Кинг & Кэрри

  • Блоги
  • Нина Цыркун

14 ноября в российский прокат вышел «Телекинез» – ужастик, снятый режиссером Кимберли Пирс по роману Стивена Кинга «Кэрри». Нина Цыркун сравнивает картину со знаменитой экранизацией Брайана Де Пальмы 1976 года и находит целый ряд существенных отличий.


В Голливуде, по-видимому, тоже наблюдается жанровый кризис, как и в России. Отсюда римейки. Считается также, что каждое поколение должно получить свою версию классического сюжета, с поправками на требования эпохи. Хотя, пересмотрев в связи с выходом на экраны «Телекинеза» первую экранизацию романа Стивена Кинга – «Кэрри» Брайана Де Пальмы (1976), я убедилась, что она совсем не устарела. Что же касается модификаций в духе времени, то в нынешней они сводятся к одному – использованию сотовых телефонов и размещению видео в соцсетях – и впрямь любимой забавы старшеклассниц.

«Телекинез» (оригинальное название картины, как и у Де Пальмы, не отличается от заглавия романа – Carrie) поручили снимать Кимберли Пирс – женщине несентиментальной и хорошо знающей гендерные особенности (она дебютировала драмой о девушке-трансвеститке «Парни не плачут»). Пирс понимает, что такое быть чужаком, аутсайдером в замкнутой общине и стать мишенью ненависти в среДе девочек-подростков – а ведь именно об этом, а не о сверхчеловеческих способностях Кэрри Уайт роман мастера хорроров.

Когда у Де Пальмы Сисси Спейсек играла 17-летнюю Кэрри, ей самой было 27. Теперь 16-летняя Хлоя Грейс Морец играет свою сверстницу. Вроде бы в результате должно получиться нечто более «аутентичное», извините за выражение. На самом деле этого не происходит. Сисси Спейсек – худая, плоскогрудая, веснушчатая, с белесыми ресницами и жидкими рыжими патлами, с затравленным взглядом – действительно выглядела изгоем. А Хлоя, едва вышедшая из образа отчаянной Минди-Убивашки («Пипец»), очаровательная, со взглядом лукавым, хитроватым, бросающем тайный вызов – словом, каким угодно, только не затравленным, – на изгоя не похожа. Она похожа на девочку, которая таковым представляется ради каких-то своих тайных целей. А это уже из другой оперы.

Carrie-2
«Телекинез»

Фильм лишился одной из своих лучших и драматичнейших сцен, которую уже нельзя было повторить при этом кастинге: превращения гадкого утенка в прекрасного лебедя, когда выбранные королем и королевой выпускного бала Кэрри и Томми (Энсел Элгорт) идут к сцене, и девочка на наших глазах преображается, становится настоящей красавицей – от того, что почувствовала уверенность в себе.

carrie 1976
«Кэрри», режиссер Брайан Де Пальма

Эта кульминационная точка обостряла ощущение грядущей беды – было понятно, что дальше все может быть только хуже, ужаснее. (Стивен Кинг и сам пережил такой момент, когда «Кэрри» вывела его из безвестности и почти нищеты в мировую знаменитость. Так что этот эпизод был для писателя очень важен).

Надо также сказать, что «Телекинез» – не римейк, а просто другая экранизация романа. И это хорошо, потому что удачных, а тем более превосходящих оригинал римейков этого произведения я что-то не припомню. Естественно, в первую очередь Кимберли Пирс стремилась к тому, чтобы ее работа отличалась от той, почти сорокалетней давности. Гаджеты – это, конечно, первое, что приходит в голову, что лежит на поверхности, и если переносить действие в сегодняшний день, без них не обойтись.


«Телекинез», трейлер

Но, во-первых, ей нужно было начать с чего-то не менее шокирующего, чем у Де Пальмы – а у него был ни много, ни мало целый парад обнаженных девушек-подростков в душевой после урока физкультуры. Понятно, что повторять эту сцену было бы самоубийственно; авторы сценария Лоуренс Коэн (бывший соавтором и первой «Кэрри») и Роберто Агирре-Сакаса нашли выход: они предложили мрачный эпизод рождения девочки, обозначивший тему ее отношений (любви-ненависти) с матерью, религиозной фанатичкой. Джулианны Мур в роли матери на этот раз на экране гораздо больше, чем не менее замечательной Пайпер Лори, и, как ни странно, внешне она больше похожа на мать Сисси Спейсек, чем Хлои Грейс Морец.

Carrie-4
«Телекинез»

Во-вторых, создатели «Телекинеза» – в отличие от экономного Де Пальмы – почти сразу поставили зрителя в известность о чудесном даре телекинеза. И вот тут они просчитались. Насколько я понимаю замысел Стивена Кинга, он хотел подчеркнуть, что эти способности проявлялись у Кэрри помимо ее воли, спонтанно, но в то же время как загнанная в глубины подсознания реакция протеста. Теперь же эта способность получила чуть ли не квазинаучное объяснение: новая Кэрри управляет телекинезом силой своей мысли. А поскольку ужас зрители успели пережить в первом кровавом эпизоде ее появления на свет, то саспенс ослабляется еще ощутимее. Правда, возникает другой эффект – накал страсти в завязке закольцовывает кровавую баню в финале. Так что в своей логике «Телекинезу» не откажешь.

Следы ведут в лес. «След зверя», режиссер Агнешка Холланд

№2, февраль

Следы ведут в лес. «След зверя», режиссер Агнешка Холланд

Андрей Плахов

«След зверя» Агнешки Холланд перекликается с фильмом-победителем Берлинале «О теле и душе» Ильдико Эньеди. Оба поставлены именитыми режиссерами-женщинами из Восточной Европы, в обоих идет речь о цене истребления животных и ставится вопрос об их загадочной душе. В остальном эти фильмы расходятся в разных направлениях.

Неотвратимость перезагрузки

Колонка главного редактора

Неотвратимость перезагрузки

22.09.2011

Одна из многих необъяснимых, но и чудесных особенностей нашей вечно неопределенной, «живой» российской Системы жизни — уклонение от достоверных знаний о самой себе. А значит, и от понимания причин происходящего — того, как один элемент целого не всегда напрямую, но косвенно, опосредованно связан с другим. Это неведение, видимо, всем удобно, оно позволяет многое делать, как говорят, «по понятиям» — закулисно, там, где на самом деле люди доверяют друг другу, и непременно в обход общих интересов.

Новости

Мировая премьера «Трудно быть богом» состоится в Риме

12.08.2013

Кинодраматург, главред «Ленфильма», вдова и постоянный соавтор Алексея Ю. Германа Светлана Кармалита рассказала о последних этапах работы над картиной и раскрыла подробности ее будущей фестивальной судьбы.