О президентах и богах

  • Блоги
  • Инна Кушнарева

 

Какое кино смотрят главы государств? Например, про Барака Обаму известно, что он предпочитает программы канала HBO и, в частности, с увлечением смотрел крайне нелицеприятный по отношению к власти сериал «Тримей» (Treme) о жизни Нового Орлеана после урагана Катрина.

Французский президент Николя Саркози в прошлом году вручил орден почетного легиона французскому комику Дени Буну за фильм «Бобро пожаловать!» (Bienvenue chez les ch’tis). В прошлую пятницу в Елисейском дворце для Саркози был устроен специальный показ фильма «О людях и богах», получившего Гран-при Каннского фестваля. Напомню, это снятый по следам реальных событий фильм о монахах-цистерианцах, зверски убитых одной из военных группировок в Алжире в 1996.

Факт этот примечателен тем, что «О людях и богах» — неординарное кино. Классическое, смиренное, тонкое, не взыскующее фальшивой трансцендентности и укорененное в повседневном быте монахов, а также по-своему бескомпромиссное в занятой политической позиции (см. мою статью о фильме в №7 «Искусство кино»). Это не помпезный официоз, а фильм, который можно судить по синефильскому гамбургскому счету, о чем говорит и его недавний успех на фестивале в Торонто.

Конечно, те, кто организовывал показ для Саркози, руководствовались не любовью к французскому арт-кино. После историй с высылкой из Франции цыган, вызвавшей недовольство в том числе и у католической церкви, Саркози очень нужно подать сигнал о примирении католическому электорату. И фильм Бовуа попал под кампанию. Стал ли фильм хуже от того, что его лично посмотрел ненавистный французской интеллигенции президент? Для кого-то да. «О людях и богах» уже поспешили объявить новым «Бобро пожаловать!». Хорошее испытание для французской синефильской критики: сохранит ли она верность своим эстетическим оценкам, случайно получившим неподобающую политическую окраску, или фрондерство по отношению к власти окажется важнее эстетики, как это постоянно происходит у местной интеллигенции?

Инна Кушнарева

 

Семейная хроника времен постмайдана. «Родные», режиссер Виталий Манский

№1, январь

Семейная хроника времен постмайдана. «Родные», режиссер Виталий Манский

Елена Стишова

Мысленно я давно «заказывала» свой фильм про Украину, не зная, что Виталий Манский, уроженец Львова, именно «мое» кино и снимает. «Родных» я впервые увидела летом на МКФ в Карловых Варах. Это было ровно то, что я хотела знать и видеть: не опоенных адреналином людей войны, не жареные факты, добытые в погоне за сенсацией, – просто жизнь, как она сложилась у простых людей после Майдана.

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Сверхценности» опять останавливают Россию? Российская государственность: к этиологии сверхценностей

28.04.2015

Беседа с главным редактором журнала «Искусство кино», культурологом, кинокритиком Даниилом Дондуреем. — Сначала вопросы к себе: почему произошло все то, что с нами случилось в минувшем году? Что предвещало, из какой табакерки выскочило, кто демиург событий? Где таились те идеологемы, которые так неотвратимо были объявлены главными? Мне кажется, что все это сработало не вдруг и связано не только с именем государя.

Новости

Главный свидетель отказался от показаний против Олега Сенцова

31.07.2015

Главный свидетель в деле Сенцова — Геннадий Афанасьев, уже осужденный за подготовку в Крыму терактов, — на суде по делу украинского режиссера Олега Сенцова отказался от собственных показаний, данных во время следствия. Геннадий Афанасьев заявил, что давал показания под давлением. Это заявление оказалось неожиданным не только для обвинения, но и для защиты.