Открытое письмо

  • Блоги
  • Владимир Малышев

 

В Правление Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов РФ;
В Союз кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений России

Уважаемые коллеги!

Понимаю, что должен как-то откликнуться на ваше письмо, хотя, честно говоря, проблем много, да и настроение не для переписки. Время такое, что не до лирики. Поэтому излагаю только факты. А всем, кто прочтет мое послание - решать самим как к этим фактам относиться.


Итак, 3 года назад нам передали в качестве структурного подразделения ВГИК НИИ киноискусства, а вместе с ним и его нерешенные, десятилетиями наслоившиеся вопросы. Например, много лет больше половины лучшей части здания руководство НИИ бесплатно сдавало в аренду фирме, не имеющей никакого отношения к деятельности института. Долгов накопилось почти 7 млн. руб., то есть деньги, которые могли бы пойти сотрудникам на зарплату и другие нужды. Как-никак почти половина годового бюджета. Трудно понять почему сотрудники мирились с таким беззаконием. Пришлось ВГИКу выселять арендаторов и судиться с ними. Но было поздно и суд проигран, а убытки легли на ВГИК. На момент присоединения ВГИК взял на себя долги НИИК в размере 7,2 млн. руб., в том числе по оплате аренды и возмещению коммунальных услуг в размере 6,6 млн. руб.; налог на прибыль – 440 тыс. руб.; пени по НДС – 117 тыс. руб.

На год НИИ выделялся бюджет около 14 млн. руб., из них 12,5 млн. руб. шло на зарплату, практически все остальное - на содержание здания. Средняя зарплата научных сотрудников составляла около 10 тыс. руб.Длительный срок не проводились ремонты помещений, не приобреталось оборудование и мебель. Не было перспективной программы развития института. О какой полноценной деятельности и развитии могла идти в тот момент речь? Как результат – отдельные работники НИИ киноискусства стали ходить на работу по нескольку дней в месяц, а им без всяких на то оснований отмечалось ежедневное присутствие на работе и полностью выплачивалась зарплата. Неприятно об этом говорить, но надо все-таки понимать, что НИИ киноискусства по-прежнему государственное научное учреждение и требования к трудовой дисциплине, как бы бюрократически это не звучало, надо выполнять, в том числе и записываться в журнале местных командировок, если работаешь на выезде в архивах и библиотеках. Зачастую, бывает так, что встречаешь работника НИИ на зарубежном кинофестивале, а по табелю рабочего времени он оказывается сейчас работает в Москве. Получается явный подлог. Некоторые сотрудники умудряются работать на двух-трех работах одновременно, в том числе и в иностранных вузах. А в здании НИИ работают ежедневно не более 15-20 человек из 46-ти.

За последние годы ВГИК делает все возможное, чтобы обеспечить НИИ нормальную деятельность. Конечно, эти возможности невелики, но все-таки. Средняя зарплата научных сотрудников составляет сейчас около 25 тыс. руб. (рост на 150%). Трудно понять о каких «половинных зарплатах» идет речь в письме. Годовой бюджет института увеличился почти вдвое. Были проведены косметические ремонты, приобретено новое оборудование и мебель.

В 2014 году разработан проект плана развития НИИ киноискусства. В настоящее время после обсуждения в Министерстве культуры РФ он дорабатывается. Было бы неплохо, если бы его обсудили и внесли предложения Гильдия кинокритиков и коллеги из Киносоюза.

И последнее. Нам прислан акт обследования специалистами состояния здания НИИ, который является памятником архитектуры. К охране памятников в стране особые требования. В акте обследования сказано, что фундаменты, фасад и пр. требуют проведения реставрационных работ, стоимость которых только на первом этапе составляет 180 млн. руб. У ВГИКа таких денег нет, нет и специалистов. Вопрос кто и как будет проводить реставрацию в данный момент обсуждается. Ясно одно, что на время проведения работ необходимо будет освободить здание в Дегтярном переулке. Нам предложено обеспечить работу НИИК в основном здании ВГИК, с учетом того, что построен новый учебный корпус и площадь рабочих помещений университета удваивается. Если будет принято решение по переводу НИИ в корпус ВГИК, то, конечно же, институт будет размещен компактно на одном из этажей с соблюдением всех нормативов и требований для научной работы. Безусловно, он останется НИИ киноискусства и ни о каком превращении в некий «научный» отдел речь не идет. Надеюсь, что сотрудничество различных структурных подразделений ВГИК станет эффективнее и научные работники смогут обогатить учебный процесс своими познаниями, а педагоги и студенты будут активнее вовлекаться в научные исследования.

Верю, что нашими совместными усилиями мы не только сможем сохранить НИИ киноискусства, но и решим задачу его развития. Так что за работу, товарищи!

По поводу второй части письма сообщаю, что с великим уважением отношусь к заслугам Н.Э. Клеймана и всемерно его поддерживаю. Дай Бог ему здоровья и долгих лет полноценной жизни!

Пока еще ректор ВГИК,
В. Малышев

 

Вид с горы. «Слишком свободный человек», режиссер Вера Кричевская

№1, январь

Вид с горы. «Слишком свободный человек», режиссер Вера Кричевская

Андрей Архангельский

Борис Немцов был убит два года назад, в феврале 2015-го; с тех пор вышло несколько фильмов о нем – вспомним хотя бы «Мой друг Борис Немцов» Зоси Родкевич. Впрочем, видеоматериала о Немцове и до этого было достаточно начиная с 1990-х: герой слишком яркий, слишком откровенный, не боящийся самого себя в первую очередь – и при этом действующий политик.

Колонка главного редактора

«Культура — это секретная служба»

21.11.2012

Выступление социолога, главного редактора журнала «Искусство кино» на заседании президентского Совета по правам человека всколыхнуло медийный бомонд. Кто-то услышал в его словах призыв к цензуре на телевидении, иные разглядели банальный плач по культуре. Но сам Даниил Дондурей, человек, благодаря которому в словарь президента вошло богатое словосочетание «культурный код», полагает, что его вообще не поняли. И объясняет «Новой газете» — почему.

Новости

XXIII «Окно в Европу» осталось без лучшего фильма

14.08.2015

В Выборге завершился XXIII фестиваль российского кино «Окно в Европу». На церемонии закрытия было вручено порядка трех десятков призов и дипломов в нескольких номинациях, включая четыре конкурсных программы. При этом, ни жюри главного конкурса «Осенние премьеры» под председательством Светланы Проскуриной, ни Гильдия кинокритиков, также оценивающая эту секцию, не смогли выбрать из предложенных картин лучшую и ограничились в первом случае Призом исполнительнице главной роли в одной из картин Ирине Купченко, а во втором - поощрительным дипломом режиссеру-дебютанту Дарье Полторацкой.