Над страною звучит московский брит

  • Блоги
  • Дмитрий Десятерик

28 октября в Москве и еще в двух десятках городов России откроется XVI фестиваль «Новое британское кино», знаменитый Бритфест. Придирчиво изучив меню этого года, Дмитрий Десятерик выбрал семь фильмов, на которые, по его мнению, следует обратить внимание в первую очередь.


new british fest logo

 

 

 

«ЛОБСТЕР», РЕЖ. ЙОРГОС ЛАНТИМОС
(Великобритания – Ирландия – Греция – Франция – Нидерланды, 2015)

brit fest 1

Один из наиболее захватывающих эпизодов «Одиссеи» разворачивается на острове богини Кирки. Последняя славилась тем, что умела превращать людей в животных; так, большую часть команды главного героя она обратила в свиней, а проклятие сняла только из любви к Одиссею.

Неизвестно, вдохновлялся ли модный режиссер греческого происхождения Йоргос Лантимос эпосом своей родины, но в его четвертом фильме «Лобстер» (Гран-при жюри на последнем Каннском фестивале) превращение в животных – неизбежность, нависающая над героями подобно античному Року. Изображенный здесь миропорядок жестоко отторгает одиночество. Одиноких людей изгоняют из города, заключают в специальном отеле и дают полтора месяца на поиск пары среди других постояльцев. Если им это не удается, изгнанников превращают в животных (к счастью, вид можно выбирать самому) и ссылают в лес, где есть вероятность попасться охотникам. В лесу, впрочем, не так все просто, поскольку там окопалось целое партизанское движение одиночек, командира которого играет звезда «Жизни Адели» и последнего Бонд-фильма Леа Сейду. Но «Лобстер» – при таком сюжете – не трагедия, скорее, трагифарс. Собственно, лобстером хочет стать главный герой, располневший ради съемок Колин Фаррелл. Фаррелл в этой роли смешон, то есть комичен, и меток. Более или менее смешны и другие герои: актерский состав здесь близок к безукоризненному, а Лантимос выдерживает идеальный баланс между абсурдом, цветовым минимализмом, социально-критическими мотивами и сарказмом.

 

«СЕВЕРНЫЙ СОУЛ», РЕЖ. ИЛЭЙН КОНСТАНТИН
(Великобритания, 2014)

brit fest 2

О том, как панк потряс Великобританию, написано и снято немало. Гораздо менее известно, что в той же середине 1970-х Соединенное Королество охватила не менее громкая напасть – соул.

Секс, наркотики и соул – такая триада вместо классического sex, drugs, rock`n`roll почти полностью исчерпывает основной сюжет «Северного соула». Почти – потому что секса здесь немного, а вот тема крепкой мужской дружбы, не терпящей, как известно, предательств, прописана гораздо ярче. Пришедшее из Америки цунами соула просто смывает молодежь Островов в безумие танцев, коллекционирования пластинок и клубных наркотиков. Протагонист (Эллиотт Джеймс Лангридж) со скандалом бросает школу, грубит родителям, устраивается в пекарню, чтобы иметь больше времени на дискотеки, а его взросление происходит под бит частотой 120 ударов в минуту. Драмы на танцполе и вне его разыгрываются нешуточные, но Илэйн Константин счастливо избегает сантиментов, присущих полнометражным дебютам о нелегкой юности, зато не забывает о верных исторических деталях наподобие культа Брюса Ли или специальных кабин для прослушивания пластинок в магазинах. Наверно, самый музыкальный британский роман воспитания за последние годы.

 

«45 ЛЕТ», РЕЖ. ЭНДРЮ ХЕЙ
(Великобритания, 2015)

brit fest 3

«45 лет» Эндрю Хея размерены, как поиск скелета в забитом слежавшейся одеждой шкафу. Кейт и Джефф Мерсер готовятся к празднованию условного юбилея: 45 лет совестной жизни. Фатальная неожиданность – письмо на имя Джеффа с сообщением о том, что в Швейцарских Альпах найдено тело Кати — немки, с которой у него была связь и которая погибла в их совместном походе за пять лет до его свадьбы с Кейт. История настояна на чеховском внимании к жестам, словам и реакциям. Шарлотта Рэмплинг и Том Кортни получили «Серебряных медведей» на последнем Берлинском фестивале за лучшие женскую и мужскую роли. Сделать что-либо увлекательное о чете, прожившей вместе полвека – задача не из легких, но, по крайней мере, можно найти приличных актеров на главные роли.

 

«МИСТЕР ХОЛМС», РЕЖ. БИЛЛ КОНДОН
(Великобритания – США, 2015)

brit fest 4

Каким мог бы быть Шерлок Холмс в старости? Чем бы занимался, как бы выглядел? Сохранил бы ясность ума и остроту своего знаменитого дедуктивного метода?

