Кого готовит ВГИК?

Студенты и преподаватели главной российской киношколы поведали о своих приоритетах.

Журнал «Искусство кино» этим летом по решению Союза кинематографистов РФ, возглавляемого Никитой Михалковым, был вынужден покинуть помещение, построенное когда-то специально для него, и переехал в новый офис. И вот вышел первый номер, где в данных стоит новый адрес: Старый Петровско-Разумовский проезд, 10.

Номер в большей своей части посвящен кинообразованию, киношколам, и в частности ВГИКу. И конечно, самая ударная в нем статья Натальи Венжер и Даниила Дондурея «Забудьте про СССР», написанная по материалам собственного социологического исследования, проведенного во ВГИКе в 2008 году. Авторы раздали студентам и преподавателям анкеты, где им предлагалось оценить как уровень преподавания, так и степень его практического применения. Кроме того, каждый опрашиваемый должен был назвать по десять лучших фильмов (российских и зарубежных) и представить свою топ-двадцатку лучших режиссеров.

Результаты опроса оказались более чем интересными. Всего из 700 студенческих и 100 преподавательских вернулись заполненными 460 и 40 анкет соответственно. Что позволило судить вполне репрезентативно о кинематографической картине мира у студентов, и менее определенно -- у преподавателей. Анкеты были анонимными, а потому определить, какая именно половина преподавательского состава проигнорировала опрос, невозможно.

Что же получилось? Самым неожиданным оказалось, что студентам неинтересен современный кинематограф -- ни отечественный, ни европейский, и уж точно совсем не значим для них азиатский. Большая часть выбранных ими фильмов -- это советские картины. В списке режиссеров на первом месте по числу упоминаний у студентов всех факультетов однозначно лидирует Тарковский. Дальше, с очень большим отрывом меняются местами Калатозов, Эйзенштейн и Феллини. У продюсеров, впрочем, второе место занимает Михалков, а потом уже идут Калатозов и Эйзенштейн, а Феллини удалось оттеснить Бондарчуку (старшему). Михалков входит в первую пятерку почти на всех факультетах, кроме сценарно-киноведческого: здесь он уступил пятое место Балабанову, а сам скромно занял седьмое, сразу после Бергмана и перед Антониони.

Из ныне живущих режиссеров в двадцатку с довольно скромными результатами попали еще Данелия, Рязанов, Соловьев, Норштейн, Меньшов; киноведы добавили Сокурова и Муратову, режиссеры -- Германа, а операторы -- Кончаловского и Звягинцева. Из зарубежных называли в основном классиков, а из новых только Джармуша и Кустурицу. Тарантино в этом списке нет.

Зато в списке лучших фильмов работ многих признанных лучшими режиссеров нет, а вот «Криминальное чтиво» появляется на последних позициях. Возглавляет же список студенческих предпочтений фильм «Летят журавли», в первых строчках рейтинга «Зеркало», «Броненосец «Потемкин». Фильмы же лучшего российского современного режиссера Никиты Михалкова в первую десятку не попали -- за одним исключением: продюсерский факультет на третье место, после «Журавлей» и «Иванова детства», поставил «12» (еще «Утомленные солнцем» в их списке попали на девятое-десятое места). Режиссеры и сценаристы с киноведами вообще не вспомнили ни одного фильма живого классика, операторы назвали «Неоконченную пьесу», «Свой среди чужих» (12--14е и 15--18-е места). Впрочем, картин Муратовой, Сокурова и Германа в двадцатках нет вовсе.

Что все это значит? Да скорее всего полную кашу в головах у студентов, отсутствие внятно составленной программы, системы приоритетов в современном кино, охотное следование любым стереотипам, а также отказ от самостоятельного мышления.

Это у студентов. С преподавателями ситуация кажется определенней. Их просили сосредоточиться на фильмах последних пяти лет. Они довольно единодушно отказались признавать современных западных режиссеров, в десятку выбились только братья Коэны с фильмом «Старикам здесь не место», разделив седьмое-девятое места с Анной Меликян и Алексеем Попогребским. Зато среди лучших режиссеров мира наряду с Михалковым, Лунгиным, Звягинцевым оказался Иван Соловов, которого педагоги ВГИКа поставили рядом с Сокуровым (пятое-шестое места).

В общем, читайте шестой номер «Искусства кино», там еще много интересного. Анкеты разбираются довольно подробно, и не только в части эффектных рейтингов, но и по сути тех претензий, которые студенты предъявляют ВГИКу. Главные две: в старейшей российской киношколе не учат ремеслу и сильно отстают от современности.

Посвящен номер, впрочем, не только российской киношколе. Например, есть здесь интервью с авторами фильмов, в этом месяце вышедших в прокат, -- Николаем Хомерики («Сказка про темноту») и дебютантом Климом Шипенко («Непрощенные»); оба учились не в России, а во Франции и США, о чем и рассказывают. Есть материал про британские киношколы, беседа с преподавателями американских. И отличный мастер-класс непопулярного у студентов Квентина Тарантино, данный им в Канне.

В сущности, понятно, почему Никита Михалков и поддерживающие его деятели кино не считают нужным издание в России серьезного журнала по киноискусству. У нас собственная гордость и свои приоритеты, которые лучше не поверять экспертизой. Конфуз может получиться.

Алена СОЛНЦЕВА. «Время новостей», № 176 от 25 сентября 2009

Kinoart Weekly. Выпуск 157

Блоги

Kinoart Weekly. Выпуск 157

Вячеслав Черный

Вячеслав Черный о событиях и публикациях минувшей недели: новые проекты Питера Гринуэя, Лоренса Вигасы, Питера Богдановича; беседы с Лавом Диасом и Сергеем Лозницей; тексты о сюрреализме в "Твин Пикс" и кинематографе Николаса Рэя; редкое интервью с Даниэль Юйе; разборы франшизы "Чужой" и фильмов Джо Данте; трейлеры «Спутника Юпитера» Корнела Мундруцо, «Тесноты» Кантемира Балагова и «120 ударов в минуту» Робена Кампийо.

Супергерой нового поколения. «Гоголь. Начало», режиссер Егор Баранов

№5/6, май-июнь

Супергерой нового поколения. «Гоголь. Начало», режиссер Егор Баранов

Ольга Шакина

Начну с нетипичного для академического издания зачина: как-то у стойки берлинского бара я разговорилась с ирландцем о русской литературе. После непременного обсуждения большой экспортной триады (Ч-в, Д-й, Т-й) он признался, что на самом-то деле гораздо больше любит другого автора: «Гоголь! Атипично смешон!» «Это не вполне русский – украинский писатель», – поправила я собеседника и начала было пересказывать литературоведческие споры о гоголевской национальной идентичности, как ирландец уверенно меня прервал: «Ты права: откуда бы он ни был – он точно не русский».

Колонка главного редактора

Уметь читать азбуку Морзе российской культуры. О новой идеологической доктрине Владимира Путина

08.02.2013

Начав с методологического вступления по теме президентского Послания 2012 года, социолог и искусствовед Даниил Дондурей поспорил с редакторами Gefter.ru о риторике Владимира Путина. Разговор — о будущем, спор — о концептах, заметки — о новациях президента в его последних речах.