Ликвидация

  • Блоги
  • Нина Цыркун

О том, что объединяет американских «Охотников на гагстеров» и российский телесериал про участкового, – Нина Цыркун.


Так совпало, что «Охотники на гангстеров» Рубена Флейшера (The Gangster Squad, 2012) вышли на наши экраны одновременно с телесериалом Александра Хвана «Марьина роща». Что с того? Действительно, что общего между голливудским гламуром одного и коммунально-трущобной сермягой другого?

gangster-squad
«Охотники на гангстеров»

Вроде бы «Охотников» логичнее поставить в ряд с «Секретами Лос-Анджелеса» и «Неприкасаемыми», а «Рощу», скажем, с «Местом встречи…» и «Ликвидацией», но не получается. Ловко скроенные и ладно сшитые новые переделки вечных сюжетов никак не укладываются в одну ячейку с этими по своему реалистичными хитами про то, как хорошие парни разделываются с плохими. А вот друг с другом они забавно корресподируют. Там и здесь одно и то же время действия – первые послевоенные годы; там и здесь главный герой – ветеран, вернувшийся с войны и поступающий на работу в полицию (милицию); один, сержант О’Мара (Джош Бролин) получает от начальства карт-бланш на уничтожение гангстерской банды; другой, Константин Трошин (Александр Домогаров) это право искоренить бандитов на вверенном ему участке практически сам себе присваивает, потому что закон в чистом виде в обоих случаях бессилен; того и другого начальство использует, подставляет и предает…

gangster-squad 01202012 193925
«Охотники на гангстеров»

Каталог соответствий можно продолжать, да смысла нет: все это слагаемые тривиальные, характерные для криминального жанра, и не это сближает американский фильм и российский сериал. А по-настоящему роднит их то, что  при наличии довольно примитивного сюжета оба режиссера с ностальгическим упоением взялись за воспроизведение узнаваемых зримых черт эпохи, так что сама форма, точнее – ее визуальный покров, имитируя эффект реального, стала в обоих случаях исчерпывающим содержанием.

Содержание в результате получается, конечно, разным. У Хвана топорная, но аутентичная форма советского участкового (толстая шинель и квелая мерлушковая шапчонка), коммунальный быт, перемежаемый окрашенными сепией кадрами хроники, вместе с крепдешиновыми платьями и шубками марух создают ощущение пропитанного живым человеческим теплом скудного уюта. У Флейшера элегантные костюмы обитателей шикарного лос-анджелесского Бербенка и умопомрачительные наряды подружки гангстера Грейс (Эмма Стоун), затянутой в корсет, чтобы приблизить фигуру актрисы к идеалу «песочных часов» послевоенной эпохи, создают картинку палп-журналов, аранжированных под стилистику комикса. О последнем, кстати, напоминают не только подчеркнуто стилизованные титры, но и сломанный гуммозный нос бывшего профессионального боксера, ставшего гангстером, Микки Коэна, отсылающий к карикатурно-гротескным персонажам «Дика Трейси» Уоррена Битти. И вот тут, надо признать, колдовское обольщение видимостями спотыкается о талант Шона Пенна, который никакими миражами не скроешь.

gangster-squad-movie-image-sean-penn
«Охотники на гангстеров»

Пенн выламывается даже из великолепного мужского ансамбля, где, кроме Джоша Бролина, точно, в рамках отведенного им экранного времени и исполнительской функции играют своих героев, вышедших на тайную войну с криминалом, Райан Гослинг, Джованни Рибизи, Роберт Патрик, Энтони Мэки, Майкл Пена. Плейбой, специалист по электронике, одинокий коп-маргинал, чернокожий метатель ножей, наивный и верный в дружбе мексиканец – набор, что называется, репрезентативный, необходимый и достаточный, только по числу уступающий,  к примеру, легендарной «Великолепной семерке».  Микки и его команда выходит против них не только с автоматом Томпсона; он вооружен философией. Микки прибыл в Лос-Анджелес из Нью-Йорка, чтобы уйти из-под крыла Меира Лански, стать полновластным хозяином одной из богатейшей территорий страны. И жонглирует важнейшим для американского самосознания идейным комплексом «манифеста судьбы» (или «явного предназначения»), родившимся во времена фронтира, который в  толковании беспощадного гангстера оправдывает беспредельную свободу, то есть преступный произвол и безмерную, патологическую жестокость.

И все же, несмотря на яростную игру, эта роль не войдет в золотой фонд выдающейся фильмографии Шона Пенна, забудется вместе с фильмом, который, тем не менее, благодаря мастерской эквилибристике обольстительных видимостей, смотреть иногда жутко, иногда приятно, но все время (почти два часа) интересно.


Gangster Squad - Official Trailer #2 (HD)

Табу и эрзацы. О цензуре и системе политических имитаций

№3, март

Табу и эрзацы. О цензуре и системе политических имитаций

Владимир Мирзоев

Культ и культура – две ветви цветущего древа цивилизации, с тех пор как они разминулись (окончательно в эпоху Просвещения), функции у них разные, плоды на вкус тоже. Я бы сказал, культ и культура стали отличной диалектической парой. Им бы любоваться друг другом, а они вечно враждуют, ревнуют и исходят злобой. Культ создает систему устойчивых табу, провоцируя в обывателе невроз и духовную (мифопоэтическую) экзальтацию, культура эти табу терпеливо расколдовывает, снимая напряжение, рационализируя любую проблему и возвращая субъекту свободу выбора. По-моему, для развития вида homo sapiens в равной степени важно и то...

Колонка главного редактора

Трудная жизнь без цензуры

11.02.2012

Я восемнадцать лет являюсь главным редактором журнала, и не было ни одного текста, по поводу которого у меня  возникало бы сомнение: а можно ли это опубликовать? Не  будет ли опасности для «Искусство кино», для меня, для нашего министерства, спонсоров? Не было ощущения несвободы. Итак: цензура. Куда она подевалась?

Новости

В Вологде победил «Натюрморт» Уберто Пазолини

09.07.2014

8 июля в Вологде завершился 5-й международный фестиваль молодого европейского кино VOICES (название расшифровывается как Vologda Independent Cinema from European Screens).