Билл Кондон дает ответ, заглядывая далеко вперед. Его Холмсу (Иэн МакКеллен) – 93 года, он давно ушел из профессии после неудачного дела и живет одиночкой в мире, где только что закончилась Вторая мировая война. Компанию отставному сыщику составляют пчелы с его пасеки, а также домохозяйка, вдова мисс Монро (Лора Линни) и ее любознательный сын Роджер (Майло Паркер). Кондон очень старается мелодраматизировать историю, жмет на слезные железы зрителей всеми доступными способами, но «смерть, траур, горе так банальны» – резонно замечает Холмс; спасение от банальности и приходит в лице блестящего и многогранного МакКеллена, своей работой подтягивающего и других исполнителей. Сюжет окончательно налаживается во второй половине фильма, когда детективные мотивы все-таки занимают подобающее место.

 

«ПЕРВЫЙ ФИЛЬМ», РЕЖ. ДЭВИД УИЛКИНСОН
(Великобритания, 2015, документальный)

brit fest 5

Священный Грааль любого киноисторика – найти того безумного ученого, того самого изобретателя, который первым, еще до Люмьеров, собрал кинокамеру и снял фильм. Актер и продюсер документального кино Дэвид Уилкинсон потратил на этот поход более 30 лет и наконец принес миру благую весть о своем земляке (также жившем в Лидсе) Луи Ле Принсе, человеке, от которого остались камера, целых три фрагмента съемки, сделанной еще в 1888 (!) году, а также работы в авторской технике «фотокерамики». Ле Принс пропал без вести незадолго до того, как должен был продемонстрировать свое изобретение публике, не сойдя с поезда Дижон-Париж в пункте прибытия. Узнавать сюжет этой жизни, столь же захватывающей, сколь и трагической, не менее интересно, чем наблюдать за одержимостью самого Уилкинсона. На таких, как он, искусство, собственно, и держится.

 

«РАССЕЛЛ БРЭНД: ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ», РЕЖ. ОНДИ ТИМОНЕР
(Великобритания – США, 2015, документальный)

brit fest 6

«Второе пришествие» интересно как иллюстрация тезиса Энди Уорхолла о доступных каждому 15 минутах славы. Расселл Брэнд, ныне 40 лет – вульгарный, крикливый комик – один из многих, попсовый телеведущий – один из многих, посредственный актер – один из очень многих, наркозависимый плейбой, скандалист на публику, гламурный леворадикал – одним словом, не человек, а типовой набор глянцевых банальностей, которыми забиты таблоиды.

Почти два часа Тимонер показывает самого Бренда, друзей Бренда, любовниц Бренда, мать Бренда, коллег Бренда, Бренда с Майком Тайсоном, с Дэвидом Линчем, с Оливером Стоуном. Сюжет фильма, если верить анонсу – уникальное перерождение голливудского комика в комика ультралевого. Но, став критиком капитализма, Бренд остался все-таки собой – эксгибиционистом, эгоцентристом и любителем внешних эффектов. По сути, это ведь и есть его профессия – не имея сколько-нибудь глубокого таланта ни в чем, быть знаменитостью, работать звездой. И это у него получается, ему платят, к нему прислушиваются, а иногда складывается впечатление, что он действительно верит во все, что говорит.

 

«КЛОД ЛАНЗМАНН: ПРИЗРАКИ «ШОА»», РЕЖ. АДАМ БЕНЗАЙН
(Великобритания-США-Канада, 2015, документальный)

brit fest 7

Фильм Клода Ланзманна «Шоа» (его фамилию чаще переводят как Ланцманн) – шедевр документалистики, важнейшая кинематографическая работа, посвященная Холокосту. «Призраки» – о том, чего стоили эти почти 12-летние съемки самому автору. В сорокаминутном интервью Ланзманн рассказывает о кинематографе, о Холокосте, о дружбе с Жаном-Полем Сартром и Симоной де Бовуар, и о том, что никто еще не слышал – полном моральном и психологическом истощении и попытке самоубийства. Ланзманн показывает кадры из несостоявшегося интервью с одним из эсэсовских палачей. Итог исследования, предпринятого Бензайном: только личность масштаба Ланзманна могла справиться с воистину нечеловеческой задачей.

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  

Новости

«Искусство кино» учреждает грант на бесплатное обучение режиссуре в МШНК

29.08.2018

Журнал «Искусство кино» совместно с Московской школой нового кино начинает прием заявок на участие в творческом конкурсе, победитель которого получит возможность бесплатно учиться в режиссерской мастерской МШНК. Для участия в конкурсе на получение гранта претендентам необходимо снять короткий фильм на тему «Отчаяние. Гнев».