«Все делают так, как нужно "жирным котам" — владельцам кинотеатров»

Депутаты отказались от идеи облагать показ зарубежных фильмов налогом на добавленную стоимость. Соответствующий законопроект отозвали сами авторы. Главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей обсудил ситуацию с ведущими "Коммерсантъ FM" Дарьей Полыгаевой и Алексеем Корнеевым.

Сейчас кинотеатры освобождаются от НДС при продаже билетов на любые фильмы, независимо от страны их производства. Возможность отмены этих льгот для иностранных лент встретила резкую критику со стороны профильных комитетов Думы. Как заключили депутаты, инициатива лишь ограничит доступ граждан к кино.

Д.П.: Как вы считаете, если все-таки обложили бы налогом зарубежные фильмы, что бы было в кинотеатрах, как бы это выглядело?

Д.Д.: Вы знаете, дело в том, что если облагать налогом, то нужно представлять, что будет с этими деньгами дальше. Если они утонут в бюджете и куда-нибудь их направят на увеличение зарплат полицейским или увеличение военного бюджета, то, конечно, кинематографу от этого ни тепло, ни холодно, ничего. Когда мы предлагали это сделать, то думали сделать специальные фонды, связанные с пропагандой кино, продвижением кино, кинообразованием и целым рядом вещей, которыми государство не занимается больше 20 лет.

Но, естественно, нынешняя политика Министерства культуры и страны в целом не ориентирована на это. Она ориентирована на патриотические сериалы. Дело в том, что кино, как вы знаете, показывают, зарабатывают в основном в торговых центрах, и лоббисты из торговых центров не могут потерять $240-250 млн просто так.

Они договорились, нажали на соответствующие кнопки. Торговля, как вы знаете, это больше, чем нефть, это огромный бизнес и так далее. Кроме того, никто же не знает и не расскажет ни правительству, ни им, о том, что кинотеатры давно уже не показывают кино, в основном, это вторая доля их прибыли.

Д.П.: Они что, продают попкорн?

Д.Д.: Они продают кино-еду, и на кино-еде они зарабатывают примерно $700 млн, а на кинопоказе половину денег, которые они собирают, они отдают правообладателям, половина у них остается. Это примерно $600 млн, то есть всего где-то выходит $1,3 млрд, а цена билета у нас к концу этого года догонит США. Это примерно 250 руб. за билет. Естественно, они начинают запугивать по поводу того, что будет и 300 руб., и 400 руб., как в Москве. В Москве уже 400 руб. как раз средняя цена за билет. И так далее. Все боятся и делают так, как нужно богатейшим жирным котам — владельцам кинотеатров.

А.К.: Скажите, Даниил Борисович, а что только два пути есть для того, чтобы поддержать российское кино: либо налогами обложить зарубежное кино, либо вливать из бюджета какие-то огромные деньги?

Д.Д.: Дело в том, что новая кинополитика не связана с затратами денег на все те благородные цели, о которых я говорил, например, развитие киноаудиторий, поддержка и создание второй системы, показывающей фильмы арт-кино. Даже в Москве через неделю с показа снимают лауреатов Канн, Берлина и Венеции, а уж по стране их не показывают точно, потому что нет аудитории.

Аудитория сегодня воспитывается для показа попкорн-кино, а русская часть падает, даже думаю, сегодняшняя премьера "Сталинграда" здесь ничего не изменит. В последнее время это 14-15%, и в ближайшее время, мы думаем, упадет до 10%. Итак, до 90% у нас — зарубежное кино. Это американское и чуточку европейского. Например, мой журнал облагается 18% НДС, а показ фильма — "Чужие-4", самые различные, "Человек-паук", я не буду перечислять все эти фильмы — не облагается. Кроме того, что бутылка Pepsi Cola там идет не за 30 руб. — ну, вот в "Октябрь" пойдите сейчас, в эти минуты — а всего лишь за 140 руб. У них больше 100 руб. прибыли только потому, что это кино-Pepsi Cola. И этих же людей, конечно же, освобождают от налогов как самых бедных.

Д.П.: Даниил Борисович, но как-то ведь и нет российского кино, на которое хотелось бы пойти в кинотеатр, не так-то много.

Д.Д.: Если вы хотите сегодня приготовить своему любимому хорошее блюдо, но не сумеете этого сделать, значит ли это, что просто вы этого не захотите? Потому что в довольно "темные" времена — я человек немолодой — ну, например, в 70-е годы, мы снимали очень приличное кино, когда было — запомните это, вам никто не скажет — 14 уровней разрешения фильма при производстве и семь уровней при приеме, больше 20 уровней цензуры, и мы снимали чудесные фильмы от Тарковского до "Полетов во сне" Балаяна, а сегодня ничего подобного сделать просто не умеем.

А.К.: И билеты тогда стоили от 10 коп. до 1 руб.

Д.П.: И американских фильмов не было.

Д.Д.: Американских фильмов действительно не было в прокате, их даже не было и по телевидению, но это вы правы, с этим упреком я совершенно согласен, но тогда и ресторанчиков не было, чтобы можно было пойти в 1800 московских ресторанов и они забиты. У меня вчера был такой опыт — я где-то рассказывал о нем — я странным образом оказался в музее на чудесной выставке. И там было человек пять на семи этажах. А потом вечером шел и видел забитые московские чудесными молодыми лицами рестораны. Это все единый культурно-духовный процесс нации. И он, поверьте мне как социологу культуры, очень печальный.

Оригинал: "Коммерсантъ FM", 02.10.2013 // 13:33

Люди в белом

Блоги

Люди в белом

Нина Цыркун

Нина Цыркун задается вопросом, в чем секрет популярности романистки Стефани Майер, выпустившей совместно с режиссером Эндрю Никколом фантастическую картину «Гостья», – и находит ответ.

Клим Козинский. С чистого листа

№5/6, май-июнь

Клим Козинский. С чистого листа

Кристина Матвиенко

«Тетраграмматон» — фильм Клима Козинского, рассказывающий в жанре комикса историю философской мысли. Довольно диковатая для такого материала эстетика предполагает безапелляционное и веселое смешение не только разных философов (от Хайдеггера до Славоя Жижека), но и различных фактур и техник. Свобода обращения с героями, глубокое понимание их идей и контекста дают зрителю — искушенному и не очень — шанс понять про этих философов как бы заново, минуя ловушки упрощения или занудства.

Новости

Открылась новая видеотека современного российского кино

17.04.2017

Открылся сайт "Пилигрим", на котором можно бесплатно и легально посмотреть современное российское авторское кино и добровольно поддержать создателей фильмов. На "Пилигриме" собрана широкая подборка российского авторского кино за последние годы: короткий и полный метр, игровые и документальные картины, анимация.