Броманс о влюбленных

  • Блоги
  • Нина Цыркун
Как много всякого хлама хранится на чердаке памяти, куда, бывает, заглядываешь в канун Нового года, чтобы, скрепя сердце, расстаться с ненужным старьем. А оно, глядь, и сгодилось. Вот, например, цитата из стихотворения советской поэтессы Риммы Козаковой: «О чем говорят мужчины, оставшись наедине? О женщинах, женах чьих-то, а может быть, о войне?..» Стишок актуализировался благодаря названию очередного (четвертого) фильма от «Квартета И» и его режиссера Дмитрия Дьяченко, из уже, можно сказать, франшизы, начатой «Днем радио». Он называется «О чем еще говорят мужчины», причем это первый фильм, который не сошел с театральных подмостков, а специально был рожден как таковой. Так вот, у Риммы Козаковой к концу произведения выяснялось, что на самом деле не о чем таком тестостероново-адреналиновом мужчины между собой не рассуждают, а говорят «про дело, суровое как кирза».
Прошли, как говорится, годы. И что же сталось с тем делом? Из фильма в фильм отвечает на этот вопрос «Квартет И» (Леонид Барац, Ростислав Хаит, Камиль Ларин, Александр Демидов), промоутеры того направления в жизни и искусстве, что известно под термином «броманс», который используется для обозначения специфически дружеских отношений между мужчинами повышенной эмоциональности, воспитанными деловыми эмансипированными мамашами и предпочитающими общество себе подобных. Так вот, если суммировать этот ответ строго касательно дела, то оно приобрело эпитет «как бы» - в виде «Как бы радио», которое одно на наших глазах и функционирует. То есть, «дело» превратилось в иллюзорную величину, симуляцию, о которой и толковать-то бессмысленно. Впрочем, на этот раз материальное воплощение деятельности в фильме присутствует в качестве шикарного офиса с видом на церетелевского Петра, который (офис, а не Петр) принадлежит одному из друзей, очкарику Саше (Александр Демидов). Там и происходит действие. Саша, что называется, состоялся, чего нельзя сказать о других; вдруг нечаянно соображаешь, что ты все время зарабатываешь одни и те же деньги (ну, с учетом инфляции, конечно), стало быть, крутишься как белка в колесе, и соскочить с этого колеса некуда.
Между тем у «состоявшегося» как раз и возникает проблема, которая мешает благополучно встретить Новый год. Хабалка Анджелка (Екатерина Вилкова) буквально наехала на своем джипе на его тачку, и теперь пара охранников караулит у входа в офис, пока появится ее крутой муж и «наедет» фигурально, но серьезно. У охранников, кстати, жизнь тоже не сложилась: у одного была «пятерка» по физике и он здорово считает в уме, а у другого – по русскому, и его заботят проблемы орфоэпии, а вот приходится обоим мерзнуть под чужими окнами, решая чужие проблемы. Крутой же анджелкин муж, этот Годо сюжетной интриги, оказывается несчастным подкаблучником. Еще выясняется, что и ожидаемый «наезд» - всего лишь один из острых эпизодов в жизни Саши, который этой жизни боится, так что практически не живет, а пережидает жизнь. А потому, расставшись с любимой, кладет мобильник дисплеем вниз, чтобы не столкнуться с неприятным известием или, по крайней мере, оттянуть его получение.
Коротая время в ожидании развязки, мужчины говорят о женщинах – больше не о чем. Перебирают варианты: как расстаться с любовницей, как расстаться с женой, как любить девушку, которая вдвое моложе и не знает, кто такие «Пинк Флойд». Их решения комментируют два авторитета, выполняющие роль супер-эго российского мужика в период кризиса сорокалетних – Лев Толстой и Зигмунд Фрейд, заставляющие его метаться между соображениями морали и драйвами либидо. Правда и эти двое в свою очередь оказываются посрамленными, так что ориентироваться не на кого, кроме как на Алексея Кортнева, провозгласившего по-довлатовски мудро «политическое кредо»: «воткнуть и накатить».
На фоне традиционных новогодних «Елок» «Мужчины» - это комедия скорее в духе Вуди Аллена, а точнее – та самая отечественная «грустная комедия», которая вроде давно сошла с дистанции. Ясное дело, это еще не Данелия периода расцвета; шутки иной раз потертые, некоторые ходы топорные, игра (в основном у Алексея Макарова в роли кореша, призванного разрулить ситуацию) жирновата. Но все равно: это грустная комедия вернулась под карнавальной маской, за которой просматривается ее узнаваемое лицо.
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.

Колонка главного редактора

Чтобы ткань города усложнилась

21.09.2015

В Москве прошел фестиваль современного документального кино о городе и человеке «Центр». Главная идея фестиваля в формировании города как культурного кластера, в котором люди учитывают интересы друг друга. Корреспондент Агентства социальной информации поговорил с одним из членов жюри фестиваля, культурологом и главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем о том, какую роль играют гражданские инициативы в создании культуры города, каких культурных пространств не хватает столице и могут ли москвичи создать собственную городскую культуру.

Новости

На X мкф «Зеркало» будет вручен приз Абелю Ферраре

24.05.2016

В этом году международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского "Зеркало" пройдет в городах Ивановской области с 14 по 19 июня. Фестиваль состоится в десятый раз. На пресс-конференции, состоявшейся 24 мая в кинотеатре "Октябрь" (Москва), оргкомитет фестиваля объявил программу юбилейного форума.