Реконструкция революции

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

О новой картине лауреата Каннского фестиваля Кристоффера Боэ «Все, что вы хотели знать о сексе и налогах» – Зара Абдуллаева.


«Золотая пальмовая ветка» за дебют под названием «Реконструкция» (2003) датчанину Кристофферу Боэ не сделала его агентом каннской номенклатуры. Да и вообще фестивальным фаворитом. Заявив себя поначалу эстетом, сумеречным поэтом, прихотливым конструктором сюжетных изгибов, имеющего вкус к раздвоению женских образов и вообще к смутным объектам экранной реальности, Боэ вскорости прикипел к мейнстриму. Впрочем, последовавшие за первой (и гораздо более доходчивые) картины этого режиссера не лишены налета безумия, которым неизменно мечены его герои-мужчины.

Spies-2
«Все, что вы хотели знать о сексе и налогах»

«Все, что вы хотели знать о сексе и налогах» – последний опус Боэ – основан отчасти на реальных событиях и вскрывает перипетии дружбы-предательства двух авантюристов, переживших взлеты и падения своей карьеры, мужского (в прямом смысле) достоинства и утопических маний за период с 1965 по 2008 годы. Владелец туркомпании Симон Спис – поначалу недалекий середняк с «мелочью в кармане», неуемный любитель женщин, виски и пива – встречает давнего знакомца Монса Глиструпа, спеца по налогам, с которым они предпринимают немыслимые маневры, достигают преуспеяния благодаря сноровке в стратегических финансовых операциях. Они же махинации, обогатившие и изнурившие Списа. А Монса доведшие до тюрьмы.


«Все, что вы хотели знать о сексе и налогах», трейлер

Шестидесятые, семидесятые сменяются год за годом, демонстрируя на экране повадки, моду, прически и прочие приметы ретро-стиля, прерванного в 84-м, когда упокоился Симон, а Монс отбывал срок за принципиальную неуплату налогов. Хотя успел в своей борьбе за утопические принципы существования датских сограждан создать партию Прогресса, соблазнившую своих сторонников не только отменой госинституций, но и самого государства. Эта радикальная идея толстопузого анархиста с кривыми зубами, адвоката с идеями, сыгранного Николасом Бро («Боевой конь» Спилберга), ослепляет зрителей намного острее, чем эскапады хиппующего Симона (Йохан Филип Асбек), трахающего все, что движется, но скучающего в безыдейном накопительстве денег и нимфеток.

Spies-3
«Все, что вы хотели знать о сексе и налогах»

Туризм – главный после «смерти рабочего» в эпоху IT эксплуататорский бизнес нашего времени – представлен в фильме Боэ по касательной. Зато бунт против процветающей бюрократии и душегубских подоходных налогов отточен с гротескной одержимостью.

«Это датская революция», – брызгает слюной университетский отличник, объясняя своему другу, на которого он работает, помогая прожигать состояние: «Мы не будем платить налоги». Для такого отчаянного жеста, подчеркнутого маниакальной убежденностью актера с фактурой комика-неудачника, авантюризма недостаточно. Тут нужна идейная сокрушительная воля идти до конца, до тюремной камеры, откуда герой Бро вышел в середине 80-х... но загремел в застенки вновь, обуреваемой новой манией: борьбой против мусульман. Умер этот невероятный тип, заслуживший верную жену и четверо прелестных детей, только в 2008-м, перевалив за восьмой десяток.

Spies-4
«Все, что вы хотели знать о сексе и налогах»

Рядом с таким безумцем, верящим в ликвидацию государства, а если придется, то готовым и к самоликвидации, бизнес и утехи Симона, отправляющего из своего турагентства толпы бледных датчан к морю, особенно на Майорку, и теряющего свою потенцию (но не желания) в алкогольных парах и наркотических трипах, выглядят сверхтривиально.

Все, что вы хотели знать о сексе, вы и так знаете. Все, что вы не хотели знать о налогах, вам предстоит узнать в мечтательных порывах датского консультанта. А для этого необязательно быть анархистом.

Кантемир Балагов: «Камера – это чей-то взгляд»

№5/6, май-июнь

Кантемир Балагов: «Камера – это чей-то взгляд»

Петр Шепотинник, Ася Колодижнер

Беседу ведут Ася Колодижнер и Петр Шепотинник.

Колонка главного редактора

«Я не могу выпить море»

27.12.2012

Мнения.ру побеседовали с известным российским интеллектуалом, социологом культуры, главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем. В каком будущем нам предстоит жить? Что ждет Россию в течение ближайших десятилетий? Какую роль должны взять на себя сегодня мыслящие люди? За что мы несем ответственность и как выжить в «третьей реальности»? Читайте об этом в нашем материале.

Новости

ЦДК запускает онлайн кинотеатр NONFICTION.FILM

18.04.2018

Центр документального кино объявляет о запуске нового онлайн кинотеатра неигрового кино NONFICTION.FILM.