На медиафоруме ММКФ покажут «Говорящее кино»

В рамках параллельной программы Медиа форума 2015 «Говорящее кино» 23 июня — 14 июля в летнем кинотеатре МУЗЕОН состоятся показы фильмов Николя Рея, Алена Кавалье, Йонаса Мекаса, Джеймса Беннинга, Анджелы Риччи Лукки и Эрванта Джаникяна.

23 ИЮНЯ, 22:00
LE PARADIS, ALAIN CAVALIER, 2014 / «РАЙ», АЛЕН КАВАЛЬЕ

speakin-cinema-1

Ален Кавалье (14 сентября 1931) состоялся как режиссер в эпоху Новой волны, частью которой себя никогда не считал. Прославился своими политическими триллерами с амбивалентными персонажами и «глянцевыми», по собственному определению, фильмами с такими знаменитостями, как Катрин Денев, Ален Делон и Роми Шнайдер, но позже обратился к философским темам и новым формам, значительно более авангардным. Начиная с нуелвых снимает поэтические ни на что не похожие видеоэссе в одиночку, без бюджета.

Утонченный, независимый и, по выражению президента Каннского кинофестиваля Жиля Жакоба, свободный как птица 83-летний мэтр французского кино Ален Кавалье уже не первый год создает свои видео-эссе лишь с помощью ручной видеокамеры, находя поэзию в самых неожиданных местах (например, общественных туалетах). «Рай» — медитация о жизни и смерти, смесь ежедневных наблюдений, воспоминаний, библейских и античных притч, главные роли в которой играют маленький робот, заводной гусенок и мертвый птенец павлина — райской птицы. С помощью закадрового текста ему неизменно удается воссоздать свой внутренний мир в объектах, попадающих в поле зрения камеры. В этом фильме, пользуясь минимальными средствами, ему удалось сотворить свой персональный рай.

Вошел в десятку лучших фильмов 2014 года по версии журнала Cahiers du Cinéma. Участвовал в программе Международного Роттердамского кинофестивля.

Фильм будет демонстрироваться на французском с русскими субтитрами.

 

26 ИЮНЯ, 22:00
OUT-TAKES FROM THE LIFE OF A HAPPY MAN, JONAS MEKAS, 2012 / «НЕВОШЕДШИЕ КАДРЫ ИЗ ЖИЗНИ СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА», ЙОНАС МЕКАС

speakin-cinema-2

Йонас Мекас — один из самых выдающихся режиссеров киноавангарда и признанный поэт. Родился в Литве. До того как прибыть в Нью Йорк в 1949, пытаясь бежать от нацистских сил на Запад Мекас со своим братом провел четыре года в немецких лагерях для перемещенных лиц. В Нью-Йорке начал снимать 16-миллиметровые фильмы. Выработал собственный стиль кино-дневника, попутно занимаясь кинокритикой, программированием кинопрограмм, организаторской и дистрибьюторской деятельностью. В 60-е годы создал и до сих пор руководит крупнейшим в мире архивом авангардного кино и синематекой Anthology Film Archives.

Поэтическая чуткость и спонтанная фиксация окружающей жизни определяют его творчество, большую часть которого составляют кино-дневники. Уникальность видения Мекаса — в способности ухватывать образы радости, красоты и торжества жизни. Разрабатывая в 1960-х свой дневниковый стиль, широкую известность получил благодаря фильмам, в которых оказалась запечатлена повседневная жизнь нью-йоркской художественной богемы.

Законченный за несколько месяцев до 90-летия Йонаса Мекаса, этот фильм — последняя часть его кино-дневников. Кинопоэма, по духу и форме близкая к его стихам, похожая на все остальные его работы — и в то же время совершенно иная. Выцветшие кадры эфемерной красоты, которую Мекас искал на протяжении всей своей жизни, сопровождаются лирическим закадровым комментарием, а так же цифровыми съемками итоговой работы за монтажным столом. Это прощальный взгляд на собственное творчество, кино, жизнь и тех, с кем ему посчастливилось ее разделить. Однако голос Мекаса, всегда занимавшегося сотней дел одновременно, по-прежнему полон витальности. Он все еще бодрее многих.

Участник Международного Венского кинофестиваля.

Фильм будет демонстрироваться на английском языке с русскими субтитрами.

 

30 ИЮНЯ, 22:00
AUTERMENT, LA MOLUSSIE (DIFFERENTLY, MOLUSSIA), NICOLAS REY, 2012 / «ИНАЧЕ, МОЛУССИЯ» НИКОЛЯ РЭЙ

speakin-cinema-3

Николя Рэй не был назван в честь знаменитого американского режиссера (который как раз использовал псевдоним), и он даже не сын французского экспериментального режиссера Джорджа Рэя.

Cнимает кино с 1993, балансируя между фотографией, документальным и экспериментальным кино. Много времени проводит в L'Abominable – кинолаборатории для работы с пленкой, которую он создал вместе с другими художниками в 1996 году. В 1999 году снял фильм «Советы плюс электрификация» — трехчасове кинопутшествие по России в сторону Магадана.

Фильм французского авангардиста Николя Рэя снят на просроченную 16-миллиметровую пленку, что придало его изображению особую живописную текстуру, и состоит из 9 частей, комбинируемых случайным образом для каждого показа. В 8 из них использованы фрагменты романа Гюнтера Андерса, вскрывающего фашистское нутро капитализма, и наоборот. Марксистская диалектика сочетается здесь с крайне необычной кинематографической чувственностью, а смелые эстетические поиски с уникальным экспериментом по работе с текстом, который для российского показа перевела Татьяна Баскакова.

Участник Международных кинофестивалей в Берлине, Торонто, CPH:DOX, Cinema du Reel.

Фильм будет демонстрироваться с оригинальной пленки 16 мм в присутствии автора, на немецком языке с русскими субтитрами. 

 

7 ИЮЛЯ, 22.00
STEMPLE PASS, JAMES BENNING, 2012 / STEMPLE PASS, ДЖЕЙМС БЕННИНГ

speakin-cinema-4

Джеймс Беннинг — одна из центральных фигур независимого американского кино, и в то же время он один из самых плодовитых его представителей: на его счету более 25 полнометражных картин и еще столько же короткого метра. Все они практически неизвестны российскому зрителю. Он любимец критиков и фестивальных отборщиков, один из синонимов экспериментального кино, начинавший как режиссер-структуралист, а поздними своими цифровыми картинами зарекомендовавший себя как мастер «пейзажного фильма». Интерес к нарративным экспериментам сочетается в нем с духом классицизма — живописным вниманием к композиции, цвету и свету.

Stemple Pass — наиболее интересная и значимая его работа последних лет. Она посвящена Унабомберу — радикальному террористу-одиночке, гениальному математику, неолуддиту, анархисту и социальному критику, ушедшему жить в леса, а потом объявившего войну цивилизации. В этом фильме Беннинг достиг совершенной чистоты формы: он состоит всего из 4-х тридцатиминутных кадров, снятых с одной точки и показывающих нам местечко у подножья Сьерра-Невады, похожее на то, где жил Тед Качински. Идиллический пейзаж сопровождается чтением его текстов: ранних дневниковых записей, закодированных отчетов об изготовлении первых бомб, знаменитого «Манифеста Унабомбера» и интервью, взятого у него уже в тюрьме. Некоторые материалы до этого никогда не были обнародованы. Взаимоотношения между звуком, текстом и изображением варьируются от ассоциативных связей до радикального контрапункта, а чувство возвышенного, возникающее от созерцания природы, и конфликт с внедряющейся на ее территорию цивилизацией переданы с помощью чистой длительности, на которую только и способно цифровое кино.

Участник Международного Берлинского кинофестиваля в 2013 году.

По требованию автора и владельцев прав на используемые в фильме тексты фильм будет демонстрироваться без перевода на английском языке. 

