О президентах и богах

  • Блоги
  • Инна Кушнарева

 

Какое кино смотрят главы государств? Например, про Барака Обаму известно, что он предпочитает программы канала HBO и, в частности, с увлечением смотрел крайне нелицеприятный по отношению к власти сериал «Тримей» (Treme) о жизни Нового Орлеана после урагана Катрина.

Французский президент Николя Саркози в прошлом году вручил орден почетного легиона французскому комику Дени Буну за фильм «Бобро пожаловать!» (Bienvenue chez les ch’tis). В прошлую пятницу в Елисейском дворце для Саркози был устроен специальный показ фильма «О людях и богах», получившего Гран-при Каннского фестваля. Напомню, это снятый по следам реальных событий фильм о монахах-цистерианцах, зверски убитых одной из военных группировок в Алжире в 1996.

Факт этот примечателен тем, что «О людях и богах» — неординарное кино. Классическое, смиренное, тонкое, не взыскующее фальшивой трансцендентности и укорененное в повседневном быте монахов, а также по-своему бескомпромиссное в занятой политической позиции (см. мою статью о фильме в №7 «Искусство кино»). Это не помпезный официоз, а фильм, который можно судить по синефильскому гамбургскому счету, о чем говорит и его недавний успех на фестивале в Торонто.

Конечно, те, кто организовывал показ для Саркози, руководствовались не любовью к французскому арт-кино. После историй с высылкой из Франции цыган, вызвавшей недовольство в том числе и у католической церкви, Саркози очень нужно подать сигнал о примирении католическому электорату. И фильм Бовуа попал под кампанию. Стал ли фильм хуже от того, что его лично посмотрел ненавистный французской интеллигенции президент? Для кого-то да. «О людях и богах» уже поспешили объявить новым «Бобро пожаловать!». Хорошее испытание для французской синефильской критики: сохранит ли она верность своим эстетическим оценкам, случайно получившим неподобающую политическую окраску, или фрондерство по отношению к власти окажется важнее эстетики, как это постоянно происходит у местной интеллигенции?

Инна Кушнарева

 

Колониальная сказка. «Жги», режиссер Кирилл Плетнев

№5/6, май-июнь

Колониальная сказка. «Жги», режиссер Кирилл Плетнев

Наталья Сиривля

Определение «Колониальная сказка» принадлежит Инге Оболдиной. Фильм «Жги» Кирилла Плетнева воспринимается поначалу как переросший свою значимость «мувик». Так бывает: снимается какой-нибудь незатейливый двухсерийный телевизионный продукт и в процессе создатели вдруг решают, что у них выходит нечто достойное театрального проката и даже участия в фестивалях. Что тут скажешь?

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Основные потребители кино в России — девочки 12-17 лет»

10.02.2014

Государство в лице Министерства культуры регулярно призывает кинематографистов снимать кино духоподъёмное, патриотическое, идеологически выдержанное. Российский кинобизнес в ответ на этот призыв выдал «на-гора» пару фильмов о спорте, на подходе — фильмы и сериалы о Первой и Второй мировых войнах. А за какое кино готов «голосовать» зритель своим кошельком? Об этом рассуждает главный редактор журнала «Искусство кино», культуролог Даниил Дондурей в интервью газете «Аргументы и факты».

Новости

Милосердие.док наградило фильмы о преодолении

19.06.2014

В Москве вручили награды авторам лучшего короткометражного документального кино и социальной рекламы. Подведение итогов фестиваля «Милосердие.doc», который во второй раз проводит интернет-портал о благотворительности Милосердие.ру, состоялось в московском Центре документального кино 18 июня.