…Но были Канны

  • Блоги
  • Нина Цыркун

«ПираМММида» Эльдара Салаватова — это наш «Гражданин Кейн». Конечно, труба пониже и дым пожиже. Сильно пониже и пожиже. В анналы киноклассики не войдет. Но для нашего зрителя останется вещью знаковой. Иначе, чем «Олигарх» Павла Лунгина. Там речь шла преимущественно о расчете с прошлым, о сокрушительной ломке человеческих взаимоотношений. А тут — о появлении нового человека, с психологией, выращенной каким-то гидропонным способом, вне советской почвы, хоть и рожден был наш герой в густопсовое советское время.

Возможно, отгадка в том, что герой этот — незаурядный математик, мыслящий абстрактными категориями, не нуждающийся в материальных подпорках. Возможно потому и сами деньги для него имеют значение как некие абстрактные величины, лишь как условные знаки, свидетельствующие о его собственной значимости. Для него и время весьма понятным образом относительно: что с того, что его обратили в пыль, посадив в тюрьму, ведь, как он пишет в своем стихотворении «Ганнибал», «пусть я рискнул и проиграл, <...> но были Канны!».

Был момент, когда в схватке с «Римом» — всей госмашиной — он одерживал сокрушительную победу, и народ стоял за ним, готовый идти за ним до конца. Есть что-то сверхъестественное в этой личности, и она заражает мистикой «окрестности»; Алексей Серебряков, практически без грима, тем более портретного, реально превращается на экране в Сергея Мавроди. Наверное, грандиозная афера с финансовой пирамидой МММ была возможна лишь в те баснословные года середины 90-х, когда в точке непомерной жадности (версия Мавроди) сошлись невероятный массовый энергетизм и гениальная харизматика лидера, в котором, судя по его литературному творчеству, удивительно сочетаются уникальные математические способности, организаторский гений и пошлость массовидного типажа, роднящая его с исконной посконностью, что делает его неотразимо «социально близким». Теперь Сергей Мавроди пытается повторить свой подвиг, но в эту реку дважды не ступить. Недаром в фильме он носит фамилию Мамонтов — были такие гигантские животные, да вымерли. Ему остается пребывать в кино- литпамятниках. Доля неплохая, можно позавидовать.

Нина Цыркун

 

 

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  

Новости

В Россию привезут фильмы с Венецианского фестиваля

03.03.2017

С 9 по 14 марта в киноцентре «Октябрь» пройдет VIII Фестиваль итальянского кино «Из Венеции в Москву». Традиционная ретроспектива, организованная Итальянским институтом культуры в Москве при сотрудничестве с Венецианской Биеннале и посольством Италии в Москве, предложит всем желающим подборку итальянских фильмов, представленных на 73-ем Венецианском международном кинофестивале.