Встреча

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

О режиссерском дебюте киноартиста Олега Долина в детском театре – Зара Абдуллаева.

medvedko-olegdolinОлег Долин, известный по «Дикому полю» артист кино, дебютировал в театре. В РАМТе. Для первого спектакля он выбрал «Медведко», но воссоединил афанасьевский сюжет с персонажами других, более знаменитых сказок. У гениального собирателя фольклора персонаж по имени Медведко вырастал из чурбана. Олег Долин придумывает рождению этого героя рискованные обстоятельства и демонстрирует театральную фантазию, которую оценили бы наследники В.Э.Мейерхольда и Юрия Петровича Любимова. Между тем Долин закончил курс Сергея Женовача в ГИТИСе.

Этот поражающий воображение детей и родителей спектакль идет в крохотной комнатке и в черных сукнах. Никаких декораций, стилизованных костюмов – вместо них Е.Панфилова сработала по мотивам лубочных картинок, лишив персонажей замшелого представления о «детских» спектаклях. Таким образом, абстрактное и конкретное – в режиссуре, в актерском существовании – обретает в этом нетривиальном спектакле буквальный и парадоксальный смысл. Режиссер и художница инициируют собственно театральный зрительский опыт. Смело оживляют воображение и восприятие, очищенные от любых штампов. Дебют Долина обращен к «семейному просмотру», но без благоглупостей, утешающих стереотипы девочек, мальчиков, мам и пап, и прочих предков.

Это сложно задуманный, радостно сыгранный и воздушный спектакль. Творчество «из ничего», кроме пространства, актеров и выдумки режиссера. Этакий «пратеатр», рождающий современный, без сюсюканья спектакль уверенного дебютанта, доверяющего публике любого возраста. Режиссера, не озабоченного унизительным чувством, поймет публика или не поймет, как от Репки с Медведем, спроецированном на сукно в образе тени, родился Медведко; как струящиеся длинные волосы актрис в черных трико показывают воду, огонь, а руки объявляют о двери, колодце, усах богатыря и т.д.; как баба-яга в туфлях на платформе, в страусиновых перьях (ее играет актер) явится в образе трансвестита; как перемотка (кино- и аудио)пленки, ее треск звучит за сценой, сообразуется с движением актера, демонстрирующего события в воспоминаниях героя, и т.д.

medvedko-2
«Медведко»

Дети, взрослые смотрят спектакль, воображают кино – видят свои сны, связь с которыми тоже актуализирована в этом «Медведко». Такой опыт пробуждает в девочках, мальчиках будущих зрителей, которые, когда подрастут, не запутаются в суждениях по поводу «хорошего», правильного театра или «плохого», который, однако, «всем нравится» и имеет успех, кассу.

Моя дочка в раннем возрасте ходила заниматься в Музей Пушкина, музей изобразительных искусства. Мы как-то пропустили Третьяковку. Когда она в первом классе увидела учебник с иллюстрациями художников-передвижников, то долго хохотала, не могла понять – после выставок Пикассо, Пиросмани – эти картинки. И спорила до слез со своим дедушкой, самодеятельным художником, по поводу нефигуративного искусства, отстаивая его первородность. Ну, понятно, что со временем и взрослением «круг внимания» расширяется. А предпочтения взрослых зрителей обнаруживают непредвиденные кульбиты. Но не об этом сейчас речь.

Условный театр, который продемонстрировал в своем дебюте Долин, сопричастен играм фантазии, знакомым детям и взрослым по шарадам. По домашнему театру. По той прелести, которая создается в семейном кругу, на даче, в домах, не утративших способность к сообщительности, отсутствию предрассудков. К ассоциативному мышлению. К прихотливой или смешливой буквализации метафор, которой отдавались и авангардисты первого призыва, и поставангардные режиссеры театра, кино.

Олег Долин не только внятно, четко отрепетировал с актерами этюды и построил сложносочиненного «Медведко». Он внедрил в пространство комнатной сцены и крохотного зала реальность, объявив о двойном запале магии воображения, о ниточке, соединяющей потусторонний мир театра (его персонажи попадают на «тот свет») и посюсторонний. В какой-то момент открывается занавеска, закрывающая дверь, через которую публика входила в зал. Там горит ночник, девочка лет пяти – девочка «из зала», «из реальности» – лежит в кроватке, а папа ей читает книжку, сказку, которую мы видели только что на сцене и еще увидим. Девочка комментирует действие. В финале она выходит на сцену, чтобы внедриться в действие, решить судьбу Медведко. Помочь ему выбраться с «того света» на свет, включенный за кулисой. А потом… потом режиссер укладывает ее на сцене, она же продолжает смотреть сон, который мы не увидим. Но никто не помешает нам его представить.

medvedko-3
«Медведко»

Магия отстранений довоплощает в этом дебюте реальность живого соучастия в театральной грёзе, такому труднодоступному ощущению.

После спектакля я спросила мальчика лет семи, что ему особенно понравилось. Он вскрикнул без паузы: «Всё». Понимаю. И поздравляю Олега, а также всех артистов – А.Аронс, Д.Бурукина, В.Круглик, А.Кузьмину, А.Мишакова, А.Прокофьеву А.Савватимова, В.Тиханскую, Н.Угрюмова, А.Штепуру.

Диктатура доброты. Штрихи к портрету Сарика Андреасяна

№5/6, май-июнь

Диктатура доброты. Штрихи к портрету Сарика Андреасяна

Антон Долин

Самая интригующая и неразгаданная фигура отечественного массового кинематографа, Сарик Андреасян – объект зависти и ненависти. Уроженец Еревана, выпускник мастерской Юрия Грымова и заядлый кавээнщик, в свои тридцать три года создатель десятка нашумевших фильмов, работавший со звездами не только отечественными (в диапазоне от Гоши Куценко до Вениамина Смехова), но даже с заграничными: любимцем миллионов Аленом Делоном и лауреатом «Оскара» Эдриеном Броди.

Колонка главного редактора

Персонально ваш

11.10.2015

― В Москве – 15 часов и 8 минут, и меня зовут Ольга Журавлёва, а персонально наш сегодня главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей.

Новости

Объявлены итоги второго конкурса сценариев «ЛИЧНОЕ ДЕЛО»

10.01.2013

Журнал «Искусство кино» завершил проведение конкурса сценариев полнометражных игровых фильмов, под девизом «Личное дело», который мы осуществили при поддержке Фонда «Финансы и развитие». Всего в конкурсе участвовали 794 сценария из 19 стран. Комиссия экспертов, в которую входили кандидат искусствоведения Зара Абдуллаева (автор пяти книг о кино), кандидат искусствоведения Кристина Матвиенко (преподаватель курса современной драматургии во ВГИКе) и Алексей Медведев (создатель фестиваля «2morrow» и «2 в 1», критик, переводчик, арт-директор других отечественных кинофестивалей), отобрали: