Ликвидация

  • Блоги
  • Нина Цыркун

О том, что объединяет американских «Охотников на гагстеров» и российский телесериал про участкового, – Нина Цыркун.


Так совпало, что «Охотники на гангстеров» Рубена Флейшера (The Gangster Squad, 2012) вышли на наши экраны одновременно с телесериалом Александра Хвана «Марьина роща». Что с того? Действительно, что общего между голливудским гламуром одного и коммунально-трущобной сермягой другого?

gangster-squad
«Охотники на гангстеров»

Вроде бы «Охотников» логичнее поставить в ряд с «Секретами Лос-Анджелеса» и «Неприкасаемыми», а «Рощу», скажем, с «Местом встречи…» и «Ликвидацией», но не получается. Ловко скроенные и ладно сшитые новые переделки вечных сюжетов никак не укладываются в одну ячейку с этими по своему реалистичными хитами про то, как хорошие парни разделываются с плохими. А вот друг с другом они забавно корресподируют. Там и здесь одно и то же время действия – первые послевоенные годы; там и здесь главный герой – ветеран, вернувшийся с войны и поступающий на работу в полицию (милицию); один, сержант О’Мара (Джош Бролин) получает от начальства карт-бланш на уничтожение гангстерской банды; другой, Константин Трошин (Александр Домогаров) это право искоренить бандитов на вверенном ему участке практически сам себе присваивает, потому что закон в чистом виде в обоих случаях бессилен; того и другого начальство использует, подставляет и предает…

gangster-squad 01202012 193925
«Охотники на гангстеров»

Каталог соответствий можно продолжать, да смысла нет: все это слагаемые тривиальные, характерные для криминального жанра, и не это сближает американский фильм и российский сериал. А по-настоящему роднит их то, что  при наличии довольно примитивного сюжета оба режиссера с ностальгическим упоением взялись за воспроизведение узнаваемых зримых черт эпохи, так что сама форма, точнее – ее визуальный покров, имитируя эффект реального, стала в обоих случаях исчерпывающим содержанием.

Содержание в результате получается, конечно, разным. У Хвана топорная, но аутентичная форма советского участкового (толстая шинель и квелая мерлушковая шапчонка), коммунальный быт, перемежаемый окрашенными сепией кадрами хроники, вместе с крепдешиновыми платьями и шубками марух создают ощущение пропитанного живым человеческим теплом скудного уюта. У Флейшера элегантные костюмы обитателей шикарного лос-анджелесского Бербенка и умопомрачительные наряды подружки гангстера Грейс (Эмма Стоун), затянутой в корсет, чтобы приблизить фигуру актрисы к идеалу «песочных часов» послевоенной эпохи, создают картинку палп-журналов, аранжированных под стилистику комикса. О последнем, кстати, напоминают не только подчеркнуто стилизованные титры, но и сломанный гуммозный нос бывшего профессионального боксера, ставшего гангстером, Микки Коэна, отсылающий к карикатурно-гротескным персонажам «Дика Трейси» Уоррена Битти. И вот тут, надо признать, колдовское обольщение видимостями спотыкается о талант Шона Пенна, который никакими миражами не скроешь.

gangster-squad-movie-image-sean-penn
«Охотники на гангстеров»

Пенн выламывается даже из великолепного мужского ансамбля, где, кроме Джоша Бролина, точно, в рамках отведенного им экранного времени и исполнительской функции играют своих героев, вышедших на тайную войну с криминалом, Райан Гослинг, Джованни Рибизи, Роберт Патрик, Энтони Мэки, Майкл Пена. Плейбой, специалист по электронике, одинокий коп-маргинал, чернокожий метатель ножей, наивный и верный в дружбе мексиканец – набор, что называется, репрезентативный, необходимый и достаточный, только по числу уступающий,  к примеру, легендарной «Великолепной семерке».  Микки и его команда выходит против них не только с автоматом Томпсона; он вооружен философией. Микки прибыл в Лос-Анджелес из Нью-Йорка, чтобы уйти из-под крыла Меира Лански, стать полновластным хозяином одной из богатейшей территорий страны. И жонглирует важнейшим для американского самосознания идейным комплексом «манифеста судьбы» (или «явного предназначения»), родившимся во времена фронтира, который в  толковании беспощадного гангстера оправдывает беспредельную свободу, то есть преступный произвол и безмерную, патологическую жестокость.

И все же, несмотря на яростную игру, эта роль не войдет в золотой фонд выдающейся фильмографии Шона Пенна, забудется вместе с фильмом, который, тем не менее, благодаря мастерской эквилибристике обольстительных видимостей, смотреть иногда жутко, иногда приятно, но все время (почти два часа) интересно.


Gangster Squad - Official Trailer #2 (HD)

«Оттепель». Цена названия

№4, апрель

«Оттепель». Цена названия

Владимир Левашов

Рецензия на выставки «Оттепель» в Новой Третьяковке и «Московская оттепель: 1953–1968» в Музее Москвы.

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Телевизор – главный инструмент управления страной»

08.11.2012

Сохранение советского мировоззрения и мягкое принуждение граждан к непрерывным развлечениям, – таковы основные идеологические задачи, решаемые сегодня при помощи управления СМИ, считает культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино». Републикуем интервью, данное журналу «Нескучный сад».

Новости

Студия Disney приобрела LucasFilm Ltd

31.10.2012

30 октября 2012 года студия Disney объявила о приобретении компании LucasFilm Ltd, единственный, теперь уже бывший владелец которой – Джордж Лукас, создавший на ее базе шесть эпизодов фантастической франшизы «Звездные войны».