Пленник Калипсо. «Одиссея», режиссер Жером Салль

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Байопик знаменитого океанографа и первый игровой фильм, снимавшийся в окрестностях Южного полюса, вышел на экраны ровно через 60 лет после того, как документальная лента Жак-Ива Кусто «В мире безмолвия» завоевала «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Чем располагает к себе этот фильм? На этот вопрос отвечает Нина Цыркун.


«Одиссея» Жерома Салля располагает к себе тем, что в ней все правда. В отличие от большинства биографических фильмов, здесь ничего не приукрашено и ничего не вымышлено. Разве что создатели чересчур осторожно, если не сказать застенчиво относятся к материалу, оставаясь подчеркнуто лаконичными там, где на героя может упасть слишком густая тень.

Сценарий основан на книгах старшего сына Жак-Ива Кусто – Жан-Мишеля и бессменного члена команды «Калипсо» – фанатично преданного капитану ныряльщика Альбера Фалько. Жан-Мишель, при всей своей сыновьей любви и понимании той необыкновенной роли, которую отец сыграл в жизни послевоенных поколений, не счел нужным скрывать не самые привлекательные черты характера и факты биографии своего отца. Но что из этого? Сникла ли наша признательность за открытый им мир, если мы узнали, что Кусто, к примеру, изменял умнице-красавице жене, стоически поддерживавшей его в самые трудные, казалось бы, безнадежные моменты и целые периоды его непростой жизни? Или, может быть, наоборот – он стал нам ближе и понятней, потому что при всем его героическом величии предстал живым человеком?

«Одиссея», трейлер

Название фильма – «Одиссея» – точно отвечает его смыслу. Подобно гомеровскому герою, Жак Кусто проходит свой путь по морям-океанам на корабле, носящем имя нимфы Калипсо, долгие годы удерживавшей в своем плену Одиссея, и вместе с тем проходит путь становления как человека. Создатель популярной «Подводной Одиссеи команды Кусто» не мог не отождествлять себя с ним. Отсюда, наверное, и красная шапочка членов «Команды Кусто» – это та же шапочка греческих моряков, в которой традиционно изображали Одиссея. И хотя верная Пенелопа – законная жена Симона – делит с ним превратности скитаний, но всегда словно пребывает на некой далекой условной Итаке и не может помешать ему заводить романы и детей на стороне. Подобно гомеровскому герою, Жак-Ив «многоумен», но еще эгоистичен, жесток и изворотлив, особенно когда дело касается его экспедиций, требующих немалых средств. Чтобы снимать фильм о подводном мире, Кусто с готовностью идет на сотрудничество с нефтедобывающим концерном, хотя этот пакт несет с собой настоящую экологическую катастрофу.

odyss 2«Одиссея»

Вот что составляет нерв его характера – сочетание трезвого, даже циничного дельца и безнадежного романтика. То и другое – результат его одержимости тем, что стало делом его жизни, из которой, по большому счету, он исключил самых близких ему людей – жену и детей, и, как прирожденный пиарщик, создал миф о самом себе. Кусто мечтал о временах, когда люди в массовом порядке станут переселяться на дно морское, превращаясь в «ихтиандров», которых он называл «акватикусами», и вкладывал последние деньги в безнадежный бизнес сына, занявшегося строительством под водой. Он мыслил глобально, но в конце концов пришел к выводу: «Я захотел покорить этот мир — а его надо было защищать».

odyss 3«Одиссея»

Увидев на месте бывшего обиталища китов остатки лагеря китобоев, потрясенный масштабами разрушений морских экосистем, Кусто становится энтузиастом-защитником природы. Этот поворот происходит благодаря сыну Филиппу, который, в отличие от отца (сформированного не в последнюю очередь жестоким опытом Второй мировой войны), был продуктом гуманных 60-х годов.

Постепенно превращающегося в памятник самого себе Жак-Ива сыграл Ламбер Вильсон; его жену, потихоньку спивающуюся от тоски Симону, – Одри Тоту; младшего сына-бунтаря Филиппа – Пьер Нинэ, а покладистого Жан-Мишеля – Бенжамен Лаверн. Все вместе они создают портрет человека и его мифа. Но как бы ни было это интересно, как бы ни углубляло наше представление о Кусто и долгих годах его бурной деятельности, самое увлекательное в этом фильме – открытый им мир. Что может сравниться с кадрами, где акула тычется носом в объектив камеры Жан-Мишеля или доверчивые пингвины задевают спинами людей, ступивших на вечные снега Антарктики?

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».

Колонка главного редактора

Национальная безопасность зависит и от культуры

20.07.2015

Институт социологии РАН недавно представил масштабное исследование – «Российское общество в контексте новых реалий». В нем приняли участие 4 тысячи человек. На вопрос, что нужно сделать, чтобы Россия стала великой державой, 39 процентов опрошенных ответили: «Возродить высокий уровень культуры».

Памяти Алексея Германа

Новости

Памяти Алексея Германа

22.02.2013

21 февраля 2013 года в Санкт-Петербурге после тяжелой болезни на 75-м году жизни скончался режиссер, сценарист, драматург, актер Алексей Юрьевич Герман. Все, кто делает журнал «Искусство кино», пишет для него, и, уверены, читает его, восприняли эту смерть как тяжелую личную утрату. Вероятно, это прозвучит пафосно, но уход великого мастера и бескомпромиссного гражданина означает подлинную трагедию для всей отечественной культуры, искусства и общественной жизни.