В ожидании Мостры-2014

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

27 августа в Венеции откроется 71-й международный фестиваль. Зара Абдуллаева рассказывает о том, чего, в частности, ждет от старейшего мирового кинофорума.


По крайней мере, три премьеры во внеконкурсной программе – очевидные хиты. Ульрих Зайдль после трилогии «Рай», формально игрового проекта, а на самом деле пограничного между фикш/нонфикшн, снял документальную картину «В подвале». Разобравшись с миром женщин, страждущих, неудовлетворенных, испепеленных желаниями, он обратился к мужскому подполью. Подвалы в австрийских домах – это их вселенная. Там они отдаются своим фобиям и пристрастиям, не разделенным с теми, кто обитает в верхней половине уютных, на поверхностный взгляд, жилищ.

«Нимфоманка. Часть 2» фон Триера будет показана в полной версии, пропустить которую не решатся даже снобы, не устающие критиковать «ушлого пиарщика», он же гений, сподобившийся на самый нетривиальный роман воспитания в истории почтенного жанра.

Некоторую, мягко говоря, тревогу вызывает амбициозное рвение Джеймса Франко – многостаночника, замахнувшегося на экранизацию незабвенного сочинения Фолкнера «Шум и ярость». Смелость, с которой этот актер с хвостом поклонников испытывает себя в режиссуре, поражает если не воображение, то как волевой размах личности. При том что его фильм «Дитя Божье» по одноименному роману Кормака Маккарти, показанный на прошлом венецианском фестивале, восхищения не вызвал.

В программе «Горизонты» наконец появилось имя Франко Мареско, некогда – и сверхталантливо – работавшего с Даниэле Чипри. Дуэт сицилийских авторов, склонных к чрезвычайному и тончайшему гротеску, распался. Чипри успел снять самостоятельный режиссерский дебют, а вот Мареско появится на Лидо с «Беллусконе. Сицилийской историей». Превзойдет ли этот саркастический опус (про Берлускони) черно-белый шедевр, снятый с Чипри, «Тото, который жил дважды» (про Иисуса, лишенного дара, не говоря о благочестии), узнается совсем скоро.

Самое интригующее в конкурсной программе – явление шведского абсурдиста, поэта, сюрреалиста и режиссера Роя Андерссона. «Голубь сидит на ветке, размышляя о жизни» – каково название! Что это будет: финал трилогии, завершающий истории фриков, клоунов, самых печальных людей на свете, запечатленных в «Песнях со второго этажа», в фильме «Ты, живущий»? Или нечто небывалое даже для меланхоличного парадоксалиста Андерссона, снимающего редко и так, будто формула «авторское кино» не рассеялась в дым, не превратилась в прах?

Джошуа Оппенхаймер, он же Оппенгеймер, после оглушительного успеха «Акта убийства» представит новый документ «Взгляд тишины» – вроде бы сиквел проекта о камбоджийской резне. Ему скорей всего награда не грозит. Лимит на выдачу львов документальному кино был исчерпан – во всяком случае на время – в прошлом году, когда Бертолуччи (пере)оценил отличную «Священную римскую кольцевую» Джанфранко Рози.

За жанр байопика отвечает в этом году на Мостре с фильмом «Пазолини» Абель Феррара, работающий в отличие от Андерссона в сверхскоростном режиме. Уильям Дэфо покажет себя (или разоблачит) в роли многосложного итальянца. Но по зубам ли он Ферраре? Вот в чем вопрос.

«Шрам» Фатиха Акина станет проверкой этого немецкого режиссера турецкого происхождения на место в фестивальном истеблишменте. Акин легко завоевал признание профессиональной публики после фильма «Головой о стену» (главный приз Берлинале), но несколько разочаровал (правда, не всех тонкачей) своим заходом на территорию мейнстрима. Каким будет реакция на его нынешний многомиллионный проект, в котором соучаствуют и российские продюсеры, предугадывать не будем.

В «Манглхорне» Дэвида Гордона Грина, словно давшего себе слово доказать полноценную живучесть независимого американского кино, главную роль сыграет Аль Пачино. Его герой ведет рутинную жизнь старика-одиночки. Но в прошлом он познал ничуть не меньше шума и ярости, чем прежние персонажи Пачино. Окажется ли достойным возвращение старой звезды в кино молодого режиссера «Кубка Вольпи» (за лучшую мужскую роль) – одна из фестивальных интриг.

«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского – возвращение, «как говорят», этого режиссера к себе раннему, времен «Истории Клячиной». Не доверяя слухам и формальным приметам, разберемся по ходу дела.

Наконец, «Бердмен» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, которым откроется 71-я Мостра, обязан засвидетельствовать: окончательно ли этот мексиканский самородок похерил открытия своего дебюта «Сука-любовь» во имя голливудских артстримных клише, претенциозных и навязчивых? Или же в этой «черной комедии» про актера (Майкл Китон), желающего повторить свой супергеройский успех на экране в бродвейском спектакле, Иньярриту оживит те надежды, которые и на него возлагали?

Главный экспонат. «Квадрат», режиссер Рубен Эстлунд

№4, апрель

Главный экспонат. «Квадрат», режиссер Рубен Эстлунд

Елена Смолина

Когда Рубен Эстлунд получил в Канне «Золотую пальмовую ветвь», круг – то есть, конечно, квадрат – замкнулся: фильм о прекраснодушии либеральной Европы получил главный приз фестиваля, где так любят обсудить незаживающие социальные раны за бокалом розе. Это красивая кода – выход за пределы кадра, превращение зрителей фильма в его действующих лиц.

Колонка главного редактора

«Культура — это секретная служба»

21.11.2012

Выступление социолога, главного редактора журнала «Искусство кино» на заседании президентского Совета по правам человека всколыхнуло медийный бомонд. Кто-то услышал в его словах призыв к цензуре на телевидении, иные разглядели банальный плач по культуре. Но сам Даниил Дондурей, человек, благодаря которому в словарь президента вошло богатое словосочетание «культурный код», полагает, что его вообще не поняли. И объясняет «Новой газете» — почему.

Новости

Объявлены победители Берлинского кинофестиваля

17.02.2013

Вечером 16 февраля были объявлены лауреаты главной конкурсной программы 63-го Берлинского международного кинофестиваля. Главная награда форума – «Золотой медведь» за лучший фильм – был присужден социальной драме о взаимоотношениях матери и ее взрослого сына «Поза ребенка» (Pozitia Copilului) румынского режиссера Калина Питера Нецера. Гран-при жюри был вручен боснийцу Данису Тановичу за картину «Эпизод из жизни сборщика железа» (Epizoda u životu berača željeza) о жизни цыган.