Волк из джунглей

  • Блоги
  • Нина Цыркун

«Я сыграл столько драматических ролей, а получаю «Золотой глобус» за комическую», – сказал Леонардо ДиКаприо на церемонии вручения премии Голливудской ассоциации иностранной прессы. Кроме того, за роль Джордана Белфорта в фильме Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит» он получил и номинацию на «Оскар», который ему должны уже, наконец, дать. Всего же эта черная комедия получила пять оскаровских номинаций, причем все по главным категориям – за режиссуру, сценарий, лучший фильм, за главную мужскую роль и мужскую роль второго плана. С подробностями о картине – Нина Цыркун.


Мартин Скорсезе должен, конечно, разделить успех с автором сценария Теренсом Уинтером, который был также сценаристом и продюсером гангстерской саги «Клан Сопрано». «Сколько себя помню, всегда хотел стать гангстером, – говорил один из скорсезевских «Славных парней» Генри Хилл. «Сколько себя помню, всегда хотел стать богатым», – вторит Джордан Белфорт, «Волк с Уолл-стрит», как назвала его пресса. Тот и другой – братья по крови и по профессии (как рифмуются и два эти фильма Скорсезе): тупо отбирать или хитроумно мошенничать – разве не все равно?

The-Wolf-of-Wall-Street-2
«Волк с Уолл-стрит»

Для того, чем занимался Белфорт, можно найти и еще одно сравнение – мастурбация. Недаром именно с нее начинается введение новичка Джордана в курс дела, мастер-класс, который дает ему за ланчем его первый босс Марк Ханна (Мэтью МакКонехи). Онанизм – почти что синоним банковских операций, с помощью которых деньги производятся из денег, то есть рождается не реальный продукт, а символический эквивалент.


«Волк с Уолл-стрит», трейлер

«Первое правило Уолл-стрит: неважно, кто ты, Уоррен Баффет или Джимми Баффет, во всяком случае, никто из брокеров, никто не знает, куда идет биржевой курс – верх, вниз или на хрен вбок. Но нам надо притворяться, что мы знаем». Так что для этого ремесла вовсе нет необходимости быть большим умником, и потому Джордан набирает в свою компанию не высоколобых выпускников престижных университетов, а своих ребят, приятелей с детства, которые промышляют кое-чем по мелочи. Только один из них не вошел в команду, потому что торговал куаалюдом и сам сделался королем на районе. А самым близким конфидентом и финансовым партнером стал и вовсе слабоватый на голову торговец детской мебелью Донни Азофф (Джона Хилл). Белфорт знал, что эти ребята лишнего не спросят и вдаваться в тонкости биржевых операций не захотят. Как натасканные охотничьи псы, они будут рвать жилы, выматывая душу из клиентов, заставляя покупать акции: бедным впаривать дешевые, богатым – ценные. (За биржевые аферы и отмыв денег реальный Белфорт, по мемуарам которого поставлен фильм Скорсезе, отсидел меньше двух лет, причем в условиях, приближенных к курортным и, по его словам, наслаждался там свободой и не чувствовал стеснения в средствах.)

The-Wolf-of-Wall-Street-3
«Волк с Уолл-стрит»

Поскольку наука и знание особой роли в биржевом деле не играют, фильм посвящен не столько способу зарабатывать деньги, сколько возможностям их тратить. Гопота, дорвавшаяся до больших бабок, не знает удержу: жена – так супермодель, яхта – так длиннейшая, автомобиль – самый скоростной, ресторан – самый дорогой. «Старые деньги», как и люди, добившиеся богатства умом, трудом и талантом (как Билл Гейтс, например), эдакому удальству не подвержены. Они знают истинную цену этим бумажкам. А если истинной цены не знать, то легко со всем расстаться: красавицу-жену можно сбросить с лестницы; напившись, можно посадить в машину крошку-дочь на переднее сиденье и ударить по газам; ну и скрысятничать при случае, как в свое время сделал это Генри Хилл.

Скорсезе и Уинтер нашли самый оптимальный способ экранизировать мемуары: рассказывая историю от первого лица, главный герой обращается прямо к зрителю, глядя непосредственно в камеру. – Уолл-стрит – это джунгли, – говорит он и берется взять на себя роль нашего проводника в мире дикой наживы, делаясь больше похожим на виртуоза стенд-ап комедии.

The-Wolf-of-Wall-Street-4
«Волк с Уолл-стрит»

Эмоциональная взвинченность, разогретая наркотой, повторы и затянутые эпизоды как будто противоречат одному из правил Скорсезе – любой ценой избегать избыточности, повторяющихся акцентов. Впрочем, к эмоциям режиссер обычно не так строг; главное – не артикулировать месседж, даже просто тематический, не допустить объяснения замысла. При всей эстрадной показушности Белфорта, при всей его откровенности, так магнетически сыгранной ДиКаприо, он оставляет о себе то же впечатление в финале, каким оно сложилось в начале: смесь безграничного цинизма с обаятельной харизматичностью. Ничего более. Но, собственно, больше ничего и нужно: это именно то, что помогает продавать товар. Работенка довольно черная. Название фильма Бена Янгера Boiler Room примерно с таким же антуражем (это был первый фильм, навеянный историей Белфорта) у нас перевели «Бойлерная». По сути точно, но на самом деле в английском уже укоренилось значение этого фразеологизма как «контора по продаже незарегистрированных ценных бумаг по телефону», «комната, в которой работают дилеры по ценным бумагам», то есть где кочегарят эти ушлые ребята. И племя их будет расти и расти – какие залы на своем мастер-классе собирает Белфорт, какие залы, заполненные кроликами, поедающими глазами удава…

Рубен Эстлунд. Искусство или арт-дерьмо?

№4, апрель

Рубен Эстлунд. Искусство или арт-дерьмо?

Сэм Клебанов

Беседу ведет Сэм Клебанов.

Колонка главного редактора

Творцам предлагается «лечь на сохранение»

01.12.2015

Попытка министра культуры Мединского постулировать взаимоотношения художника и государства требует пояснений. Даниил ДОНДУРЕЙ — специально для «Новой».

Новости

Архив Андрея Тарковского будет выставлен на аукционе Sotheby's

07.11.2012

Коллеция режиссера, включающая в себя письма, аудиозаписи и фотографии, как ожидается, будет продана на аукционе «Сотбис», сообщает британская газета Guardian. Руководитель «Сотбис» Стивен Роу (Steven Roe) полагает, что архив дает удивительную возможность заглянуть во внутренний мир русского режиссера, чьи картины входят в многочисленные рейтинги «всех времен и народов». В частности, в нем есть блокноты с разборами, кадр за задром, созданных фильмов, черновики письма Брежневу и многие другие материалы.