Кто боится «Прослушки»?

  • Блоги
  • Инна Кушнарева

В своей колонке для немецкого журнала Filmkrant Эдриан Мартин предостерегает против опасностей возвращения псевдо-реализма. Мартин – авторитет в области арт-кино. Не отборщик или куратор, но блестящий критик и теоретик с широким общегуманитарным горизонтом.

Новый реализм в толковании Мартина интересуют не «истории анонимных бездомных, которые любили Де Сика или Дзаваттини», наоборот, его герои - селебрити: знаменитые политики, революционеры, изобретатели или серийные убийцы. Это амбициозные повествования, нацеленные на то, чтобы показать через центральную фигуру целые слои общества, пришедшего в движение.

Корпус фильмов, на базе которых делаются выводы, включает в себя «Че» Стивена Содерберга, «Карлоса» Оливье Ассаяса, а также нашумевшую «Социальную сеть». Собственно с Финчера, по мнению критика, все и началось: у истоков тренда его «Зодиак». Сюда же Мартин добавляет quality television, например HBO с сериалом «Прослушка», в котором «старые трюки и пелена того, что Ролан Барт называл «эффектом реальности» достигает своего бешеного пика, затем попав в кинематограф». («Карлос», кстати, тоже изначально был телевизионным мини-сериалом). В поисках реализма авторы этих фильмов стремятся превратиться в историков, но результат их усилий: «приглушенно реалистическая мыльная опера с пушками, сексом, смертью, богатством, властью… по возможности, приближенная к реальным событиям».

Эдриан Мартин ссылается на давно известную точку зрения, согласно которой ловушка фейкового реализма в том, что как он воспринимает как фейк все конвенциональное и повседневное и ищет реальное в уникальном и отступающем от нормы. Действительно, за последнее время мы успели привыкнуть и оценить все неброское, неспектакулярное, скучное, банальное. Посыл правильный, но все равно возникают вопросы.

Противопоставление, на котором выстроен этот «анти-манифест» Мартина, неочевидно, но при некотором знании предмета его можно достроить: анонимные бомжи против Че Гевары, Шакала-Карлоса или Марка Цукерберга. Кто кого сборит? В логике фестивального кино скорее бомжи.

Но тогда откуда берутся претензии к «Прослушке»? Кажется, это и есть принципиальная оговорка в указанном тексте. Проблема в том, что «правильный» реализм, к которому за несколько лет приучили фестивали класса «А», очень боится обобщений, хорошо выстроенной, да и вообще хоть как-то проявленной, драматургии, концептуальности не в области формы, а в плане содержания и анализа материла, предпочитая держаться совсем голых фактов и оставаться на уровне первичной материи. Да, сама эта первичная материя не является элементарной данностью и требует долгой и тщательной работы по изъятию наработанных сюжетных и мыслительных схем. Но интересно, почему возникает запрет на выход к мета-уровню, который позволяет хоть что-то концептуализировать?

Оговорюсь. Не то, чтобы мне хотелось защитить перечисленные Мартином фильмы, за исключением разве что «Прослушки». Нет. Например, «Социальная сеть» при всем замахе кажется скучной производственной драмой, не дотягивающей до уровня profile где-нибудь в New Yorker или в Vanity Fair. Но ведь можно постараться и дотянуть. Вот Гаса Ван Сента позвали снимать пилот сериала, героем которого будет мэр Чикаго. Подробности пока неясны, инсайдеры упоминают Шекспира. Однако пост мэра Чикаго ассоциируется с очень известной политической фигурой, Робертом Дейли, серьезным игроком американской политики, который местами будет не слабее отставленного Лужкова. И я, безусловно, хочу посмотреть сериал о нем, а не об абстрактном «Короле Лире».

Инна Кушнарева

№5/6, май-июнь

Мера за меру

На вопрос о целесообразности государственного протекционизма отвечают Тимур Бекмамбетов, Алексей Бырдин, Леонид Верещагин, Олег Иванов, Иван Кудрявцев, Дмитрий Литвинов, Алексей Рязанцев, Сергей Сельянов, Джаник Файзиев.

Неотвратимость перезагрузки

Колонка главного редактора

Неотвратимость перезагрузки

22.09.2011

Одна из многих необъяснимых, но и чудесных особенностей нашей вечно неопределенной, «живой» российской Системы жизни — уклонение от достоверных знаний о самой себе. А значит, и от понимания причин происходящего — того, как один элемент целого не всегда напрямую, но косвенно, опосредованно связан с другим. Это неведение, видимо, всем удобно, оно позволяет многое делать, как говорят, «по понятиям» — закулисно, там, где на самом деле люди доверяют друг другу, и непременно в обход общих интересов.

Новости

«Я шагаю по Москве» отправляется в Венецию

21.08.2014

Сегодня, 21 августа в 12 часов в Москве на площадке МИА «Россия Сегодня» состоялась пресс-конференция об участии России на предстоящем кинофестивале в Венеции. Напомним, что среди многочисленных событий, которые произойдут в рамках 71-ого Венецианского кинофестиваля, как минимум два события имеют непосредственное отношение к России. Первое событие – это участие в главном конкурсе фильма Андрона Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Трапицина». Второе событие – участие картины Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» в конкурсной программе Venezia Classici.