От природы – с любовью

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

Третий репортаж Зары Абдуллаевой с Артдокфеста-2014 – о двух тихих лентах, посвященных провинции: «Звизжи» Ольги Привольновой, участвующей в конкурсе, и «Юре» Светланы Черниковой, включенной в программу «Среда: дебют».


artdocfest-logo«Звизжи» Ольги Привольновой и «Юра» Светланы Черниковой одаряют – именно так – любовными образами чудесных, но если быть смелее, надо бы сказать шикарных пропойц и мечтателей-трудовиков. Деревенские избранники режиссеров обольщают обитателей городских джунглей настолько по-разному, что удивляешься. Казалось бы, что еще неведомо в этих простеньких на первый и второй взгляд сюжетах? Чего еще мы не навидались про кошмарики, с которыми герои первого фильма справляются на загляденье? Чего не доглядели в поэтических натурах, совершенно органически, ничуть не пафосно, пребывающих в фильме втором?

Звизжи – местечно близ села Никола-Ленивец, где проводятся знаменитые фестивали и прочие «архстояния». В этом уголке природы с таким зазывным, как полет шмеля, названием проживают Валька, Людка, Женька, Наташка. Немолодые беззубые «куколки», хотя такой репутацией награждена только постарше всех Наташка, фигуряющая перед камерой режиссера («Вот так, Оля, забирай свою продукцию. Нельзя больше пить») с радостным артистизмом, которое сымитировать невозможно. Снимается с женственным наплевизмом на свои годы и образ. Наташка щеголяет в мини-юбке, матерится, откровенничает, но любования не взыскует.

Ольга Привольнова, ученица Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, режиссер веселый и не падкий на дешевые маневры при виде обольстительных для доккино баб. Ни-ни. Ее камера пластична без дураков или напряжения, но главное – Привольнова владеет незаемным чувством импровизации. Пусть даже, мне все равно, она сто раз отрепетировала со своими товарищами по съемкам каждую мнимо- (одновременно не мнимо) самоигральную сцену. Все же не думаю, что сто раз репетировала. Но ощущение сделанности – не сделанности этого фильма, его монтажной текучести при наличии эпизодов- акцентов, очень, впрочем, ненавязчивых и легких, стоит дорогого.

«Звизжи», трейлер. Режиссер Ольга Привольнова

Импровизационность «Звизжи» заключается как бы в необязательности рассказа, который рождается из ничего, сам по себе, в пути. Это так и не так. Привольнова владеет умением быть рядышком со своими героями (они то и дело к ней обращаются), но и поодаль, чтобы зритель смог понаблюдать за ними без настойчивого (а скрыть это нельзя) участия режиссера-оператора. Свойство режиссера быть и одновременно не быть в кадре отличает лучших учеников школы Марины Разбежкиной.

Ну вот. Наташка-«куколка» живет с Валеркой, который отсидел за убийство. Его прошлое, однако, не очень актуально. Поскольку в настоящем он умеет чинить электропроводку, и это в деревенской жизни судьбоносно. Но практические соображения входят в нероковой опять же клинч с привычкой Валерки ночевать у Женьки. Делать нечего. Жизнь идет своим чередом. Или «звизжится» (вертится) на одном месте. И рождает едва ли не классические типажи с не растраченным по дороге к старости обаянием. Тут продавщица магазина негодует по поводу своих клиентов, которые только работают и пьют, и торопится домой, в родную Белоруссию, «в цивилизацию». Тут про повальную смертность рассказывают в репризной стилистике скетча-рефрена: заснул-упал-умер. Тут пьянчужки признаются, что не живут, а существуют; что «здесь что-то не то. Летом весело, а зимой волком вой». Но признаются в этом с такой простой, не въедливой горечью, что жалость к ним была бы оскорбительна.

Юра, которому за сорок, протагонист одноименного фильма-идиллии, живет один, строит дом, играет с собакой, валяется на теплой земле, расчесывает гриву лошадям, не любит политику, она далеко от этих райских мест, снятых оператором Алексеем Филипповым с таким чувством меры, что опасаешься: как бы через полсекунды не завеяло бы кичем. Но нет. Пронесло.

artdocfest-3-2«Юра», режиссер Светлана Черникова

Осенью, когда дожди идут, Юра гонит самогон. Напробует его, взглянет на улицу, потом видит сны. Но об этом «не рассказывают» – озвучивает свой монолог Юра за кадром тихим, даже равнодушным голосом, как будто эта история его не касается. Глядя на экран, так не скажешь, не подумаешь.

Знаки человека. «Человек разумный», режиссер Николаус Гейрхальтер

№3, март

Знаки человека. «Человек разумный», режиссер Николаус Гейрхальтер

Алексей Тютькин

Выдающийся археолог знания Мишель Фуко закрывает свою книгу «Слова и вещи» следующим пассажем: «Человек, как без труда показывает археология нашей мысли, – это изобретение недавнее. И конец его, быть может, недалек […] человек исчезнет, как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке». Тезис этот шокирует и даже настраивает против автора тех, кто полагал изучение человека своей профессией – если не призванием. Однако Фуко, высказавшись в почти ницшеанской манере, так и не смог понять, что именно привело в недоумение или ярость его оппонента.

Колонка главного редактора

Трудная жизнь без цензуры

11.02.2012

Я восемнадцать лет являюсь главным редактором журнала, и не было ни одного текста, по поводу которого у меня  возникало бы сомнение: а можно ли это опубликовать? Не  будет ли опасности для «Искусство кино», для меня, для нашего министерства, спонсоров? Не было ощущения несвободы. Итак: цензура. Куда она подевалась?

Новости

В Батуми пройдет Международная киношкола «Содружество»

25.05.2017

С 29 мая по 2 июня 2017 года в Батуми (Грузия) состоится вторая Международная школа молодых кинематографистов "Содружество".