Якутский кинематограф, долгое время считавшийся локальным «чудом», уже давно вышел за пределы республики. Фильмы якутских авторов конкурируют с другими российскими и иностранными релизами не только на территории Саха, но и в федеральном прокате. Фестивальные победы якутских картин также перестали быть «скоротечным трендом». Вместе с успехом растут режиссерские амбиции, ответственность и бюджеты. Владимир Кочарян, автор книги «Якутское кино — путь самоопределения», составил список из 11 заметных релизов, которые нам стоит ждать в ближайшие кинематографические сезоны.
Один из отцов-основателей якутского кино, автор монументального фильма «Орто Дойду», возвращается с переосмыслением своей дебютной короткометражной работы 1986 года «Мааппа». В центре сюжета — судьба эвенской девушки, которую отдают в неравный брак за богатого якутского купца. Режиссер, чей творческий метод на годы определил визуальную составляющую якутского кинематографа, в этот раз предлагает нам отправиться в роуд-муви по снежным просторам зимней Якутии. Зрителя ждут не только прекрасные пейзажи, но и та самая атмосфера соприкосновения с потусторонним, которую Романов искусно создавал в своих ранних фильмах. Соавтором сценария выступила Любовь Борисова, режиссер фильма «Надо мною солнце не садится» и недавнего призера российских фестивалей «Не хороните меня без Ивана».
Дата выхода — 2024/2025 годы
Дмитрий Давыдов («Пугало», «Нет бога, кроме меня») — один из самых радикальных якутских режиссеров, исследующий болевые точки республики Саха, возвращается в родное для себя пространство якутской деревни. Практически библейская история конфликта отца и сына умножена на два: нам предстоит следить за судьбой двух семей, в которых сыновья растут без матерей. Патриархальная драма или патриархальная деконструкция? «Чума» рифмуется с другим заметным якутским фильмом последних лет — «Тимиром» Николая Корякина, также препарирующим взаимоотношения отца и сына, но уже через оптику советского наследия. «Чума» уже была отмечена наградой гильдии кинокритиков на престижном европейском фестивале GO EAST в Германии.
Дата выхода — осень 2024
Совместная режиссерская работа Владимира Мункуева, победителя Карловых Вар за фильм «Нуучча», и Максима Арбугаева, номинанта на премию «Оскар» за документальный фильм «Выход», стала еще одним якутским проектом для продюсера Бориса Хлебникова. Статусности фильму, безусловно, придает и участие в нем в главных ролях актеров Юры Борисова («Купе номер 6») и Макара Хлебникова («Пингвины моей мамы»). Этот фильм — редкий пример русскоязычного кино из республики Саха. История двух братьев, живущих в поселке старателей, не обходится без криминального твиста и притчевости, к которой располагает сама природа Якутии. Она выступит и одним из героев фильма, быть может, даже оппонентом братьев, которые отправляются в трагическое путешествие.
Дата выхода — осень 2024
Якутские кинематографисты уже работали с жанром пеплума: стоит лишь вспомнить «Тайну Чингисхана» Андрея Борисова и «Тыгын Дархан» Никиты Аржакова, ставшие амбициозными попытками рассмотреть национальные сюжеты через масштабную форму исторического блокбастера. Марианна Сиэгэн, режиссер хита «Карина», в своих амбициях идет еще дальше. Она снимает первое историческое фэнтези, сюжет которого строится на эпосе «Олонхо», являющемся важным произведением для понимания самосознания народа Саха. Международная команда из Кыргызстана, Монголии, Турции, России и Германии работает над проектом с общим бюджетом более чем 50 миллионов рублей. Действие фильма происходит в древней Якутии; герои отправляются в Нижний мир, населенный духами, чтобы спасти похищенную красавицу Айкуо.
Дата выхода — 2024
Кинематограф Якутии принято определять как национальный, имея в виду причастность к народу саха по «праву рождения»; подразумевается, что режиссер или сценарист прожил часть своей жизни на территории республики и понимает ее культурные коды. Инга Шепелева родилась в Якутии, где ее семья прожила несколько поколений; уже подростком она переехала за пределы республики. Дебютный фильм Шепелевой «Белый пароход» стал ее попыткой возвращения в родные края. Также это авторский взгляд на распад Советского Союза, во время которого и происходит действие фильма.
Анонсированная как мистическая драма, эта история любви якутской учительницы-хористки и русского мужчины, директора школы, по форме вероятнее всего, будет напоминать мюзикл с элементами видео-арта. Оператором фильма Шепелевой, поэтессы и видеохудожницы, выступила Вероника Соловьева, также снявшая метафорическую картину «Город уснул» Марии Игнатенко. Последний попал в программу Берлинского кинофестиваля 2020 года.
Дата выхода — 2024 год
Творческий коллектив «Күн оҕолоро» («Дети Солнца») на протяжении уже десяти лет занимается созданием документальных фильмов, посвященных культуре и истории Якутии. По их картинам «Вторая республика» и «Я благодарен своему народу» (обе доступны на YouTube) можно изучить сложную и многослойную историю движения за самоопределение народа Саха.
