Кого готовит ВГИК?

Студенты и преподаватели главной российской киношколы поведали о своих приоритетах.

Журнал «Искусство кино» этим летом по решению Союза кинематографистов РФ, возглавляемого Никитой Михалковым, был вынужден покинуть помещение, построенное когда-то специально для него, и переехал в новый офис. И вот вышел первый номер, где в данных стоит новый адрес: Старый Петровско-Разумовский проезд, 10.

Номер в большей своей части посвящен кинообразованию, киношколам, и в частности ВГИКу. И конечно, самая ударная в нем статья Натальи Венжер и Даниила Дондурея «Забудьте про СССР», написанная по материалам собственного социологического исследования, проведенного во ВГИКе в 2008 году. Авторы раздали студентам и преподавателям анкеты, где им предлагалось оценить как уровень преподавания, так и степень его практического применения. Кроме того, каждый опрашиваемый должен был назвать по десять лучших фильмов (российских и зарубежных) и представить свою топ-двадцатку лучших режиссеров.

Результаты опроса оказались более чем интересными. Всего из 700 студенческих и 100 преподавательских вернулись заполненными 460 и 40 анкет соответственно. Что позволило судить вполне репрезентативно о кинематографической картине мира у студентов, и менее определенно -- у преподавателей. Анкеты были анонимными, а потому определить, какая именно половина преподавательского состава проигнорировала опрос, невозможно.

Что же получилось? Самым неожиданным оказалось, что студентам неинтересен современный кинематограф -- ни отечественный, ни европейский, и уж точно совсем не значим для них азиатский. Большая часть выбранных ими фильмов -- это советские картины. В списке режиссеров на первом месте по числу упоминаний у студентов всех факультетов однозначно лидирует Тарковский. Дальше, с очень большим отрывом меняются местами Калатозов, Эйзенштейн и Феллини. У продюсеров, впрочем, второе место занимает Михалков, а потом уже идут Калатозов и Эйзенштейн, а Феллини удалось оттеснить Бондарчуку (старшему). Михалков входит в первую пятерку почти на всех факультетах, кроме сценарно-киноведческого: здесь он уступил пятое место Балабанову, а сам скромно занял седьмое, сразу после Бергмана и перед Антониони.

Из ныне живущих режиссеров в двадцатку с довольно скромными результатами попали еще Данелия, Рязанов, Соловьев, Норштейн, Меньшов; киноведы добавили Сокурова и Муратову, режиссеры -- Германа, а операторы -- Кончаловского и Звягинцева. Из зарубежных называли в основном классиков, а из новых только Джармуша и Кустурицу. Тарантино в этом списке нет.

Зато в списке лучших фильмов работ многих признанных лучшими режиссеров нет, а вот «Криминальное чтиво» появляется на последних позициях. Возглавляет же список студенческих предпочтений фильм «Летят журавли», в первых строчках рейтинга «Зеркало», «Броненосец «Потемкин». Фильмы же лучшего российского современного режиссера Никиты Михалкова в первую десятку не попали -- за одним исключением: продюсерский факультет на третье место, после «Журавлей» и «Иванова детства», поставил «12» (еще «Утомленные солнцем» в их списке попали на девятое-десятое места). Режиссеры и сценаристы с киноведами вообще не вспомнили ни одного фильма живого классика, операторы назвали «Неоконченную пьесу», «Свой среди чужих» (12--14е и 15--18-е места). Впрочем, картин Муратовой, Сокурова и Германа в двадцатках нет вовсе.

Что все это значит? Да скорее всего полную кашу в головах у студентов, отсутствие внятно составленной программы, системы приоритетов в современном кино, охотное следование любым стереотипам, а также отказ от самостоятельного мышления.

Это у студентов. С преподавателями ситуация кажется определенней. Их просили сосредоточиться на фильмах последних пяти лет. Они довольно единодушно отказались признавать современных западных режиссеров, в десятку выбились только братья Коэны с фильмом «Старикам здесь не место», разделив седьмое-девятое места с Анной Меликян и Алексеем Попогребским. Зато среди лучших режиссеров мира наряду с Михалковым, Лунгиным, Звягинцевым оказался Иван Соловов, которого педагоги ВГИКа поставили рядом с Сокуровым (пятое-шестое места).

В общем, читайте шестой номер «Искусства кино», там еще много интересного. Анкеты разбираются довольно подробно, и не только в части эффектных рейтингов, но и по сути тех претензий, которые студенты предъявляют ВГИКу. Главные две: в старейшей российской киношколе не учат ремеслу и сильно отстают от современности.

Посвящен номер, впрочем, не только российской киношколе. Например, есть здесь интервью с авторами фильмов, в этом месяце вышедших в прокат, -- Николаем Хомерики («Сказка про темноту») и дебютантом Климом Шипенко («Непрощенные»); оба учились не в России, а во Франции и США, о чем и рассказывают. Есть материал про британские киношколы, беседа с преподавателями американских. И отличный мастер-класс непопулярного у студентов Квентина Тарантино, данный им в Канне.

В сущности, понятно, почему Никита Михалков и поддерживающие его деятели кино не считают нужным издание в России серьезного журнала по киноискусству. У нас собственная гордость и свои приоритеты, которые лучше не поверять экспертизой. Конфуз может получиться.

Алена СОЛНЦЕВА. «Время новостей», № 176 от 25 сентября 2009

Work and Progress

Блоги

Work and Progress

Зара Абдуллаева

В качестве члена жюри «Новой пьесы» – параллельной программы театрального фестиваля «Золотая маска» – Зара Абдуллаева проголосовала за Павла Пряжко, но свой личный, неформальный приз зрительских симпатий она присуждает «Кедам» Любови Стрижак, достоверно выразившей мироощущение и так называемого «нового героя», и всего нынешнего поколения двадцатилетних.

Елена Гремина: «Частных историй не бывает»

№12, декабрь

Елена Гремина: «Частных историй не бывает»

Нина Зархи

НИНА ЗАРХИ. В этом году – даже на «Кинотавре», выставке достижений отечественного кинематографа, – профессионалы, да и зрители, фиксируют плачевное состояние дел в хозяйстве. Пытаются понять его причины. Описать приметы. Заходят для этого с разных сторон. Многим, и мне в том числе, кажется признаком опасной творческой и человеческой апатии, даже стагнации, отсутствие интереса к социальной реальности. К осмыслению времени, в котором мы живем. Почти нет таких сценариев, еще меньше фильмов.

Колонка главного редактора

Цифровая — значит креативная

25.06.2010

Есть конкретный срок, в нашей стране он назначен: в 2015 году мы должны, согласно подписанным президентом конвенциям, просто-напросто отключить аналоговое вещание. Сейчас у нас работает более ста десяти кабельных каналов, вставляется телепанель в заднюю стеночку — и все в порядке. Во-первых, их количество еще увеличится: в «Акадо» стоит цифра «1000». В США есть системы, в которых действуют до 2000 каналов. А люди-то реально смотрят всего девять — из ста. Девять — из тысячи, или из пяти тысяч. На эту тему есть масса исследований.