 

14 ИЮЛЯ
PAYS BARBARE (BARBARIC LAND) YERVANT GIANIKIAN AND ANGELA RICCI LUCCHI, 2013 / «ЗЕМЛЯ ВАРВАРОВ» ЭРВАНТ ДЖАНИКЯН И АНЖЕЛА РИЧЧИ ЛУККИ

speakin-cinema-5

Эрвант Джаникян и Анжела Риччи Лукки — режиссеры, работающие в Милане, известны своей выдающейся работой с архивными киноматериалами. Вдумчиво сопоставляя изображения посредством монтажа, Джаникян и Риччи Лукки также переснимают материал, меняют скорость, добавляют цвета и озвучку, перекадрируют изображения, фиксируя ключевые детали. Такая тщательная работа провоцирует аналитическое воприятие и заcтавляет задуматься не только о содержании кадров, но и процессе его формирования.

Фильмы Эрванта Джаникяна и Анжелы Риччи Луччи были показаны на ведущих международных фестивалях, таких как Каннский, Венецианский, Роттердамский, Берлинале. Ретроспективы их работ проводились в главных фильмотеках мира (французская Синематека, испанская Фильмотека, португальская Синематека и Pacific Film Archive в Беркли) и в таких музеях, как MoMA в Нью-Йорке и Tate Modern в Лондоне.

Джаникян и Риччи Лукки — ветераны found footage документалистики; они уже многие годы создают из архивных материалов критические эссе, в основном антиколониального и антимилитаристского толка. Последний фильм этой пары — ошеломляющий пример такой работы. Используя частную хронику, закадровый комментарий и песни по текстам Анри Мишо, они рассказывают о брутальности итальянского империализма 20 — 30-х годов. Нерв этого фильма в смещении привычной траектории зрения: этнографические снимки обнаженных африканских женщин в «варварской» Эфиопии говорят нам скорее о природе колониального взгляда, в то время как фотографии итальянских господ из личных архивов предстают материалом историческим и политическим. Где пролегает граница между варварством и цивилизацией? Как это соотносится с настоящим? Итальянские художники и режиссеры подводят нас к тому, что у каждой эпохи свой фашизм.

Участник Международных кинофестивалей в Локарно, Торонто, Турине.

Фильм будет демонстрироваться на французском языке с русскими субтитрами. 

 


XVI Медиа Форум Московского Международного Кинофестиваля  это ежегодная параллельная программа кинофестиваля, объединяющая современных художников и режиссёров на пограничной территории кино, видео- и медиа-арта.

Подробности см. на официальном сайте летнего кинотеатра МУЗЕОН http://www.muzeon.ru/

Личное дело

Блоги

Личное дело

Нина Цыркун

Каковы пределы ответственности кинопродюсера? Как следует подбирать проекты и работать с режисерами? Что перспективнее: изоляционизм или интеграция в международный контекст? На эти и другие темы в своей книге «Выходит продюсер» размышляет влиятельный Алескандр Роднянский. О свежеизданном труде «эмблематичной фигуры российского кино» (Variety) и влиятельного представителя отечественной киноиндустрии – Нина Цыркун.

Тень на бетонке. «Оптимисты», режиссер Алексей Попогребский

№4, апрель

Тень на бетонке. «Оптимисты», режиссер Алексей Попогребский

Катерина Тарханова

У вдовца была любовница, но из-за дочки он долго не женился, и от обиды любовница однажды случайно изменила. Правда, он тоже изменял, но «по праву». У вдовца был также тайный враг, притворявшийся другом, и на основе непроверенных данных он сообщил о случае с этой любовницей. Вдовец ее прогнал. А в подчинении у него была красавица, но муж ее жил в другом городе, и она завела женатого любовника – того самого тайного врага, который притворялся другом.

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Сверхценности» опять останавливают Россию? Российская государственность: к этиологии сверхценностей

28.04.2015

Беседа с главным редактором журнала «Искусство кино», культурологом, кинокритиком Даниилом Дондуреем. — Сначала вопросы к себе: почему произошло все то, что с нами случилось в минувшем году? Что предвещало, из какой табакерки выскочило, кто демиург событий? Где таились те идеологемы, которые так неотвратимо были объявлены главными? Мне кажется, что все это сработало не вдруг и связано не только с именем государя.