ММКФ-2015. Классовые отношения

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

Недовольство решениями жюри, как и обвинения его в некомпетентности, явления привычные и естественные. Последнее время, однако, это недовольство регулярно обнаруживает основания большие, нежели просто огорчение фестивальными итогами и досада от того, что чей-то фаворит остался без призов. Непрофессионализм каннского жюри этого года под председательством братьев Коэн признан профессиональным сообществом практически единодушно. Острое, если говорить о критическом сообществе, недоумение вызывает и полное игнорирование командой жюри с участием Александра Сокурова лучшего фильма на мкф «Зеркало». Зара Абдуллаева разбирает еще две, по ее мнению, аналогичных истории, случившихся на ММКФ.


mmkf logoЕркебулан Даиров (Дайыров) получил на ММКФ-2015 приз «За главную мужскую роль» в фильме казахского режиссера Жасулана Пошанова «Шлагбаум». Хм. Оригинальное решение. Если поиметь в виду, что немецкие актеры в фильме Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр», о котором мы писали, были несравненными в конкурсной программе. Конечно, сердцу (жюри) не прикажешь. Тем более что Даиров сыграл персонажа по имени Рауана, охранника клуба, «рулевого» шлагбаума перед кварталом элитных домов и тотального лузера, вполне прилично. Хотя и без приметных затей.

Простецкий, но непротивный казахстанский фильм «Шлагбаум» – скромная агитка, схематизирующая классовую вину богатых перед бедными. Режиссер действительно озабочен болезненным состоянием казахстанского общества. Рауан с братишкой не имеют жилья, их выгоняют из убогого убежища за неуплату. Рауан, способный боксер, не может заработать и в этом бизнесе, откуда его выталкивают за пропущенные тренировки из-за работы у пульта шлагбаума. Охранником клуба ему тоже не быть – он пьяных девок «развернул», и они настучали хозяину. А провинциального бедолагу измордовали бодигарды владельца клуба в кровь и в хлам. Тут назревает бунт оскорбленного парии. Младшего брата, у которого талант художника (об этом докладывается в реплике) учить в городе не на что. Зато сын нефтянника намерен поступить в британский универ, но избитый разъяренным Рауаном выходит с отцовским ружьем отомстить. Ну как не выдать награду нормальному артисту в социально важной роли? Все-таки классовые бездны по-прежнему гнетут поборников свободы, равенства, братства, которые усвоил французский гражданин Анно.

mmkf schlagbaum2«Шлагбаум»

Даиров, не повинный в том, что «обыграл», по мнению московских судей, выдающихся немецких актеров, отвечает за ту актерскую манеру на экране, которая обычно привлекает фестивальщиков так называемой достоверностью. И некоторой угловатостью, она же условие взыскуемой киногении, не раздражающей артистической неординарностью. Она-то и вызвала, наверное, неприятие жюри, посмотревших фильм Миндадзе с четверкой экспансивных немецких тонкачей и первачей.

Не менее комично поступило и жюри ФИПРЕССИ, выдав свой приз ливанскому фильму «Дорога» Раны Салем. Она же в нем сыграла одну из двух главных ролей. Эта «Дорога» – образчик пародии на фестивальные клише. Почти немой фильм, долгие бессмысленные планы, европейская фактура, антураж, привычки супружеской парочки. Он (муж) копается в огороде, а по вечерам в клубе отрывается то в роли диджея, то «актуального художника», автора инсталляций. Она грустит, стоит часто под душем, отдыхает в ванной, валяется в постели и постоянно снимает себя на камеру с таймером. Тоже, небось, художница, но об этом в фильме ни звука.

 mmkf doroga«Дорога»

Вообще кто они, откуда, чем озабочены, режиссера не волнует. Она упивается собственным изображением, красивыми горными пейзажами с курящимися облаками, а в предфинале пересказывает выспренний текст про увиденный сон.

mmkf doroga2«Дорога»

Столь натужное самолюбование, тягучий и пустой квазиарт способны подкупить только «синефильское» жюри. Что ж, критики – тоже, увы, люди. Это многое объясняет.

Обратная сторона страны. «Кредит на убийство», режиссер Влади Антоневич

№1, январь

Обратная сторона страны. «Кредит на убийство», режиссер Влади Антоневич

Лариса Малюкова

«Лаура, скажи, пожалуйста, что это фейк, умоляю!» Подростки из разных стран смотрят видеоролик, гуляющий в Сети в 2007-м под названием «Убийство таджика и дагестанца». Заснятая в реальном времени казнь двух мигрантов. Ни тел, ни убийц так и не нашли. Следователям было не того. Первым делом они задались вопросом: не террористов ли замочили в том злополучном лесу? Вторым – объявили ролик муляжом. Но отец одного из зверски убитых мальчиков признал в нем своего сына Шамиля Удаманова. И тогда ему сказали: «Ищите сами».

Колонка главного редактора

Все согласны на моральную катастрофу

14.11.2011

Интервью Даниила Дондурея «Новой газете» о кризисе морали в современном российском обществе.

Новости

2morrow/Завтра просит о помощи

30.07.2014

30 июля 2014 года директор Международного фестиваля независимого кино «2morrow/Завтра» Ольга Дыховичная вместе с командой фестиваля на страничке фестиваля в Фейсбуке опубликовала обращение, которое мы считаем нужным поддержать и распространить.