Реконструкция революции

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

О новой картине лауреата Каннского фестиваля Кристоффера Боэ «Все, что вы хотели знать о сексе и налогах» – Зара Абдуллаева.


«Золотая пальмовая ветка» за дебют под названием «Реконструкция» (2003) датчанину Кристофферу Боэ не сделала его агентом каннской номенклатуры. Да и вообще фестивальным фаворитом. Заявив себя поначалу эстетом, сумеречным поэтом, прихотливым конструктором сюжетных изгибов, имеющего вкус к раздвоению женских образов и вообще к смутным объектам экранной реальности, Боэ вскорости прикипел к мейнстриму. Впрочем, последовавшие за первой (и гораздо более доходчивые) картины этого режиссера не лишены налета безумия, которым неизменно мечены его герои-мужчины.

Spies-2
«Все, что вы хотели знать о сексе и налогах»

«Все, что вы хотели знать о сексе и налогах» – последний опус Боэ – основан отчасти на реальных событиях и вскрывает перипетии дружбы-предательства двух авантюристов, переживших взлеты и падения своей карьеры, мужского (в прямом смысле) достоинства и утопических маний за период с 1965 по 2008 годы. Владелец туркомпании Симон Спис – поначалу недалекий середняк с «мелочью в кармане», неуемный любитель женщин, виски и пива – встречает давнего знакомца Монса Глиструпа, спеца по налогам, с которым они предпринимают немыслимые маневры, достигают преуспеяния благодаря сноровке в стратегических финансовых операциях. Они же махинации, обогатившие и изнурившие Списа. А Монса доведшие до тюрьмы.


«Все, что вы хотели знать о сексе и налогах», трейлер

Шестидесятые, семидесятые сменяются год за годом, демонстрируя на экране повадки, моду, прически и прочие приметы ретро-стиля, прерванного в 84-м, когда упокоился Симон, а Монс отбывал срок за принципиальную неуплату налогов. Хотя успел в своей борьбе за утопические принципы существования датских сограждан создать партию Прогресса, соблазнившую своих сторонников не только отменой госинституций, но и самого государства. Эта радикальная идея толстопузого анархиста с кривыми зубами, адвоката с идеями, сыгранного Николасом Бро («Боевой конь» Спилберга), ослепляет зрителей намного острее, чем эскапады хиппующего Симона (Йохан Филип Асбек), трахающего все, что движется, но скучающего в безыдейном накопительстве денег и нимфеток.

Spies-3
«Все, что вы хотели знать о сексе и налогах»

Туризм – главный после «смерти рабочего» в эпоху IT эксплуататорский бизнес нашего времени – представлен в фильме Боэ по касательной. Зато бунт против процветающей бюрократии и душегубских подоходных налогов отточен с гротескной одержимостью.

«Это датская революция», – брызгает слюной университетский отличник, объясняя своему другу, на которого он работает, помогая прожигать состояние: «Мы не будем платить налоги». Для такого отчаянного жеста, подчеркнутого маниакальной убежденностью актера с фактурой комика-неудачника, авантюризма недостаточно. Тут нужна идейная сокрушительная воля идти до конца, до тюремной камеры, откуда герой Бро вышел в середине 80-х... но загремел в застенки вновь, обуреваемой новой манией: борьбой против мусульман. Умер этот невероятный тип, заслуживший верную жену и четверо прелестных детей, только в 2008-м, перевалив за восьмой десяток.

Spies-4
«Все, что вы хотели знать о сексе и налогах»

Рядом с таким безумцем, верящим в ликвидацию государства, а если придется, то готовым и к самоликвидации, бизнес и утехи Симона, отправляющего из своего турагентства толпы бледных датчан к морю, особенно на Майорку, и теряющего свою потенцию (но не желания) в алкогольных парах и наркотических трипах, выглядят сверхтривиально.

Все, что вы хотели знать о сексе, вы и так знаете. Все, что вы не хотели знать о налогах, вам предстоит узнать в мечтательных порывах датского консультанта. А для этого необязательно быть анархистом.

Семейная хроника времен постмайдана. «Родные», режиссер Виталий Манский

№1, январь

Семейная хроника времен постмайдана. «Родные», режиссер Виталий Манский

Елена Стишова

Мысленно я давно «заказывала» свой фильм про Украину, не зная, что Виталий Манский, уроженец Львова, именно «мое» кино и снимает. «Родных» я впервые увидела летом на МКФ в Карловых Варах. Это было ровно то, что я хотела знать и видеть: не опоенных адреналином людей войны, не жареные факты, добытые в погоне за сенсацией, – просто жизнь, как она сложилась у простых людей после Майдана.

Колонка главного редактора

Новость, которая становится важной, потом главной, потом – единственной

18.10.2012

Выступление в передаче «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы». О.ЖУРАВЛЁВА: Добрый вечер. Это программа «Особое мнение», меня зовут Ольга Журавлёва, у нас в гостях сегодня внезапно главный редактор журнала «Искусство кино», культуролог Даниил Дондурей.

Новости

Variety составил международный рейтинг российских режиссеров

25.03.2013

Журнал Variety озаботился табелем о рангах российских режиссеров. Сложность построения подобной иерархии не смутила журналистов, решивших основным критерием выбрать не показатели, например, бокс-офисов, а фестивальную активность и успешность кинематографиста.