Женская проза

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Берлинский фестиваль в самом разгаре. Конкурсную программу комментирует Нина Цыркун.

К исходу фестиваля самый высокий рейтинг среди конкурсных фильмов Берлинале, причем по версиям разных изданий – у мейнстримной драмы чилийского режиссера Себастьяна Лельо «Глория». Эта картина оставила позади и румынскую «Позу ребенка» Калина Петера Нетзера, и французскую «Камиллу Клодель» Брюно Дюмона, на которые возлагались особые надежды. По какой-то странной причине они проигрывают истории о том, как 58-летняя дамочка из Сантъяго ищет свое женское счастье на проторенных путях. Фильм – седьмая вода на киселе феллиниевских «Ночей Кабирии». В отличие от героини Джульетты Мазины, у Глории в исполнении Паулины Гарсиа (ничего не скажешь – отменном) крепкие тылы: не особо обременительная, но, видно, неплохо оплачиваемая офисная работа, уютная квартира, имеются также сын и внук – словом, полная чаша, за отсутствием одного – мужчины.

berlin2-gloria
«Глория»

«Глория» вместе с упомянутыми двумя картинами вошла в тематический программный кластер о женщинах, где фигурируют еще «Монахиня» Гийома Никлу, «Вик+Фло увидели медведя» Дени Коте и очередная порция из истории отношений Селин и Джесса (Жюли Дельпи и Этан Хоук) «Перед полночью» от Ричарда Линклейтера. Согласно ортодоксальному феминистскому кодексу, женщина всегда находится в униженном положении и призвана бороться за свои права, что практически героини всех этих фильмов и делают с разным успехом. Едва почувствовав под ногами твердую почву, ощутив себя хозяйкой положения, они обретают недюжинные силы, берут инициативу в свои руки и оказывается, что партнеры-мужчины предпочитают за благо либо ретироваться (как в случае с Глорией), либо подняться на бунт, что и произошло в «Позе ребенка». Глории удалось познакомиться с симпатичным господином, который готов к серьезным отношениям, но у него есть изъян: он не может сбросить обременение в виде бывшей жены и взрослых дочерей. Прощать его слабость Глория не намерена, ее агрессивность растет по мере проявления его мягкотелости, и в качестве забавной иллюстрации режиссер вводит даже сцену «харрасмента наоборот», красноречиво заставляя героев поменяться ролями.

Героиня «Позы ребенка» Корнелия, которую играет Луминита Георгиу, тоже вполне успешная женщина, архитектор и дизайнер, тоже разведенная и пребывающая в сложных отношениях с взрослым сыном Барбу. Несчастный случай на дороге (сын на высокой скорости сбил насмерть мальчика) дает матери импульс к активной деятельности: она всеми средствами стремится повернуть судебное дело в пользу Барбу, чтобы скостить грозящий ему срок, а заодно – подсознательно – доказать «ребенку», насколько он от нее зависит. Однако последнее не удается: тяжелые личные переживания заставляют сына, наконец, оборвать пуповину, на которой держала его мать.

berlin2-childspose
«Поза ребенка»

Селин из фильма Линклейтера добивается своего испытанными женскими средствами – лукаво симулирует уход, зная наверняка, что Джесс придет искать примирения, потому что за двадцать лет слишком привык к их непростым, но обновляющим кровь отношениям.

Каждый на свой лад, эти фильмы подтверждают не столько ортодоксальную феминистскую догму, сколько теорию Камиллы Палья, что война полов – не следствие социальной несправедливости, а естественное разделение ролей и закрепленных в обществе стереотипов мужского и женского: брутального мужчины и женщины-соблазнительницы, причем нередко соблазнительницы агрессивной. А вот идеал бизнес-вумен, успешно конкурирующей с мужчинами на их территории, есть, согласно теории Палья, поражение женского, ибо в результате торжествует мироустройство по мужскому принципу.

berlin2-beforemidnight
«Перед полночью»

В сущности, именно такого рода войну проиграла Камилла Клодель (Жюльетт Бинош), в свое время тоже выступившая в роли талантливого и независимого профессионала – скульптора, которому мужчины, и в первую очередь ее любовник Огюст Роден, не смогли простить ее талант. В биографическом фильме Брюно Дюмона этот «мужской принцип» воплощает ее брат, писатель Поль Клодель (Жан-Жак Венсан), произносящий возвышенные духовные речи, но не желающий забрать сестру из психлечебницы вопреки совету доктора, то есть заведомо обрекая ее на духовную гибель.

berlin2-camille-claudel1915
«Камилла Клодель 1915»

Самый чистый и непосредственный бунт, показанный на берлинском экране, – доросшей до понимания своего еще не женского, а человеческого предназначения 16-летней Сюзанны Симонен (Полин Этьенн) из романа Дени Дидро «Монахиня». Этот сюжет, незаконченный автором, вместе с Вольтером неистово воевавшем с «гидрой» (то есть религией), не раз перекочевывал на экран и с разными финалами, вплоть до смертельного. Никлу, проведя не по своей воле оказавшуюся в монастыре девушку через мытарства католических застенков и добавив ей борцовского драйва, придумал финал самый жизнеутверждающий. К сожалению, это не украсило довольно монотонное в целом повествование.

berlin2-la-religieuse
«Монахиня»

Тюник с кинокамерой. Новые фильмы о балете

№5/6, май-июнь

Тюник с кинокамерой. Новые фильмы о балете

Лейла Гучмазова

Фильмы о балете – тема ныне модная. Она спровоцирована, скорее всего, тонким эскапизмом (кинематографистов), смешанным с простодушной тягой к прекрасному, тоской по грандиозному имперскому искусству и, возможно, c тайной любовью к тирании. Этот всплеск интереса к балету уравновешен также потребностью в социальных лифтах.

Прогноз на завтра отменяется

Колонка главного редактора

Прогноз на завтра отменяется

09.08.2011

Почему в России во всей своей красе процветает оккультизм? Людям трудно жить в постоянном ощущении непредсказуемости, непрогнозируемости всех процессов. Не может корабль большого государства без лоцманской карты, без руля и ветрил нестись по океанскому простору, подчиняясь исключительно правильным речам капитанов.

Новости

«Флаэртиана» привезла в Прагу документальное кино

25.06.2014

В Праге прошел Фестиваль документального кино, организованный командой пермского фестиваля «Флаэртиана». Европейскому зрителю была представлена программа из двенадцати отечественных документальных фильмов последних лет, среди них «Горланова, или Дом со всеми неудобствами» (реж. Алексей Романов), «Урал впервые» (реж. Дмитрий Заболотских), «Крутая Римма» (реж. Владимир Левин), «С.П.А.Р.Т.А. – территория счастья» (реж. Анна Моисеенко) и другие.