ММКФ-2015. Классовые отношения

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

Недовольство решениями жюри, как и обвинения его в некомпетентности, явления привычные и естественные. Последнее время, однако, это недовольство регулярно обнаруживает основания большие, нежели просто огорчение фестивальными итогами и досада от того, что чей-то фаворит остался без призов. Непрофессионализм каннского жюри этого года под председательством братьев Коэн признан профессиональным сообществом практически единодушно. Острое, если говорить о критическом сообществе, недоумение вызывает и полное игнорирование командой жюри с участием Александра Сокурова лучшего фильма на мкф «Зеркало». Зара Абдуллаева разбирает еще две, по ее мнению, аналогичных истории, случившихся на ММКФ.


mmkf logoЕркебулан Даиров (Дайыров) получил на ММКФ-2015 приз «За главную мужскую роль» в фильме казахского режиссера Жасулана Пошанова «Шлагбаум». Хм. Оригинальное решение. Если поиметь в виду, что немецкие актеры в фильме Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр», о котором мы писали, были несравненными в конкурсной программе. Конечно, сердцу (жюри) не прикажешь. Тем более что Даиров сыграл персонажа по имени Рауана, охранника клуба, «рулевого» шлагбаума перед кварталом элитных домов и тотального лузера, вполне прилично. Хотя и без приметных затей.

Простецкий, но непротивный казахстанский фильм «Шлагбаум» – скромная агитка, схематизирующая классовую вину богатых перед бедными. Режиссер действительно озабочен болезненным состоянием казахстанского общества. Рауан с братишкой не имеют жилья, их выгоняют из убогого убежища за неуплату. Рауан, способный боксер, не может заработать и в этом бизнесе, откуда его выталкивают за пропущенные тренировки из-за работы у пульта шлагбаума. Охранником клуба ему тоже не быть – он пьяных девок «развернул», и они настучали хозяину. А провинциального бедолагу измордовали бодигарды владельца клуба в кровь и в хлам. Тут назревает бунт оскорбленного парии. Младшего брата, у которого талант художника (об этом докладывается в реплике) учить в городе не на что. Зато сын нефтянника намерен поступить в британский универ, но избитый разъяренным Рауаном выходит с отцовским ружьем отомстить. Ну как не выдать награду нормальному артисту в социально важной роли? Все-таки классовые бездны по-прежнему гнетут поборников свободы, равенства, братства, которые усвоил французский гражданин Анно.

mmkf schlagbaum2«Шлагбаум»

Даиров, не повинный в том, что «обыграл», по мнению московских судей, выдающихся немецких актеров, отвечает за ту актерскую манеру на экране, которая обычно привлекает фестивальщиков так называемой достоверностью. И некоторой угловатостью, она же условие взыскуемой киногении, не раздражающей артистической неординарностью. Она-то и вызвала, наверное, неприятие жюри, посмотревших фильм Миндадзе с четверкой экспансивных немецких тонкачей и первачей.

Не менее комично поступило и жюри ФИПРЕССИ, выдав свой приз ливанскому фильму «Дорога» Раны Салем. Она же в нем сыграла одну из двух главных ролей. Эта «Дорога» – образчик пародии на фестивальные клише. Почти немой фильм, долгие бессмысленные планы, европейская фактура, антураж, привычки супружеской парочки. Он (муж) копается в огороде, а по вечерам в клубе отрывается то в роли диджея, то «актуального художника», автора инсталляций. Она грустит, стоит часто под душем, отдыхает в ванной, валяется в постели и постоянно снимает себя на камеру с таймером. Тоже, небось, художница, но об этом в фильме ни звука.

 mmkf doroga«Дорога»

Вообще кто они, откуда, чем озабочены, режиссера не волнует. Она упивается собственным изображением, красивыми горными пейзажами с курящимися облаками, а в предфинале пересказывает выспренний текст про увиденный сон.

mmkf doroga2«Дорога»

Столь натужное самолюбование, тягучий и пустой квазиарт способны подкупить только «синефильское» жюри. Что ж, критики – тоже, увы, люди. Это многое объясняет.

Фотография 60-х. Новый канон

№4, апрель

Фотография 60-х. Новый канон

Екатерина Викулина

«Оттепель – эпоха многосложная; ее невозможно осмыслить по лекалам, описывающим «советское». Несмотря на попытку перезагрузить социализм, вернувшись к ленинским истокам, несмотря на устремленность одновременно в прошлое и будущее, эта эпоха оказалась созвучна процессам, происходившим на Западе (студенческие бунты, сексуальная революция). Одним из ключевых понятий, вокруг которого выстраивается оттепельный код, является телесность.

Колонка главного редактора

Как вернуть зрителя российскому кинематографу?

24.01.2014

К. ЛАРИНА: Добрый день. В студии ведущая Ксения Ларина. Мы начинаем программу «Культурный шок». Сегодня мы вновь говорим, поскольку есть повод. Вновь возникла идея введения квотирования российского кино. Эту идею высказал в очередной раз министр культуры Владимир Мединский: «Квотирование российского кино вводить надо, без этого российскому кино не поможешь. 

Новости

Опубликована программа XIV Международного Канского Видеофестиваля

06.08.2015

XIV Международный Канский Видеофестиваль пройдет с 23 по 29 августа 2015 года в городе Канске. Основной конкурс включает 21 фильм из Аргентины, Бразилии, Бельгии, Германии, Испании, Италии, Канады, Нидерландов, России, Филиппин и Финляндии. Все они поборятся за Гран-при фестиваля — «Золотой пальмовый секатор».