Сентиментальные романы

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

Еще о двух любопытных картинах из пяти, привезенных в Москву на фестиваль "Новое кино Австрии" – «Грубер уходит» Мари Крёйцер и «Луис Тренкер: тонкая грань истины» Вольфганга Мернбергера – написала Зара Абдуллаева.


austria fest logoБодрое открытие недели австрийского кино лаконичным экспериментом (фильмом "Мечтатели") сменилось внятной ремесленной продукцией, угодной среднестатистическому европейскому зрителю. Не кормить же публику только фестивальными блюдами. Да и где их возьмешь на целую "Неделю…"? В то же время, знакомство с картинами более или менее ординарными, но имеющими при этом свое незамысловатое обаяние, имеет страноведческий интерес.

Драмеди "Грубер уходит" Мари Крёйцер сняла по роману Дорис Кнехт. Две женщины увлеклись героем-снобом по имени Йоханнес "Джонни" Грубер, который вдруг и, как водится, случайно оказался в затруднительном положении, поколебавшем его привычный образ жизни. Схематичная интрига, настигшая преуспевающего хипстера, рекламщика, фаната Боба Дилана и киномана, блуждает тут по опасной зоне немецко-австрийской сентиментальности. Но не впадает в пошлость – тоже законное свойство менталитета заурядных представителей этого региона. Недаром подруга любовницы Грубера, предупреждает Сару, берлинского диджея, что, переехав в Вену, она превратится в домохозяйку. И остерегает ее от такой оплошности. Эта мимолетная реплика, как, впрочем, и актерское существование Мануэля Рубейа в роли австрийского кокаиниста, узнавшего от Сары, с которой переспал во время командировки в Швейцарию, что у него рак (она обнаружила письмо из клиники и зачитала недавнему знакомцу), превращает сериальный сюжет в невыносимую драму повседневности. Пусть в режиме light. И – что свидетельствует все-таки о вкусе режиссера, актеров – с учетом понимания, что экстремальную повседневность правильнее снимать без экзальтации.

"Я – денди", – иронизирует над собой Грубер, умеющий шутить без натуги даже во время сеансов химиотерапии. Цинизм Йоханнеса, равнодушного к ценностям своего самого обычного австрийского семейства, отчасти спасает его от демонстрации переживаний по поводу болезни. Тем более что 70 процентов пациентов с лимфомой выздоравливают. Но сначала следует ничего не бояться и не забыть, как Грубер, изменить свой статус в ФБ и с бравадой объявить о раке. А потом – завести роман с крутой берлинкой, у которой – в этом месте, увы, жмет сентиментальный перебор – тоже роковые обстоятельства. Герои связаны (из-за возраста, приближающегося к сороковнику) с едва ли не последним шансом Сары завести ребенка. Покуда у "Джонни" с диджеем происходят перебивки в междугородних отношениях, Сара делает аборт, а Грубер кантуется в обывательской семье сестры с тремя детьми, к которым постепенно чувствует необычную для себя нежность. Внезапная тяга к племянникам возбуждает в Грубере новые потребности, усиленные его изнуренным состоянием, постоянными рвотами, беспомощностью, встречей в фитнес-клубе с геем, тоже любителем Дилана, затащившим австрийского "Джонни" в постель. Однако Мари Крёйцер снимает пертурбации своего героя деликатно, совершенно не насильничая над слезными железами зрителей. Ее отстраненность способствует неискусственному реализму этой скромной картины. И ее романтическим позывам в венских снежных пейзажах, когда похожий на Дилана герой, "только красивее" (уже с отросшей после "химии" шевелюрой), обещает Саре внеочередную беременность.

abdullaeva 2 GRUBER"Грубер уходит"

Еще один сентиментальный роман легких на подъем – хоть в горы, хоть собственной карьеры – и решительных персонажей был предъявлен в фильме Вольфганга Мернбергера "Луис Тренкер: тонкая грань истины". На "истину" в этой мейнстримной добротности можно было бы не указывать. Хотя просветительские намерения – рассказать биографию Тренкера, актера, режиссера, писателя, альпиниста, прожившего почти сто лет, пережившего любовные (с Лени Рифеншталь, которую он, по слухам, лишил невинности) и социальные (членство в НСДАП) очарования/разочарования – старательно продемонстрированы режиссером и напористым актерским дуэтом Тобиаса Моретти с Бригитте Хобмайер.

abdullaeva 1 TRENKER"Луис Тренкер: тонкая грань истины"

Рифеншталь познакомилась с Тренкером на съемках "Священной горы" Арнольда Фанка в 1924 году. Пока она только танцовщица у Макса Рейнхардта, но мечтает сыграть в "горном" фильме. Алые губы в цвет лакированным ногтям немки, упорной на съемках и в постели, становятся предвестием кровавых столкновений между этими героями на долгом историческом фоне, заполненном сценами с Геббельсом, американскими продюсерами, разборками Тренкера с женой, итальянскими фашистами, своим прошлым и будущим в роли многознающего телеведущего "клуба путешественников".

Желание Тренкера снимать и по дневникам Евы Браун, и про кондотьеров; его мнимое соперничество с Рифеншталь во время подготовки фильма об Олимпийских играх (она не уложилась в бюджет, но фюрер обещал приплатить из собственного кармана); постоянные риски и ревность, сопровождающие этот противоречивый дуэт, погружают зрителей в дорогую телепродукцию. Тобиас Моретти был справедливо номинирован на телевизионную премию Германии "за лучшую мужскую роль".

abdullaeva 2 TRENKER"Луис Тренкер: тонкая грань истины"

Автор "Бунтаря" – так назывался фильм Тренкера (родом из южного Тироля) о борьбе реального тирольца, боровшегося в начале ХIХ века против французской оккупации, фильм, которым в 1932-м восхищался Гитлер, – в новой австрийской картине весьма потрудился над созданием образа эмблематичного, провокативного героя "прекрасного и ужасного" прошлого столетия.

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький

Колонка главного редактора

Новая жизнь «Искусства кино». Обращение Антона Долина

10.07.2017

Здравствуйте! Я – кинокритик Антон Долин. Возможно, вы знаете меня по эфирам радио- и телепередач, по статьям в разных изданиях и нескольким книгам. Но обращаюсь я к вам в ином, новом для меня, качестве: как главный редактор журнала «Искусство кино». В эту невероятно почетную и ответственную должность я вступил с начала лета.

Новости

Национальное общество кинокритиков США выбирает «Любовь»

06.01.2013

Триумфальное шествие картины Михаэля Ханеке по планете продолжается. Драма «Любовь» стала лучшей картиной 2012 года по итогам голосования Национального общества кинокритиков США. «Любви» присуждены также и две других награды: за режиссуру (Михаэлю Ханеке) и за исполнение главной женской роли (Эмманюэль Риву).