фильмы оказываются уже в контексте современных достижений мировой анимации.

Колонка главного редактора

Доклад президенту РФ Владимиру Путину. О влиянии российского ТВ на стоимость человеческого капитала

12.11.2012

12 ноября 2012 года в Кремле состоялось заседание президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Публикуем доклад Даниила Дондурея.

Новости

«Валенса» Анджея Вайды откроет 43-ю «Молодость»

19.10.2013

19 октября в Киеве состоится открытие 43-го международного кинофестиваля «Молодость». Фильмом открытия станет биографическая картина Анджея Вайды «Валенса. Человек надежды». Всего в конкурсной программе представлено 18 картин, вне конкурса — 184. Основной международный конкурс дебютного кино «Молодости» состоит из трех частей: студенческие, первые короткометражные (игровые, документальные, анимационные) и первые полнометражные игровые фильмы.