Новая работа коллектива — это документальное исследование процесса возрождения архитектурной традиции «Могол Ураса», летнего берестяного жилища. На протяжении трех лет мастера со всей республики занимались кропотливой ручной работой, возводили не просто деревянные сооружения, но аллегорические символы возвращения утраченных знаний. Для авторов фильма и мастеров, запечатленных в кадре, «Могол Ураса» представляет собой модель мироздания, религиозный артефакт, который восстанавливает связь современного человека с древним культом земли.
Дата выхода — 2024 год
Сергей Потапов — пионер якутской новой волны, один из самых известных театральных режиссеров Республики Саха, чьи постановки идут как по всей России, так и за рубежом. Для этого авангардиста и талантливого мастера формы работа с якутским наследием является пространством эксперимента. Энергия автора, которую он сам определяет как «языческую», привлекает внимание не только театральной публики, но и якутских кинозрителей. Фильмы Потапова «Любовь моя», «Покуда дует ветер» и «Бог Дьесегей» уже считаются якутской классикой.
От его нового фильма «Король Лир» не стоит ожидать очевидной театральной экранизации. Судя по синопсису, это будет кинематографический эксперимент в жанре документального театра. Главного героя, пожилого мужчину Алексея, семья отправляет на «заслуженный отдых» в пансионат для престарелых. Этот пансионат становится площадкой, на которой молодой режиссер Дмитрий осуществляет постановку «Короля Лира». Съемки картины проходили в действующем пансионате с непрофессиональными актерами.
Дата выхода — 2024/2025 год
Константин Тимофеев — режиссер, который создает качественные локальные блокбастеры, умело управляя компактными бюджетами и при этом зарабатывая в прокате. В его фильмографию входят хорроры «Черный демон» и «Паранормальный Якутск», успешная фэнтези-франшиза «Бэйбэрикээн», а также экранизация классической истории любви «Лоокуут уонна Ньургуhун». Незаслуженно обделенный вниманием российских кинокритиков, Тимофеев возвращается с новым хоррором, который, судя по всему, имеет все шансы выйти за пределы республики.
Главная героиня — классический архетип якутского кино, деревенская девушка, переезжающая в большой город Якутск. Там она снимает небольшую квартиру по подозрительно низкой цене. Разумеется, за низкой арендной платой скрывается древнее зло, поселившееся в этом доме. Фильм аккумулирует в себе большинство классических мистических легенд, погружая зрителя в атмосферу потустороннего Якутска.
Дата выхода — 2024 год
В республиканском прокате только что закончились показы лирического семейного хита «Там, где танцуют стерхи» Михаила Лукачевского. Как и многие авторы якутского кино, Лукачевский из фильма в фильм активно осваивает новые жанры, не теряя при этом зрительского интереса. И в мелодраматических «Стерхах», и в триллере «Вертолет», участнике фестиваля «Окно в Европу», Лукачевский заставляет зрителя сопереживать своим героям, однако не перегибает с остросюжетностью и сентиментальностью.
«Триумф» — это проверка на прочность не только для автора, но и для киноиндустрии республики. История победы Романа Дмитриева, Павла Пинигина и Александра Иванова на Олимпиаде в канадском Монреале уже давно вошла в пантеон национальных побед якутского спорта. Зрительские ожидания высоки; дело даже не в исторической достоверности, а в том техническом уровне, которого хотят достичь создатели фильма. Команда картины планирует масштабное воссоздание канадских декораций на территории якутских объектов, а также использование высококлассной компьютерной графики и сложного пластического грима.
Дата выхода — 2024 год
Якутская анимация незаслуженно обделена интересом кураторов и исследователей, хотя в этой области происходят свои удивительные открытия. Анимационная студия Tundra уже выпустила два короткометражных мультфильма, основанных на традиционных якутских народных сказаниях. Трехмерная анимация, стилистически близкая к тому, что делает американская студия Laika, для якутского зрителя работает на подсознательном уровне, погружая его в те сказочные мотивы, что передаются от поколения к поколению благодаря устному народному творчеству. Авторы студии создали еще одну короткометражную анимационную работу под названием «Танха» — ее релиз ожидается в этом году.
Другой мультфильм, «Сүппүт суруктар» («Потерянные письма») художника Кыһыҥҥы Ойуур, — это фильм-опыт, погружающий в сновидения и воспоминания. Художественный метод, заключающийся в наложении двухмерной анимации на документальную хронику, идеально описывает антропологический термин «сопространственность». Вместе с героями этого мультфильма мы осознаем тот глубинный разрыв, что существует между нами и природой. «Мы — семь поколений до и семь поколений после», — слова закадрового рассказчика, звучащие не как нравоучение, но как бережное напоминание.
Дата выхода обоих фильмов — 2024/2025 годы
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari