Ликвидация

  • Блоги
  • Нина Цыркун

О том, что объединяет американских «Охотников на гагстеров» и российский телесериал про участкового, – Нина Цыркун.


Так совпало, что «Охотники на гангстеров» Рубена Флейшера (The Gangster Squad, 2012) вышли на наши экраны одновременно с телесериалом Александра Хвана «Марьина роща». Что с того? Действительно, что общего между голливудским гламуром одного и коммунально-трущобной сермягой другого?

gangster-squad
«Охотники на гангстеров»

Вроде бы «Охотников» логичнее поставить в ряд с «Секретами Лос-Анджелеса» и «Неприкасаемыми», а «Рощу», скажем, с «Местом встречи…» и «Ликвидацией», но не получается. Ловко скроенные и ладно сшитые новые переделки вечных сюжетов никак не укладываются в одну ячейку с этими по своему реалистичными хитами про то, как хорошие парни разделываются с плохими. А вот друг с другом они забавно корресподируют. Там и здесь одно и то же время действия – первые послевоенные годы; там и здесь главный герой – ветеран, вернувшийся с войны и поступающий на работу в полицию (милицию); один, сержант О’Мара (Джош Бролин) получает от начальства карт-бланш на уничтожение гангстерской банды; другой, Константин Трошин (Александр Домогаров) это право искоренить бандитов на вверенном ему участке практически сам себе присваивает, потому что закон в чистом виде в обоих случаях бессилен; того и другого начальство использует, подставляет и предает…

gangster-squad 01202012 193925
«Охотники на гангстеров»

Каталог соответствий можно продолжать, да смысла нет: все это слагаемые тривиальные, характерные для криминального жанра, и не это сближает американский фильм и российский сериал. А по-настоящему роднит их то, что  при наличии довольно примитивного сюжета оба режиссера с ностальгическим упоением взялись за воспроизведение узнаваемых зримых черт эпохи, так что сама форма, точнее – ее визуальный покров, имитируя эффект реального, стала в обоих случаях исчерпывающим содержанием.

Содержание в результате получается, конечно, разным. У Хвана топорная, но аутентичная форма советского участкового (толстая шинель и квелая мерлушковая шапчонка), коммунальный быт, перемежаемый окрашенными сепией кадрами хроники, вместе с крепдешиновыми платьями и шубками марух создают ощущение пропитанного живым человеческим теплом скудного уюта. У Флейшера элегантные костюмы обитателей шикарного лос-анджелесского Бербенка и умопомрачительные наряды подружки гангстера Грейс (Эмма Стоун), затянутой в корсет, чтобы приблизить фигуру актрисы к идеалу «песочных часов» послевоенной эпохи, создают картинку палп-журналов, аранжированных под стилистику комикса. О последнем, кстати, напоминают не только подчеркнуто стилизованные титры, но и сломанный гуммозный нос бывшего профессионального боксера, ставшего гангстером, Микки Коэна, отсылающий к карикатурно-гротескным персонажам «Дика Трейси» Уоррена Битти. И вот тут, надо признать, колдовское обольщение видимостями спотыкается о талант Шона Пенна, который никакими миражами не скроешь.

gangster-squad-movie-image-sean-penn
«Охотники на гангстеров»

Пенн выламывается даже из великолепного мужского ансамбля, где, кроме Джоша Бролина, точно, в рамках отведенного им экранного времени и исполнительской функции играют своих героев, вышедших на тайную войну с криминалом, Райан Гослинг, Джованни Рибизи, Роберт Патрик, Энтони Мэки, Майкл Пена. Плейбой, специалист по электронике, одинокий коп-маргинал, чернокожий метатель ножей, наивный и верный в дружбе мексиканец – набор, что называется, репрезентативный, необходимый и достаточный, только по числу уступающий,  к примеру, легендарной «Великолепной семерке».  Микки и его команда выходит против них не только с автоматом Томпсона; он вооружен философией. Микки прибыл в Лос-Анджелес из Нью-Йорка, чтобы уйти из-под крыла Меира Лански, стать полновластным хозяином одной из богатейшей территорий страны. И жонглирует важнейшим для американского самосознания идейным комплексом «манифеста судьбы» (или «явного предназначения»), родившимся во времена фронтира, который в  толковании беспощадного гангстера оправдывает беспредельную свободу, то есть преступный произвол и безмерную, патологическую жестокость.

И все же, несмотря на яростную игру, эта роль не войдет в золотой фонд выдающейся фильмографии Шона Пенна, забудется вместе с фильмом, который, тем не менее, благодаря мастерской эквилибристике обольстительных видимостей, смотреть иногда жутко, иногда приятно, но все время (почти два часа) интересно.


Gangster Squad - Official Trailer #2 (HD)

Между вымыслом и окопом. Украинская документалистика после Майдана

№1, январь

Между вымыслом и окопом. Украинская документалистика после Майдана

Дмитрий Десятерик

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ: ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ 1. Разговор об актуальной украинской документалистике[1] нужно начинать с перечня отсутствий. Чем была постсоветская Украина большую часть времени с момента обретения независимости? Сновидением государства о самом себе. Удерживала эту странную иллюзию скорее пассивность общества, нежели какая бы то ни было идеология. Экономика по преимуществу функционировала в тени, политика при сохранении выборного фасада являла собой систему «договорняков» – в фальсификациях не было потребности, потому что отдельные депутаты и целые партии перекупались уже в парламенте.

Колонка главного редактора

Персонально ваш

11.10.2015

― В Москве – 15 часов и 8 минут, и меня зовут Ольга Журавлёва, а персонально наш сегодня главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей.

Новости

Объявлены победители Берлинского кинофестиваля

17.02.2013

Вечером 16 февраля были объявлены лауреаты главной конкурсной программы 63-го Берлинского международного кинофестиваля. Главная награда форума – «Золотой медведь» за лучший фильм – был присужден социальной драме о взаимоотношениях матери и ее взрослого сына «Поза ребенка» (Pozitia Copilului) румынского режиссера Калина Питера Нецера. Гран-при жюри был вручен боснийцу Данису Тановичу за картину «Эпизод из жизни сборщика железа» (Epizoda u životu berača željeza) о жизни цыган.