О президентах и богах

  • Блоги
  • Инна Кушнарева

 

Какое кино смотрят главы государств? Например, про Барака Обаму известно, что он предпочитает программы канала HBO и, в частности, с увлечением смотрел крайне нелицеприятный по отношению к власти сериал «Тримей» (Treme) о жизни Нового Орлеана после урагана Катрина.

Французский президент Николя Саркози в прошлом году вручил орден почетного легиона французскому комику Дени Буну за фильм «Бобро пожаловать!» (Bienvenue chez les ch’tis). В прошлую пятницу в Елисейском дворце для Саркози был устроен специальный показ фильма «О людях и богах», получившего Гран-при Каннского фестваля. Напомню, это снятый по следам реальных событий фильм о монахах-цистерианцах, зверски убитых одной из военных группировок в Алжире в 1996.

Факт этот примечателен тем, что «О людях и богах» — неординарное кино. Классическое, смиренное, тонкое, не взыскующее фальшивой трансцендентности и укорененное в повседневном быте монахов, а также по-своему бескомпромиссное в занятой политической позиции (см. мою статью о фильме в №7 «Искусство кино»). Это не помпезный официоз, а фильм, который можно судить по синефильскому гамбургскому счету, о чем говорит и его недавний успех на фестивале в Торонто.

Конечно, те, кто организовывал показ для Саркози, руководствовались не любовью к французскому арт-кино. После историй с высылкой из Франции цыган, вызвавшей недовольство в том числе и у католической церкви, Саркози очень нужно подать сигнал о примирении католическому электорату. И фильм Бовуа попал под кампанию. Стал ли фильм хуже от того, что его лично посмотрел ненавистный французской интеллигенции президент? Для кого-то да. «О людях и богах» уже поспешили объявить новым «Бобро пожаловать!». Хорошее испытание для французской синефильской критики: сохранит ли она верность своим эстетическим оценкам, случайно получившим неподобающую политическую окраску, или фрондерство по отношению к власти окажется важнее эстетики, как это постоянно происходит у местной интеллигенции?

Инна Кушнарева

 

Вечный двигатель. «Лалай-Балалай», режиссер Руслан Братов

№5/6, май-июнь

Вечный двигатель. «Лалай-Балалай», режиссер Руслан Братов

Елена Смолина

«Пойдем, чё покажу», – рычит не вполне трезвый, выпавший из ресторана человек. Неоновые кольца, подмигивающие то ли тоже спьяну, то ли согласно своим настройкам, обнимают тоннель из деревьев: путь из ресторана и в ресторан – главный в жизни русского человека. Человек – его зовут Маратыч – снимает белую рубашку, швыряет оземь и увлекает трех спутников прочь из кадра, на заповедную территорию «чё покажу». Так начинается «Лалай-Балалай», тринадцатиминутный фильм, снятый режиссером Русланом Братовым, спродюсированный Григорием Добрыгиным (с участием Павла Карыхалина и Сергея Яхонтова), он же соавтор сценария.

Колонка главного редактора

Национальная безопасность зависит и от культуры

20.07.2015

Институт социологии РАН недавно представил масштабное исследование – «Российское общество в контексте новых реалий». В нем приняли участие 4 тысячи человек. На вопрос, что нужно сделать, чтобы Россия стала великой державой, 39 процентов опрошенных ответили: «Возродить высокий уровень культуры».

Новости

Начался 63-й Берлинский международный кинофестиваль

07.02.2013

7 февраля открылся 63-й Берлинский международный кинофестиваль. Фильмом открытия стала «Великий мастер» («The Grandmaster») Вонга Кар-Вая, который также возглавил жюри. Фильм посвящен Ип Ману (его играет Тони Люн Чу Вай) – мастеру боевых искусств и учителю Брюса Ли.