Король и хот-дог

  • Блоги
  • Нина Цыркун

О мелочах, ответственных за судьбы человечества, и тайных фобиях президентов великих держав в комедии «Гайд-парк на Гудзоне» – Нина Цыркун.

Роджер Мичелл, режиссер «Гайд-парка на Гудзоне», родился в семье дипломата, в детстве побывал с родителями в разных странах и видел господ из высоких политических сфер в закулисье, без галстуков. Поэтому у него нет особого пиетета перед сильными мира сего, что как раз и важно для этого фильма, где президент и король едят, пьют, носят пиджаки и раздеваются на ночь, с облегчением сбрасывая партикулярную одежду. Но речь в картине, конечно, не об этом, хотя точное воспроизведение вещественной среды и правды поведения здесь чрезвычайно важны, иначе получилась бы липа.

Несколько дней из жизни 32-го президента Америки Франклина Делано Рузвельта показаны глазами очевидицы – Маргарет «Дейзи» Сакли, его шестиюродной сестры и любовницы. В основу сценария легли фрагменты ее дневника, обнаруженные в саквояже под кроватью после смерти этой дамы, случившейся в 1991 году на сотом году жизни. События происходят в июне 1939 года, накануне Второй мировой войны; частный, неофициальный визит британской королевской четы, «завернувшей» в резиденцию Рузвельта по дороге из Канады в Лондон, может сыграть решающую роль в ходе ожидаемой войны. И все зависит о того, как сложатся отношения Георга V и ФДР.

HYDE-park
«Гайд-парк на Гудзоне»

В пьесе Эжена Скриба «Стакан воды» судьбоносное решение о подписании мирного договора между Великобританией и Францией зависит, если вкратце, от того, кто подаст королеве Анне воды во время карточной игры. Скриб, как известно, мастер так называемой «хорошо сделанной пьесы»: он знал, на какой крючок легче всего подцепить зрителя и как сделать, чтобы тот не сорвался. Автор сценария «Гайд-парка» Ричард Нельсон как будто следует заветам Скриба: ловит зрителя на любовную историю президента и его кузины, незаметно поворачивая действие острием к визиту королевской четы, как уже было сказано, поистине судьбоносному. И так же, как от пресловутого стакана воды зависела в XVIII веке судьба огромной части Европы, так и здесь от поведения короля, который либо будет держать марку первого аристократа, либо (о, ужас!) возьмет на пикнике рукой хот-дог и станет его есть под вспышками фотокамер, зависит будущее чуть ли не всего мира.

Рузвельт – один из самых известных, в том числе в России, американских президентов. Он четырежды избирался на этот пост и руководил страной в сложные годы Великой депрессии и Второй мировой войны. Его заслуги действительно велики, но и несколько преувеличены: в частности, преодолеть Депрессию удалось не столько благодаря его «новому курсу», сколько в результате военных заказов, посыпавшихся в военное время на Америку, и притока капитала. Так или иначе, нужен был снайперский выбор актера на роль известного и харизматичного лидера. То, что им стал Билл Мюррей, поначалу удивляет – все-таки он привычен нам в ролях комедийных. Но тут, кстати, его комический дар не проигнорирован: заговорщицкие подмигиванья и улыбочки типа «знает кошка, чье мясо съела» утепляют образ президента, знакомого теперь в основном по официальным портретам.

hyde park a l
«Гайд-парк на Гудзоне»

На портретах Рузвельт, в 39 лет перенесший полиомиелит и с тех пор страдавший параличом ног, никогда не изображался в инвалидной коляске. И на пленку его тоже так никогда не снимали. При том, что ФДР научился ловко управлять коляской, лихо водил автомобиль, его как мужчину физическая немощь сильно удручала. Может быть, поэтому он пытался компенсировать ее амурными связями, о которых прекрасно знала его жена Элеонора.

Со своей стороны Георг тоже ущемлен – у него расстройство речи, о чем нам хорошо известно по фильму «Король говорит!». Георга играет Сэмюел Уэст, и что ему, бедному, было делать после Колина Ферта, исчерпавшего роль до дна, как не имитировать предшественника?

И вот двое самых влиятельных мужчин в мире встречаются ночью, чтобы поговорить по душам и поделиться тайнами. К этому моменту нам уже ясно, что каждый из них находится под влиянием – один под властью деспотичной матушки, другой под издевательским диктатом жены. Но главная их боль – то, что народы, которые они пасут, не желают видеть олицетворенную власть хоть в чем-то несовершенной. Слабость носителя власти ощущается как нелигитимность. Что интеллект, что воля, что благородство! Главное, чтоб костюмчик сидел и под ним угадывался альфа-самец.

Ну, а Маргарет, которую явно с задней мыслью пригласила в дом сына миссис Рузвельт, играет Лора Линни. На фоне самоуверенных, знающих себе цену женщин пятидесятилетняя и не очень привлекательная «Маргаритка» (Дейзи – ее домашнее имя) выглядит робкой, даже жалкой, и тем, видимо, она и мила ФДР, мечтающем не о мировом господстве и не об экспансии Америки, а о чем-то человеческом, слишком человеческом.

hyde-park-on-the-hudson-img02
«Гайд-парк на Гудзоне»

Маленькие жизни. «Оскар» и Берлин: глобальному посланию веры больше нет

№2, февраль

Маленькие жизни. «Оскар» и Берлин: глобальному посланию веры больше нет

Антон Долин

1 Значит, «Лунный свет». Обратная сторона дня, ночное животное, а не фильм. Теневой лидер симпатий, снятый за полтора миллиона долларов, со своими восемью номинациями против заведомо (казалось) победоносных четырнадцати «Ла-Ла Ленда» вдруг взял самую гламурную и авторитетную кинопремию в мире. Кажется, Барри Дженкинс, три­дцатисемилетний режиссер и сценарист – с еще одним персональным «Оскаром» за сценарий (лишь формально адаптированный, ведь первоисточник драматурга Тарелла Элвина Маккрейни даже не опубликован и сильнейшим образом переписан), – сам был не в меньшем шоке, чем зрители. Тем более что вручение сопровождалось неслыханным конфузом.

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Телевизор – главный инструмент управления страной»

08.11.2012

Сохранение советского мировоззрения и мягкое принуждение граждан к непрерывным развлечениям, – таковы основные идеологические задачи, решаемые сегодня при помощи управления СМИ, считает культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино». Републикуем интервью, данное журналу «Нескучный сад».

Новости

В Москве вручили «Нику»

03.04.2013

В Москве академики российского академии кинематографических искусств раздали премию «Ника». Лучшей картиной минувшего 2012 года стал «Фауст» Александра Сокурова. Сам Сокуров был признан лучшим режиссером, а его постоянный соавтор и сценарист «Фауста» Юрий Арабов – лучшим сценаристом.