Перекресток

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

В рамках XXIV фестиваля «Послание к человеку» были показаны две картины Клэр Симон – «Северный вокзал» и «Человеческая география». Об этих фильмах, мировая премьера которых состоялась в прошлом году в Локарно, – Зара Абдуллаева.


message2man-logoЧлен жюри фестиваля «Послание к человеку»-2014 Клэр Симон представила уникальный проект: российские премьеры ее фильмов о Северном вокзале состоялись в Петербурге и Москве. Французская документалистка Клэр Симон (некогда декан режиссерского факультета знаменитой киношколы La Femis) выбрала для съемок место встреч и расставаний – парижский Северный вокзал, запечатлев его «из двух углов». Игровая версия этого перекрестка, где роится, снует человеческая масса и в которую она внедряет немолодую Матильду (Николь Гарсиа) со студентом Сорбонны Исмаэлем (Реда Катеб), вменяя им романтическую связь, названа попросту «Северный вокзал». Документальный опус о том же пространстве, куда она, оставаясь с камерой за кадром, лишь иногда подавая реплики, посылает в роли интервьюера своего старого знакомца Симона Мерабе, рожденного во Франции сына алжирских эмигрантов, обозначает вполне пафосно: «Человеческая география».

Метод съемки в двух предприятиях один и тот же: выхватить из кишащего муравейника отъезжающих/приезжающих, вокзальных служащих лица и – «в одно касание» – распознать их биографии, бэкграунд, планы на будущее. Работают на вокзале исключительно представители третьего мира. В игровой картине поводырем Симон является Исмаэль, собирающий социологический материал для диссертации «Северный вокзал: площадь глобальной деревни». В документальной – реальный человек Симон, расспрашивающий местных людей из этой «деревни» и пришлых, воленс-ноленс ее пересекающих.

Для чего же режиссер решила исследовать глобальный мир, сфокусированный в конкретной точке, различным по видимости способом? Ответ незатейливый, хотя фильмы, в особенности «Человеческая география», не лишены увлекательной познавательности. В документальном варианте Клэр Симон интересуется антропологией, «геополитикой» (есть там политический беженец из Конго, закончивший в Бельгии факультет международных отношений, но вынужденный работать на вокзале охранником, по специальности ему, корпулентному черному, в Париже работу не найти); типажами, переменившими убеждения, как, например, француз алжирского происхождения, недавно ставший католиком и волонтером, сопровождающим паломников в Лурд; или кубинка, променявшая бесплатное обучение и медобслуживание в родной стране на дары парижских супермаркетов, от которых у нее закружилась голова, и на сладости, увеличившие ее вес в первый год пребывания во Франции на двадцать пять кг, о чем она нисколько не сожалеет.

В игровом фильме Симон озадачена возможностью человеческой сообщительности, неизбежно связанной с утратой, и вокзал, перевалочный пункт, – идеальное место для удостоверения внезапной витальности, для материализации образа «быстротекущей» жизни перед «отъездом»-смертью. Героиня этого фильма, профессор истории, смертельно больна. Встреча Матильды с молодым социологом и взаимная влюбленность – на фоне фрагментарных семейных коллизий, за которыми носится камера, наблюдая за отцом в поисках пропавшей дочки, или риэлторши, ожидающей клиента (конечно, русского, который за ценой не постоит), в то время как рушится ее семья – есть случайный подарок перед ее операцией. В финале социолог признается тоже случайной вокзальной знакомой, что Матильда умерла. Тут, мне кажется, Клэр Симон несколько погорячилась, лишилась легкого скольжения по ручейкам и пригоркам вокзала-«деревни», врезалась (разговор Исмаэля с попутчицей о Матильде происходит в вагоне поезда) в сентиментальность, разрешив чрезмерной педалью игровой сюжет.

Чего не с кажешь о «Человеческой географии». Непринужденные краткосрочные встречи Симона Мерабе с бездомной англичанкой, не нашедшей работы в Париже; с вьетнамцем из продуктовой лавки, знатоком и продавцом современного искусства; уборщиком из Мали, проживающим тридцать лет в Париже, но ежегодно навещающим в Африке жену и детей; с веселой простушкой, имеющей три паспорта; с иранцем, выходцем из богатой семьи, не смирившимся с режимом шаха и продающим на Северном вокзале обувь; с бельгийцами, разъясняющими непримиримые по всем вопросам взгляды с валлонцами, и т.д., истощают старого друга Клэр Симон.

simon-2
«Человеческая география»

Согласившись на проект, он после съемок «случайно» осознал, что находится в постоянном изгнании. А принадлежа двум странам – Алжиру и Франции – на самом деле не сроднился ни с одной из них. И не только потому, что является сыном эмигрантов. Это переживание останется с ним навсегда. Но инициировано оно счастливыми, обычными, горькими, милыми или ранимыми встречами на Северном вокзале. В точке сборки людских судеб, выбранных камерой Клэр Симон.

 

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.

Колонка главного редактора

«Я не могу выпить море»

27.12.2012

Мнения.ру побеседовали с известным российским интеллектуалом, социологом культуры, главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем. В каком будущем нам предстоит жить? Что ждет Россию в течение ближайших десятилетий? Какую роль должны взять на себя сегодня мыслящие люди? За что мы несем ответственность и как выжить в «третьей реальности»? Читайте об этом в нашем материале.

Новости

Объявлены итоги второго конкурса сценариев «ЛИЧНОЕ ДЕЛО»

10.01.2013

Журнал «Искусство кино» завершил проведение конкурса сценариев полнометражных игровых фильмов, под девизом «Личное дело», который мы осуществили при поддержке Фонда «Финансы и развитие». Всего в конкурсе участвовали 794 сценария из 19 стран. Комиссия экспертов, в которую входили кандидат искусствоведения Зара Абдуллаева (автор пяти книг о кино), кандидат искусствоведения Кристина Матвиенко (преподаватель курса современной драматургии во ВГИКе) и Алексей Медведев (создатель фестиваля «2morrow» и «2 в 1», критик, переводчик, арт-директор других отечественных кинофестивалей), отобрали: