Вперед, в славное прошлое!

  • Блоги
  • Елена Стишова

Комментируя итоги 27-й премии Национальной Академии кинематографических искусств, Елена Стишова убеждена: «Ника» голосует сердцем.


nika-logoНет смысла рецензировать шоу 27-ой церемонии «Ники». Все уже сладострастно оттянулись по этому поводу, но никто не заметил, что унылая скука, царящая в атмосфере зала, проистекала не от качества представления – она была в нас самих.То была эманация коллективной бессознанки, повисшая в зале театра Оперетты наподобие невидимого, но тлетворного излучения. Аудитория , наученная опытом прошлых лет, была готова к тому, что не будет ни интриги, ни сюрпризов, ни даже маленьких скандалов, как случилось на 25-ой церемонии, что – стыдно сказать – резко повысило ее рейтинг. Лично я против скандалов и уверена, что даже супершоу не может закачать в публику азарт и драйв, если то и другое не заложено в контент, в содержательную часть церемонии. Тот же «Оскар» нимало не озабочен задачей развлечь публику – церемония из года в год, из десятилетия в десятилетие обходится без стороннего оживляжа. А какой suspence! Еще бы! Что себе думают академики, упорно не желая отдать статуэтку Лео ди Каприо – выдающемуся мастеру, лучшему актеру Голливуда на сегодняшний день? Уж казалось в этом сезоне, после «Волка с Уолл-стрит», представленного в пяти номинациях, академики дрогнут. Так нет же, «Оскар» опять пролетел мимо Лео.

Зато у нас все предсказуемо. Никак в толк не возьму, как умудряется российское киноакадемическое братство аккуратно голосовать по принципу шоумена Ильдара Жандарева «не хотелось бы никого обижать». В конечном счете обиженные все-таки остаются. Скорей всего потому, что номинаций маловато – не хватает на всех. А то бы крылатая богиня Победы утешила каждого из номинантов.

До шорт-листа добралась пятерка фильмов, куда попали кассовые чемпионы прошлого сезона – все, за исключением «Легенды №17». Спортивная драма, из-за которой ломали копья критики, не была представлена на «Нику» производящей компанией «Тритэ» (хозяин – барин), зато стала абсолютным победителем «Золотого орла» – конкурента «Ники». Об этом впору пожалеть: присутствие «Легенды» обострило бы финальную борьбу и напрягло бы голосующих. Расклад призеров мог бы измениться – вот вам интрига, которой, увы, не случилось.

«Сталинград» Федора Бондарчука, снискавший любовь публики и ставший хитом кинопроката вопреки негативным (по преимуществу) критическим оценкам, собрал три «Ники» – за лучшую работу звукорежиссера ( Ростислав Алимов), художника  (Сергей Иванов ) и художника по костюмам  (Татьяна Патрахальцева). Приз за лучшую операторскую работу (Сергей Астахов и Сергей Шульц) ушел к другому прокатному хиту – фильму-катастрофе Антона Мегердичева «Метро».

nika-metro
«Метро»

Не забыта и свадебная комедия «Горько» – шлягер, получивший высокую критическую оценку как жанровый прорыв. Режиссер Жора Крыжовников, постановщик со стажем, стал победителем в номинации  «Открытие года», опередив дебютантов Наталью Меркулову и Алексея Чупова с их «Интимными местами» – талантливая комедия с ехидными социальными акцентами была нарасхват на международных фестивалях, а дома не пришлась ко двору.

nika-gorko
«Горько»

Абсолютным победителем 27-го сезона национального киноконкурса стала драма «Географ глобус пропил» в постановке Алексадра Велединского. «Географ» выиграл пять номинаций. За лучший фильм, лучшую режиссерскую работу, лучшую музыку (Алексей Зубарев) плюс актерские призы: Елена Лядова стала лучшей актрисой года, Константин Хабенский – лучшим актером.

При сложившемся раскладе победа «Географа» была не то чтобы предсказуема – она была гарантирована. Артхаус не имеет шансов у наших выборщиков по определению. Исключения бывают и определяются магией имени. Великой Кире Муратовой принято вручать «Нику» не глядя. Так уж повелось. Однако в обозримом будущем мы вряд ли дождемся, что картина, подобная «Стыду» Юсупа Разыкова, и оцененная на нескольких международных конкурсах, пробьется в шорт-лист.

nika-mesta
«Интимные места»

Едва появившись, «Географ» запал в память благодаря звучному  названию, столь близкому русскому сердцу, – поклон пермскому прозаику Алексею Иванову, автору одноименной повести. И попал  в пик ожиданий голосующего пула: ведь наши академики по традиции голосуют сердцем, к чему проницательно призвал свой электорат первый президент России Борис Ельцин, решившись баллотироваться во второй раз. И выборы выиграл.

И впрямь этот фильм заставляет себя смотреть и получать удовольствие от просмотра. Море обаяния протагониста в исполнении Хабенского, самоигральный сюжет, экстрим и безбашенность в одном флаконе, блистательный триллер сплава на плотах, классический школьный роман, стоивший герою учительской карьеры, наконец, в кои веки живой текст в  осмысленной актерской подаче...

Мне приходилось подробно рецензировать «Географа» на страницах «ИК» (см. №8 2013). В контексте «Ники» картина еще раз показала глубину корней своего успеха, произрастающего на почве русского национального архетипа. У Велединского есть отсылка к «Полетам во сне и наяву» и – сквозь героя Олега Янковского – к другому аутсайдеру, к вампиловскому Зилову, который страстно хочет стать успешным, да пороху нехватает. Режиссер и актер копнули глубже, напомнив нам, что родоначальник славной когорты «лишних людей» – Илья Ильич Обломов. Его вековое лежание на диване было возведено в подвиг неучастия/недеяния в книге Юрия Лощица о Гончарове, сильно повлиявшей на концепцию фильма Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова».

Виктор Служкин – в символическом смысле – тоже лежит на диване. Он не видит смысла в борьбе за дензнаки, не стремится быть успешным, не вписывается в рыночные отношения – в отличие от своего школьного приятеля, чиновника, непонятно как делающего бабки. Служкин потерял работу и устроился школьным учителем географии, хотя по специальности он биолог. Все эти перепетии не важны. Важно другое: Служкин не комплексует, не завидует, ни под кого не прогибается. Живет себе и живет. Свободно и даже отчасти счастливо. Его любят женщины. Жена, бросившая его ради богатенького соседа, в финале возвращается к нему.

Сдается мне, что фильм утешает многих. Прежде всего мужчин. Симпатяга Служкин, свой в доску, – чем не модель для идентификации? И для самооправдания? К тому же модель, освященная русской культурной традицией?

nika-geograf
«Географ глобус пропил»

Президент киноакадемии «Ника» Андрей Кончаловский, интеллектуал и эстет, выступая на открытии церемонии, сказал, что жизнь важнее искусства. И сослался на сэра Альфреда Хичкока. Хич, репетируя с Ингрид Бергман, выслушал ее многочисленные предложения по поводу роли и резюмировал: «Не волнуйтесь, мэм. Это всего лишь кино».

Не помню, кто именно, но кто-то из крупных авторитетов считал русских неисправимыми эстетами. Вроде бы парадокс. Это русские-то матерщинники, гуляки и выпивохи, не создавшие элементарной бытовой культуры, – и вдруг эстеты? Однако вот конкретный пример с «Глобусом» и с его триумфом. Не убеждает ли он в том, что жесткие требования жизни, понуждающие равняться на антипода Обломова – Штольца, не работают среди родных осин? Что по-прежнему актуальна иная логика, диктуемая русским культурным кодом с его духовными приоритетами?

В пандан – реплика из не помню какого рассказа Шукшина: «Никогда мы хорошо не жили и не к чему привыкать».

Колониальная сказка. «Жги», режиссер Кирилл Плетнев

№5/6, май-июнь

Колониальная сказка. «Жги», режиссер Кирилл Плетнев

Наталья Сиривля

Определение «Колониальная сказка» принадлежит Инге Оболдиной. Фильм «Жги» Кирилла Плетнева воспринимается поначалу как переросший свою значимость «мувик». Так бывает: снимается какой-нибудь незатейливый двухсерийный телевизионный продукт и в процессе создатели вдруг решают, что у них выходит нечто достойное театрального проката и даже участия в фестивалях. Что тут скажешь?

Колонка главного редактора

Есть ли в России культурная политика?

16.08.2013

Интервью «Ведомостям» о том, есть ли в России культурная политика, почему не хватает творческой среды и о питчинге кинопроектов. 

Новости

Завершился 64-й Берлинский кинофестиваль

16.02.2014

15 февраля завершился 64-й международный кинофестиваль в Берлине. Главной награды форума – приза «Золотой медведь» за лучший фильм конкурсной программы – удостоилась детективная картина китайского режиссера Йинана Дяо (Diao Yinan) «Черный уголь, тонкий лед» (Bai Ri Yan Huo). Фильм посвящен бывшему полицейскому, который после увольнения из органов решил расследовать серию загадочных убийств. Приз большого жюри завоевал Уэс Андерсон за картину «Отель "Гранд Будапешт"» (The Grand Budapest Hotel), открывшую Берлинале.