Что-то случилось?

  • Блоги
  • Нина Цыркун

О природе чуда, по всей видимости, случившегося на съемках блокбастера «Орда».

 
Бюджет в двенадцать миллионов долларов, отпущенный на «Орду» Андрея Прошкина, хоть очень значительный по нашим меркам, все же несравним с западноевропейскими масштабами. Тот же «Апокалипсис» Мэла Гибсона, по лекалам которого здесь реконструирована историческая реальность, обошелся в сорок миллионов, а «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» Энга Ли, которому фильм Прошкина явно обязан стилистически, — в семнадцать миллионов, при том что это было еще в 2000 году и с тех пор инфляция сильно скорректировала реальную стоимость валюты. Но «Орда» — тот случай, когда затраты явно не ушли на сторону: материальная культура эпохи воспроизведена скрупулезно и достоверно; Москва XIV века, выстроенная на берегу Москвы-реки, и столица Золотой орды Сарай-бату в Астраханской губернии; кованые цепи митрополичьего креста (в двадцать килограммов весом) и выбритый лоб ханши — детали, которые придают фильму достоверность, потому что определяют и поведение актеров в кадре. Достойная зрелищность — самое главное качество фильма, и это совсем не мало. В конце концов, кино — не учебник истории, не монография. (Всем, кому интересна историческая правда и как она соотносится с фильмической, очень советую прочитать исчерпывающую рецензию Алексея Анастасьева «Бог и Толк» в седьмом номере журнала «Искусство кино»).

Коллизия, положенная в основу сюжета — исцеление святителем Алексием золотоордынской ханши Тайдулы — не столько обусловливает историческую концепцию картины (в смысле дальнейших судеб Руси и империи Чингизидов), сколько концентрируется на теме чуда, столь любезной сердцу автора сценария Юрия Арабова. Отсюда и нарочитая ассоциация со страстями Христовыми, переживаемыми Алексием; его унижение (почти буквальное втаптывание в грязь) и символическое «воскрешение» с последующим признанием. Сам-то Алексий достаточно смиренен, чтобы не посягать на такие уподобления. «Командированный» в Орду, он плохо верит в то, что сможет исполнить свою миссию. Тем не менее берется. Точно так же Бориска в «Андрее Рублеве» Тарковского, понимая, какую ответственность на себя взваливает, но зная точно, что соответствующим умением не владеет, дерзко взялся отливать колокол и вдруг обнаружил в себе это тайное знание. Что и было истинным чудом.

Вспомним, что чудо в одноименном фильме Александра Прошкина по сценарию Арабова тоже связано с искусством, с божественным даром. Эти соображения имеют смысл в связи с тем, что «Орда», поставленная при спонсорском участии «Православной энциклопедии», изначально воспринималась как соцзаказ, нацеленный на повышение авторитета русской церкви. Однако ж показать на экране чудодейственное исцеление было бы слишком примитивным имиджмейкерством. Алексий в фильме (неузнаваемый, как всегда; в его роли Максим Суханов) отрешается от своего подвига, говоря: «Я ничего не сделал». Прозрение Тайдулы (феноменально аутентично сыгранной Розой Хайруллиной), которого, возможно, в действительности и не было, — это факт символический; им в данном случае нам хотят показать, что великая монголо-татарская безбожная хатун, узнав Алексия, заговорила о боге, отказалась от своих воинственных намерений, удалившись вглубь степей. И сын ее (а может, и супруг) хан Джанибек отменил замышлявшийся поход на Москву. Словом, что-то случилось в Орде после 1357 года: она стремительно двигалась к распаду, ханы сменяли друг друга, не успевая править…

Что же до экранного Алексия, то он — опять же буквально — голый человек на голой земле, будто начинающий новую жизнь, на Руси, освобождающейся от власти Чингизидов. Он сродни ветхозаветному пророку, с которым сравнивали себя американские поэты-трансценденталисты, духовно окормлявшие рождавшуюся нацию. Те со своей задачей справились. Хорошо бы и наш кинематографический Алексий оправдал надежды «Православной энциклопедии», которая, хочется надеяться, не одни лишь церковные ценности желала восславить и укрепить.

Тюник с кинокамерой. Новые фильмы о балете

№5/6, май-июнь

Тюник с кинокамерой. Новые фильмы о балете

Лейла Гучмазова

Фильмы о балете – тема ныне модная. Она спровоцирована, скорее всего, тонким эскапизмом (кинематографистов), смешанным с простодушной тягой к прекрасному, тоской по грандиозному имперскому искусству и, возможно, c тайной любовью к тирании. Этот всплеск интереса к балету уравновешен также потребностью в социальных лифтах.

Колонка главного редактора

Цифровая — значит креативная

25.06.2010

Есть конкретный срок, в нашей стране он назначен: в 2015 году мы должны, согласно подписанным президентом конвенциям, просто-напросто отключить аналоговое вещание. Сейчас у нас работает более ста десяти кабельных каналов, вставляется телепанель в заднюю стеночку — и все в порядке. Во-первых, их количество еще увеличится: в «Акадо» стоит цифра «1000». В США есть системы, в которых действуют до 2000 каналов. А люди-то реально смотрят всего девять — из ста. Девять — из тысячи, или из пяти тысяч. На эту тему есть масса исследований.

Новости

Мировая премьера «Трудно быть богом» состоится в Риме

12.08.2013

Кинодраматург, главред «Ленфильма», вдова и постоянный соавтор Алексея Ю. Германа Светлана Кармалита рассказала о последних этапах работы над картиной и раскрыла подробности ее будущей фестивальной судьбы.