Мистер и миссис Ватан. «Союзники», режиссер Роберт Земекис

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Продолжается прокат "Союзников" с Брэдом Питтом и Марион Котийяр в главных ролях. О романтической драме Роберта Земекиса, отсылающей к знаменитой "Касабланке" – Нина Цыркун .


Похоже, Роберт Земекис, любящий разнообразие, открыл новый жанр, точнее, жанровый гибрид – романтический шпионский ретро-триллер. Это еще не все слагаемые микста от мастера «больших историй» Земекиса под названием «Союзники». Главный компонент здесь, определяющий стилистику и общую тональность, исходный образец, по мерке которого замышлялся фильм, – ни много ни мало легендарная «Касабланка» Майкла Кёртица, вышедшая на экраны в 1942 году. Замысел, конечно, амбициозный, но Земекис слишком талантлив и мастеровит, чтобы просто вышивать по известной канве.

Зритель, поначалу обманутый кадрами прибытия канадского шпиона во Французское Марокко, оккупированное фашистами, вскоре понимает, что сюжет здесь совсем другой. Тем не менее время и место действия (все закручивается в той же Касабланке в том же 1942-ом году), роковая любовная история (хоть и не треугольник), атмосфера войны, обостряющей чувства, а более всего – аллюзия на любимое кино рождают необычный отклик радостной ностальгии.

Allied 2«Союзники»

Если у Кёртица главной загадкой для зрителя было, кого же из двух влюбленных в нее мужчин на самом деле любит Илзе в исполнении Ингрид Бергман, то у Земекиса загадка более жесткого свойства: на самом ли деле героиня Марион Котийяр немецкая шпионка или нет. Это не означает, что перед нами чисто интеллектуальный и безэмоциональный квиз. Загадка создает сильнейший саспенс, потому что вопрос стоит не о заурядном предательстве (что на войне совсем не редкость), а о вероятной измене самого близкого и любимого человека. Более того – в основе картины сюжет про любовь двух оперативников (это, как говорят сведущие люди, довольно часто случалось, когда профессионалам данной специальности во вражеском окружении приходилось изображать супружескую пару). В случае подтверждения, что партнер – двойной агент и работает на противника, по правилам британского Управления спецопераций его следовало уничтожить, а утратившего бдительность агента наказать за государственную измену. Тоже, видимо, смертной казнью.

Вот чем рискуют канадский разведчик Макс Ватан (Брэд Питт) и девушка французского Сопротивления Марианна (Марион Котийяр), волею начальства сведенные в фиктивную, а волею сердец в реальную супружескую пару. Казалось бы, Марианна доказала свою лояльность, вместе с Максом осуществив лихой диверсионный акт в немецком посольстве, но переменчивый сюжет делает внезапный поворот, заставляя пристальней всмотреться в эту красавицу с французским шармом. Марион Котийяр так ловко лавирует в рамках роли женщины, ведущей двойную жизнь, что до финала найти правильный ответ зрителю вряд ли удастся. Разве что сильно поднаторевшему в шпионских играх.

Allied 3«Союзники»

«Союзники» были бы совсем хороши, если бы не одна проблема: создатели слишком перетрудились, воссоздавая эпоху. Кадр до последнего сантиметра забит предметами того времени – достаточно подержанными для впечатления достоверности, но чрезмерными в своем количестве, чтобы это впечатление закрепить. Пространство той же «Касабланки» было максимально свободным от реквизита и декораций, потому что авторам не надо было ничего «воспроизводить». Эпоха и ее признаки были на виду, и внимание камеры сосредоточивалось на актерах. Теперь понадобилось. И актеры с нескрываемым удовольствием погрузились в атмосферу тех далеких лет. (Я уж не говорю о привилегии безнаказанно курить прямо площадке). Брэд Питт явно чувствует себя в шкуре Хамфри Богарта – да и кто из актеров на его месте не почувствовал бы себя так! А Марийон Котийяр при всей своей естественности и психологической убедительности, шествуя по экрану в калейдоскопически меняющихся, всегда с иголочки туалетах, не может не производить эффект модели на подиумном дефиле. Старательность воспризведения обстоятельств времени и места, так же, как эта псевдоподиумная жизнь внушают сомнение в реалистичности истории, которую нам так впечатляюще рассказывают, хотя сценарист Стивен Найт утверждает, будто она основана на подлинных событиях. К нему, кстати, тоже есть претензии: известный перебор в повествовательных деталях. В том, например, что за кадром остается самое сложное – подробности подготовки операции в посольстве, и нам показывают лишь триумфальный финал – как фашисты разлетаются от меткой стрельбы Макса и Марианны, а они словно заговоренные.

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».

Почему хорошие люди совершают плохие поступки

Колонка главного редактора

Почему хорошие люди совершают плохие поступки

15.08.2011

Запись программы "Ищем выход..." на "Эхо Москвы" с участием Даниила Дондурея. Читать и слушать выпуск можно на сайте "Эхо Москвы".

Новости

Европейская киноакадемия определила главные достижения уходящего года

02.12.2012

1 декабря на Мальте состоялась 25-я церемония вручения наград Европейской киноакадемии (EFA). Победителем и главным фаворитом премии с заметным отрывом от остальных участников стала драма Михаэля Ханеке «Любовь» (Amour). Она собрала награды за «лучший фильм», «лучшего режиссера» и за «лучших исполнителей» главных ролей, мужской и женской (соответственно Жан-Луи Трентиньян и Эмманюэль Рива).