ММКФ-2014. Из Тбилиси с любовью

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

На проходящем 36-м ММКФ в секции «8 ½» был показан фильм Левана Когуашвили «Слепые свидания». Зара Абдуллаева объясняет, почему эта полная ностальгии и нежности картина – режиссерское объяснение в любви к этнокультурным стереотипам о прежней Грузии.


moscow-fest-36-logo«Слепые свидания» Левана Когуашвили добрались до Московского фестиваля (программа «8 ½»), объехав, начиная с «Форума» (программа «Берлинале»), и другие кинофорумы. Такому фильму уместно определение «милый», ибо режиссер оживляет на экране знаменитое обаяние грузинского кино, которое мы, казалось, потеряли. Это обаяние не отделимо от грузинской ментальности, связано с типом поведения, пластикой персонажей, с их несравненной притягательностью, сохраненной в нерассеянной памяти. Без досадной чрезмерности или педали Когуашвили умиляет публику ностальгическим порывом, который сквозит в эпизодах «Свиданий».

Учитель, тренер школьной команды девочек-футболисток, парикмахерша, бандит-ревнивец, беженцы, медсестра, криминальный авторитет – камерный мир безусловных связей, сцеплений и условных сюжетных мотивов вплетаются в сентиментальное путешествие по осеннему Тбилиси и обветренной приморской местности. Публика погружается в атмосферу приязни, прелестных гротесков, неловкости, влюбленности и неизменной расположенности каждого персонажа другому, объединенных в сообщество недотёп, одиночек, открытых людей. Старомодных, как родители или родственники разных героев, шаржированных (на чужой взгляд) в заботе о своих отпрысках. Потертых к сорока годам неразлучных холостяков, укрепляющих тонус обыденной жизни мужской дружбой, знакомой по книжкам о приключениях или грузинским фильмам.

Борис Фрумин вместе с Когуашвили и Андро Сакварелидзе, который сыграл протагониста «Свиданий», сочинили историю с легким дыханием. Историю, напоенную той самой грузинскостью, какой она виделась или чувствовалась из Москвы или Питера (еще Ленинграда). Историю с настроением, утеплявшим сердца жителей обеих северных столиц. Некоторая отстраненность актеров, включая аматёров, по отношению к своим ролям, режиссера – к придуманным ситуациям, которые он разруливает с наивной складностью, придает «Свиданиям» скромность, но и странность. Когда беременная беженка, вдруг – по прихоти сценарной игры – попавшая в дом сердобольного учителя, влюбленного в жену соблазнителя этой простушки-уборщицы, проявляет чудеса познаний в стратегии итальянских и немецких футболистов, тем самым покоряя запасного в прошлом игрока тбилисского «Динамо», случаются мгновения, ради которых стоит смотреть «Свидания». Грузинский фильм без понтов. Оммаж молодого режиссера утраченным и все же живучим представлениям о грузинском характере, склонном к внезапностям.


«Слепые свидания», трейлер

«Свидания» – это, в сущности, объяснение в любви нашим воспоминаниям, а точнее, стереотипам (в смысле этнокультурного замеса) о прежней Грузии, хотя в фильме присутствуют и реалии новейшего времени. Сорокалетние друзья назначают свидания провинциальным барышням, одна из которых (слепая) мотивирует название фильма, по Интернету. Есть здесь и другие приметы послевоенной Грузии: приют для беженцев, затрапезность натуры/фактуры, старых машин, замшелых гостиниц. Небрежение уютным Тбилиси. Поздняя осень вторит переломному возрасту главных героев. Тут хлещет дождь и налетает с моря (в Кабулети) ветер. А на ужин учителя истории ждет на столе всего лишь тарелка с картошкой и сиротливая банка с вареньем.

Дождь и ветер аккомпанируют настроению персонажей-добряков, неловко справляющихся со своей неприкаянностью и рванувших, чтобы побездельничать, прервав рутинные будни, а также надоедливую трескотню родителей, к морю. В роли отца учителя – неотразимый Кахи Кавсадзе, отвечающий не то чтобы за преемственность разнообразных грузинских традиций, но удостоверяющий ауру благородных грузинских мужчин и актеров, не чуждых самоиронии.

Сорокалетние «дети» едут в Кабулети, чтобы заглянуть на безлюдный пляж, погонять там мяч, выпить водки в прибрежном кафе, промокнуть насквозь, оттянуть в иллюзорной перемене мест тоску. А на самом деле – чтобы засвидетельствовать непошлые и, главное, небездарные образы самых обычных (грузинских) людей.

Сиди и смотри. «Прорубь», режиссер Андрей Сильвестров

№5/6, май-июнь

Сиди и смотри. «Прорубь», режиссер Андрей Сильвестров

Евгений Майзель

1 Разговор о «Проруби» имеет смысл начать с того, кто ее прорубил. Выдающийся деятель независимого российского кино, режиссер и продюсер Андрей Сильвестров последние десять лет стабильно выпускает самые радикальные и экстравагантные картины – не оппозиционные, а, скорее, перпендикулярные и мейнстриму, и артхаусу, и высоколобому авангарду. Присланный к нам прямиком из 90-х, Сильвестров свидетельствует о фантастической свободе, легкости и непредсказуемости настоящего творчества.

Колонка главного редактора

Доклад президенту РФ Владимиру Путину. О влиянии российского ТВ на стоимость человеческого капитала

12.11.2012

12 ноября 2012 года в Кремле состоялось заседание президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Публикуем доклад Даниила Дондурея.

Новости

Архив Андрея Тарковского будет выставлен на аукционе Sotheby's

07.11.2012

Коллеция режиссера, включающая в себя письма, аудиозаписи и фотографии, как ожидается, будет продана на аукционе «Сотбис», сообщает британская газета Guardian. Руководитель «Сотбис» Стивен Роу (Steven Roe) полагает, что архив дает удивительную возможность заглянуть во внутренний мир русского режиссера, чьи картины входят в многочисленные рейтинги «всех времен и народов». В частности, в нем есть блокноты с разборами, кадр за задром, созданных фильмов, черновики письма Брежневу и многие другие материалы.