ММКФ-2014. Из Тбилиси с любовью

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

На проходящем 36-м ММКФ в секции «8 ½» был показан фильм Левана Когуашвили «Слепые свидания». Зара Абдуллаева объясняет, почему эта полная ностальгии и нежности картина – режиссерское объяснение в любви к этнокультурным стереотипам о прежней Грузии.


moscow-fest-36-logo«Слепые свидания» Левана Когуашвили добрались до Московского фестиваля (программа «8 ½»), объехав, начиная с «Форума» (программа «Берлинале»), и другие кинофорумы. Такому фильму уместно определение «милый», ибо режиссер оживляет на экране знаменитое обаяние грузинского кино, которое мы, казалось, потеряли. Это обаяние не отделимо от грузинской ментальности, связано с типом поведения, пластикой персонажей, с их несравненной притягательностью, сохраненной в нерассеянной памяти. Без досадной чрезмерности или педали Когуашвили умиляет публику ностальгическим порывом, который сквозит в эпизодах «Свиданий».

Учитель, тренер школьной команды девочек-футболисток, парикмахерша, бандит-ревнивец, беженцы, медсестра, криминальный авторитет – камерный мир безусловных связей, сцеплений и условных сюжетных мотивов вплетаются в сентиментальное путешествие по осеннему Тбилиси и обветренной приморской местности. Публика погружается в атмосферу приязни, прелестных гротесков, неловкости, влюбленности и неизменной расположенности каждого персонажа другому, объединенных в сообщество недотёп, одиночек, открытых людей. Старомодных, как родители или родственники разных героев, шаржированных (на чужой взгляд) в заботе о своих отпрысках. Потертых к сорока годам неразлучных холостяков, укрепляющих тонус обыденной жизни мужской дружбой, знакомой по книжкам о приключениях или грузинским фильмам.

Борис Фрумин вместе с Когуашвили и Андро Сакварелидзе, который сыграл протагониста «Свиданий», сочинили историю с легким дыханием. Историю, напоенную той самой грузинскостью, какой она виделась или чувствовалась из Москвы или Питера (еще Ленинграда). Историю с настроением, утеплявшим сердца жителей обеих северных столиц. Некоторая отстраненность актеров, включая аматёров, по отношению к своим ролям, режиссера – к придуманным ситуациям, которые он разруливает с наивной складностью, придает «Свиданиям» скромность, но и странность. Когда беременная беженка, вдруг – по прихоти сценарной игры – попавшая в дом сердобольного учителя, влюбленного в жену соблазнителя этой простушки-уборщицы, проявляет чудеса познаний в стратегии итальянских и немецких футболистов, тем самым покоряя запасного в прошлом игрока тбилисского «Динамо», случаются мгновения, ради которых стоит смотреть «Свидания». Грузинский фильм без понтов. Оммаж молодого режиссера утраченным и все же живучим представлениям о грузинском характере, склонном к внезапностям.


«Слепые свидания», трейлер

«Свидания» – это, в сущности, объяснение в любви нашим воспоминаниям, а точнее, стереотипам (в смысле этнокультурного замеса) о прежней Грузии, хотя в фильме присутствуют и реалии новейшего времени. Сорокалетние друзья назначают свидания провинциальным барышням, одна из которых (слепая) мотивирует название фильма, по Интернету. Есть здесь и другие приметы послевоенной Грузии: приют для беженцев, затрапезность натуры/фактуры, старых машин, замшелых гостиниц. Небрежение уютным Тбилиси. Поздняя осень вторит переломному возрасту главных героев. Тут хлещет дождь и налетает с моря (в Кабулети) ветер. А на ужин учителя истории ждет на столе всего лишь тарелка с картошкой и сиротливая банка с вареньем.

Дождь и ветер аккомпанируют настроению персонажей-добряков, неловко справляющихся со своей неприкаянностью и рванувших, чтобы побездельничать, прервав рутинные будни, а также надоедливую трескотню родителей, к морю. В роли отца учителя – неотразимый Кахи Кавсадзе, отвечающий не то чтобы за преемственность разнообразных грузинских традиций, но удостоверяющий ауру благородных грузинских мужчин и актеров, не чуждых самоиронии.

Сорокалетние «дети» едут в Кабулети, чтобы заглянуть на безлюдный пляж, погонять там мяч, выпить водки в прибрежном кафе, промокнуть насквозь, оттянуть в иллюзорной перемене мест тоску. А на самом деле – чтобы засвидетельствовать непошлые и, главное, небездарные образы самых обычных (грузинских) людей.

«Артдокфест»–2016. Неигровое кино: реальность и рефлексия

№1, январь

«Артдокфест»–2016. Неигровое кино: реальность и рефлексия

«Круглый стол» «Искусства кино» и «Артдокфеста». Модератор – Даниил Дондурей. ДАНИИЛ ДОНДУРЕЙ. Когда мы с Виталием Манским планировали эту – уже пятую нашу совместную – дискуссию, я предложил тему радикализации неигрового кино, то есть хотел обсудить расширение его границ, которое, как мне кажется, происходит в последнее время, но не обсуждается, не проблематизируется.

Колонка главного редактора

Чтобы ткань города усложнилась

21.09.2015

В Москве прошел фестиваль современного документального кино о городе и человеке «Центр». Главная идея фестиваля в формировании города как культурного кластера, в котором люди учитывают интересы друг друга. Корреспондент Агентства социальной информации поговорил с одним из членов жюри фестиваля, культурологом и главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем о том, какую роль играют гражданские инициативы в создании культуры города, каких культурных пространств не хватает столице и могут ли москвичи создать собственную городскую культуру.

Новости

В Россию приехало «Новое Британское Кино»

30.10.2013

30 ноября стартовал XIV ежегодный фестиваль «Новое Британское Кино». Фестиваль пройдет сразу в четырех городах России – в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске. В качестве основных хитов (или, как пишут организаторы, «больших туристических приманок») выступят «Повседневность» (Everyday, 2012) Майкла Уинтерботтома, «Грязь» (Filth, 2013) по роману шотландского писателя Ирвина Уэлша с Джеймсом МакЭвоем в главной роли, а также долгожданная «Диана: История любви» (Diana, 2013) с Наоми Уоттс – хроника последних лет жизни покойной принцессы.