Экстремальный туризм

  • Блоги
  • Инна Кушнарева

 

На 1-ом канале почти одновременно с американской состоялась российская премьера нового сериала «Terra Nova», на который канал Fox делает очень большие ставки. Что-то вроде сериала-блокбастера.

Сериал начинается в жанре дистопии: в 2146 на Земле воздух из-за загрязнения стал почти непригоден для жизни, обычные люди ютятся в крошечных квартирках, среди разрухи, но с айпэдами и айфонами. Детей разрешается не более двух в одни руки. Семья Шеннонов нарушила это правило и тайно завела третьего и наказана за это. Что не помешало ей, хоть и с приключениями, но все-таки добраться до нового поселения землян, расположенного не на другой планете, а в прошлом — в доисторическую эпоху, когда по Земле бродили динозавры.

Если обратиться к современной марксистской теории (Фредерика Джеймисона, например), окажется, что колонизация прошлого — вполне закономерный этап развития капитализма. Когда становится невозможной географическая экспансия, то вполне естественно капитализм будет искать технологические возможности для экспансии во времени. Конечно, тут же встает вопрос о так называемом «эффекте бабочки» из знаменитого рассказа Бредбери: не отразится ли эта массовая переброска людей (и технологий) в прошлое на самом будущем? В «Terra Nova» поспешат объяснить, что чудесным образом открывшийся портал связан с совсем другим, параллельным временным потоком, так что на будущее это никак не повлияет. Разрушив собственное настоящее (и будущее), человечество примется орудовать в чужом прошлом и подтачивать чужое будущее. Кроме того, из подобной посылки следует, что в сериале могло бы происходить все что угодно: кто знает какие исторические артефакты можно найти в этом чужом прошлом и как именно там шло историческое развитие?
Пока прошлое, которое обживают переселенцы, похоже на кибуц-коммунизм, в котором всем все раздают и селят отвыкших от природы и солнечного света людей в просторных бунгало, обставленных икейной мебелью. Вот такая рекреация. Сериал страдает глянцеватостью и прилизанностью, в том числе в том, что касается кастинга (к тому же все кажется, что все в нем - двойники актеров из «Рухнувших небес» только без «доктора Картера»).
В прошлое берут не всех. Часть поселенцев попадает туда по лотерее - классической республиканской процедуре, а героиню, талантливого врача Элизабет Шеннон, завербовали как ценного специалиста. Она взяла с собой детей. Ее муж Джим, бывший полицейский, с третьем ребенком попали в прошлое зайцами. Джим, правда, быстро интегрировался в сообщество колонистов. А вот сын-подросток, пребывающий в состоянии эдипального бунта, связался с мажорной молодежью, развлекающуюся вылазками за территорию лагеря в запретную зону пить бражку и купаться в водопадах, почти таких как в «Аватаре». Из-за чего чуть не поплатился жизнью.
Потому что коммунизм в «Terra Nova» быстро становится военным коммунизмом. В джунглях полно не мирных и не травоядных динозавров. В самом лагере произошел раскол. Часть переселенцев, «шестые», встали в оппозицию к харизматическому командующему Тейлору и были изгнаны за периметр. Периодически они совершают набеги на поселение. Тейлор подозревает, что в будущем против «Terra Nova» существует некий заговор.
«Terra Nova» играет на столкновении фронтира и естественного состояния, но развиваться будет, вероятнее всего, в сторону «Остаться в живых». В пилоте не проясняется, в чем в действительности состоит цель проекта «Terra Nova», хотя и намекается, что это не просто переселение-эвакуация: слишком сильны утопические мотивы новой жизни с нуля. А главным клиффхэнгером становится фраза из Оруэлла: «Тот, кто контролирует прошлое, контролирует и будущее». Так что здесь тоже, по всей видимости, вспорхнет из-под ног своя бабочка. Вопрос, какие ритуальные пассы придется проделывать героям, чтобы получить нужный эффект в будущем.

 

Комикс временных лет. «Викинг», режиссер Андрей Кравчук

№5/6, май-июнь

Комикс временных лет. «Викинг», режиссер Андрей Кравчук

Алексей Анастасьев

Фигура древнерусского князя Владимира Святославича (приблизительные годы жизни: 960–1015) всегда была актуальна в нашем отечестве, а сегодня, в период «полураспада», вероятно, важна как никогда.

Кому в России нужно общественное телевидение

Колонка главного редактора

Кому в России нужно общественное телевидение

04.08.2011

Анна Качкаева. Самое время, в межсезонье, поговорить о вечных ценностях и вечной теме – кому нужно общественное телевидение? За чей счет может быть реализована эта идея? И вообще разговор об общественном телевидении – это мода накануне очередных выборов или все-таки необходимость? Об этом мы сегодня и поговорим с моим гостем, который концептуально подходит к вопросу. Социолог культуры, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей сегодня со мной в студии.

Новости

«Я шагаю по Москве» отправляется в Венецию

21.08.2014

Сегодня, 21 августа в 12 часов в Москве на площадке МИА «Россия Сегодня» состоялась пресс-конференция об участии России на предстоящем кинофестивале в Венеции. Напомним, что среди многочисленных событий, которые произойдут в рамках 71-ого Венецианского кинофестиваля, как минимум два события имеют непосредственное отношение к России. Первое событие – это участие в главном конкурсе фильма Андрона Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Трапицина». Второе событие – участие картины Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» в конкурсной программе Venezia Classici.