Невольник чести

  • Блоги
  • Нина Цыркун

 

7 декабря в Москве, а затем и в Казани открывается традиционный фестиваль «Французское кино сегодня». Среди гостей – любимцы российской публики Режис Варнье с фильмом «Финишная прямая» про незрячего спортсмена-легкоатлета, Венсан Перес - он снялся в городской драме «Неслышное касание», и в числе других – актеры Даниэль Дюваль и Чеки Карьо, а также режиссер Оливье Маршаль, поставивший фильм, который демонстрируется на открытии фестиваля – гангстерскую ленту «Неприкасаемые».
Оригинальное название этого фильма – «Лионцы», и это гордое именование банды, реально бомбившей банки во Франции в 70-х годах, не раз звучит с экрана, потому что сами эти ребята почитали его собственным брендом. Так что зря в нашем прокате Лионцы превратились в «Неприкасаемых», тем более что этот термин закреплен за фильмами, которые регулярно выходят в США еще с 50-х годов: про то, как агент ФБР Элиот Несс, чтобы покончить с мафиозным кланом Аль Капоне, собирает ради этой святой цели группу профи с незапятнанной репутацией - их-то и называют неприкасаемыми. (Некстати подоспела еще и бельгийская комедия 2011 года с таким же оригинальным названием – остается только руками развести).
Оливье Маршаль тут, конечно, не при чем. Он туго знает свое дело как бывший полицейский и как набивший руку на гангстерско-сыщицком кино режиссер, в сущности, всегда рассказывающий про одно и тоже: одиночество, отчаяние и неприкаянность. Иногда его герой – сыщик, иногда наоборот, но от перемены мест суть не меняется: Маршаль отлично знает, что от сумы и от тюрьмы нельзя зарекаться нигде, не только в России. Но как все люди его поколения, он пребывает во власти прекрасной иллюзии, будто в недавно канувшие в прошлое времена в обоих мирах обитали прекрасные люди, одни жившие по понятиям, другие - по кодексу чести. И вот теперь тем, кто в те прекрасные времена начинал свою карьеру, тяжело расставаться с представлениями о чести, мужской дружбе и т.п. Поскольку на этот раз Маршаль экранизировал книгу отошедшего от дел гангстера из Лионцев Эдмона Видаля по прозвищу Момон, то и в качестве страдальца, раз невинно севшего и потом всю жизнь отрабатывающего, взламывая банковские сейфы, он и выступает. В этой роли предполагалось снимать Алена «Самурая» Делона, но он, видно, внимательно вглядевшись в свое отражение в зеркале, отказался, чтобы не портить о себе визуальное впечатление. 60-летнего Момона зато убедительно и без нажима, в эдакой габеновской манере, роднящей Момона с Пепе ле Моко, а фильм в целом с поэтическим реализмом Дювивье, сыграл Жерар Ланвен. Момон, выросший в цыганском таборе, стал жертвой своего понятия о чести: когда-то Серж Сюттель (Чеки Карьо) отбил его от своры школьных отморозков, и потом увел за собой на скользкую дорожку. Сюжет осложняется еще одной коллизией: в банде был стукач, надо выяснить кто именно. К интриге прилагаются все соответствующие компоненты: верная и честная жена (Валерия Кавалли), крошка-дочь и обстоятельства неодолимой силы. Ну и к финалу – главное разочарование в жизни. Снято лихо, сыграно вдумчиво; уже не так элегантно, как у Жана-Пьера Мельвиля и еще не так круто, как у Мартина Скорсезе, поставившего классический фильм про «Неприкасаемых». Остается посмотреть и сложить на полочку с фильмами, скопом стартовавшими в нашем прокате во второй половине года, где так или иначе герои решают одну и ту же задачку. Продолжение следует.

 

Сердце не на месте. «Аритмия», режиссер Борис Хлебников

№5/6, май-июнь

Сердце не на месте. «Аритмия», режиссер Борис Хлебников

Алексей Медведев

После того как событие случается, все его причины выглядят очевидными. Кажется, что оно не могло не произойти. Так было и с победой «Аритмии» на «Кинотавре». «Ведь Боря Хлебников такой хороший и добрый...», «Ведь Яценко и Горбачева такие классные...», «Ведь на душе так грустно, но и радостно тоже...», «Ведь так приятно напевать после фильма «Яхта, парус...» Сочинская легкая эйфория оборачивается таким легким маскировочным туманом, который не дает оценить масштаб и смысл происшедшего.

Колонка главного редактора

Творцам предлагается «лечь на сохранение»

01.12.2015

Попытка министра культуры Мединского постулировать взаимоотношения художника и государства требует пояснений. Даниил ДОНДУРЕЙ — специально для «Новой».

Новости

Главный свидетель отказался от показаний против Олега Сенцова

31.07.2015

Главный свидетель в деле Сенцова — Геннадий Афанасьев, уже осужденный за подготовку в Крыму терактов, — на суде по делу украинского режиссера Олега Сенцова отказался от собственных показаний, данных во время следствия. Геннадий Афанасьев заявил, что давал показания под давлением. Это заявление оказалось неожиданным не только для обвинения, но и для защиты.