Как ни странно, как часы

  • Блоги
  • Алексей Медведев

По мнению Алексея Медведева, Каннский кинофестиваль в очередной раз проявил себя хорошо отлаженной машиной, в которой сбоев почти не бывает. 


Жюри под председательством Стивена Спилберга, в котором многие видели голливудского засланного агента, вручило «Золотую пальмовую ветвь» французской «Жизни Адели» Абдельлатифа Кешиша, упомянув при этом и двух актрис, Адель Экзаркопулос и Леа Сейду.

Это действительно главная картина нынешнего фестиваля, потрясающая отнюдь не откровенностью лесбийских сцен, а феноменально живой и свежей режиссурой реальности. Так что, сколько бы не ругали общий уровень конкурса и не говорили о том, что нынешний директор программный директор Тьери Фремо скоро развалит систему, созданную Жилем Жакобом, но пока что чудо исправно происходит каждый год. И Каннский фестиваль остается главным на свете.

Второй по значению Гран-при получил фильм Этана и Джоэла Коэнов «Внутри Льюина Дэвиса». На церемонии братья не появились, прислав вместо себя исполнителя заглавной роли Оскара Айзека, у которого в карьере наверняка сейчас начнутся новые времена. Коэны в очередной раз доказали, что в голове у них живет бесчисленное множество разнообразных миров. И мир фолк-музыки образца 1961 года ничуть не менее вдохновляет их, чем, например, Голливуд 40-х в «Бартоне Финке».

cannes2013-2
«Внутри Льюина Дэвиса»

Приз за лучшую мужскую роль достался американскому актеру Брюсу Дерну за вполне шаблонную, но приятную для публики «Небраску» (режиссер Александр Пейн). Лучшей актрисой названа Беренис Бежо («Прошлое» Асгара Фархади, не без потерь, но в целом успешно перебравшегося из родного Ирана, где был снят «Развод Надера и Симин», на территорию европейского кино). Китаец Цзя Чжанкэ был отмечен призом за лучший сценарий («Печать греха»), а приз жюри, как правило, отражающий вкусы председателя, присужден неглубокой, но симпатичной драме японца Хирокадзу Кореэды «Яблоко от яблони» – об обмененных в роддоме детях.

cannes2013-JIA-Zhangke
«Печать греха»

Не смог испортить ощущения удачно выполненной миссии даже неожиданный приз за режиссуру мексиканцу Амату Эскаланте (его фильм «Эли» получил самые низкие оценки в рейтинге международной критики). Как и то, что без призов остались две значительные картины про то, что «все вокруг умирает». Так сформулировал свои ощущения главный герой «Великой красоты» (в исполнении Тони Сервильо), и то же настроение всеобщего упадка царит в вампирской истории Джима Джармуша «Выживут только влюбленные». Но в конце концов, логично, что на фестивале, где победили жизнь и молодость, о смерти и увядании решили не вспоминать.

cannes2013-heli
«Эли»

Из многочисленных призеров параллельных программ упомянем несовершенную, но удивительно богатую по фактуре и идеям короткометражку Дарьи Беловой «Иди и играй», получившей приз «Открытие» в каннской неделе критики. Картина представляет собой вольный парафраз на темы «Иванова детства», действие которого перенесено в современный Берлин, где в сознании мальчика открывается портал, ведущий в военную память города. Это даже не дипломная, а курсовая работа студентки берлинской киношколы, дающая надежду на будущее и тем, кто следит за нашим кино.

Кантемир Балагов: «Камера – это чей-то взгляд»

№5/6, май-июнь

Кантемир Балагов: «Камера – это чей-то взгляд»

Петр Шепотинник, Ася Колодижнер

Беседу ведут Ася Колодижнер и Петр Шепотинник.

Колонка главного редактора

Есть ли в России культурная политика?

16.08.2013

Интервью «Ведомостям» о том, есть ли в России культурная политика, почему не хватает творческой среды и о питчинге кинопроектов. 

Новости

Музей современного искусства «ГАРАЖ» открывает новый сезон кинопоказов

28.04.2018

С 4 мая по 9 сентября Музей современного искусства «Гараж» покажет новую кинопрограмму в летнем кинотеатре Garage Screen. Программа кинотеатра построена по принципу синематеки и разбита на несколько постоянных рубрик. По традиции некоторые кинопоказы будут сопровождаться лекциями и дискуссиями. Публикуем подробности о программе и расписание на май.