В Геленджике подошел к концу пилотный Фестиваль актуального российского кино «Маяк». Программный директор Стас Тыркин собрал вместе 11 режиссеров, дебютантов и мэтров, к каждому фильму которых органично подходит эпитет «авторское». Попыткам изменить баланс сил или перекроить контурную карту индустрии создатели фестиваля предпочли симфоническое сложение программы. «По законам музыки», как сказала участница конкурса Любовь Мульменко, окончательно перешедшая своим фильмом «Фрау» границу между успешным сценаристом и подающим большие надежды режиссером. Фильмы конкурса спаивались тематически, географически, подчас и эстетически. Один фильм на свой лад подхватывал дыхание другого, но курсирующие по всей программе мотивы разнились в деталях — с поправками на сломанный временем телефон. О картинах и о тенденциях, выхваченных светом «Маяка», рассказывает Сергей Кулешов.
Михаил Местецкий предположил, что сегодня проблема не в глуховатых абонентах, а в отсутствии лимфоузла, «уандер-элемента», мешающего слышать и ощущать связь с Другим. Герой его «Года рождения» — фильма открытия фестиваля и первой за девять лет работы режиссера — донашивает миф о великой панк-банде «Яичный свет» из своего родного Металлогорска. Сыгранный Эльдаром Калимулиным («Лучшая мужская роль») Филипп превратил свою квартирку в музей, где фартук Сопли, фронтмена группы (Юрий Борисов), хранится бок о бок с бензопилой, которой эпатажный музыкант отсек себе голову (не смертельно — выручил клей ударника Костолома). Соседству артефактов с фанатом, лелеющим мечту о первом рок-фестивале в городе, мешают появление Марины (Анастасия Талызина) и положительного теста на беременность.
На подкасты о творчестве «Яичного света» больше нет времени. Тот самый «уандер-элемент», открытый Соплей для того, чтобы слышать звуки всего — событий, людей, явлений, — остается поврежденным. При посредстве будущего тестя Филиппа идея металлогорского Вудстока быстро фаршируется в предприимчивый «Русский студень» — провинциальную ярмарку мясной продукции. Начинать фестиваль с фильма, где протагонист сам себя обезглавливает, — вполне в духе практикуемых Местецким мокъюментари-техник, самоизобличительных и провокационных.
Но и забыть о том, что именно этот человек снял «Тряпичный союз» не получается: «Год рождения», мимикрируя то под ромком, то под постмодернистскую оду панк-культуре (привет «Королю и Шуту»), оказывается горькой сказкой об утраченном времени. Где даже грубоватая песенка «Але, Марина» может стать гимном нашего сегодняшнего бегства в эскапизм.
Во второй конкурсный фильм зритель «въезжал» тем же путем, что и в первый. Проникая через арку провинциального двора в пространство мифических 90-х. Здесь обитает большой русский поэт Борис Рыжий, сыгранный лидером группы «Макулатура» (и писателем, о чем часто забывают рецензенты) Евгением Алехиным. Он обильно пьет, держится за друзей и ловит в пейзаже свердловского Вторчермета нужные, единственно точные слова.
Семен Серзин после абсурда гротескного («Человек из Подольска») и готического («Похожий человек») уходит в абсурд бытовой, воскрешая для этого гения. Орудуя, как и Местецкий, VHS, заявляя на экране титанов-маргиналов (в числе самых сочных камео — Иван Пинженин и Леха Никонов из ПТВП), отвлекая главного героя от стихов разборками с бандитами и попытками прокормить семью. Натурализма хоть отбавляй в лицах героев (к животной харизме Алехина прибавляется актерская Евгения Ткачука, Евгения Серзина и Олега Рязанцева), зато соседство Евтушенко (Олег Гаркуша) и Летова (Александр Ильин — младший) становится как раз показателем абсурдности теплой на воспоминания вселенной Рыжего. Где «школьный двор в районе Вторчермета» может вдруг сконцентрировать в себе всю «земную шваль».
В полку поэтических ЖЗЛ («Ника», «На тебе сошелся клином белый свет») прибыло. Серзину и автору сценария Савве Минаеву не удалось только до конца ответить на вопрос: поэта надо актуализировать в угоду ревущей эпохе или мумифицировать ради застойных времен? Творчество, как выяснил еще протагонист «Года рождения», — это маршрут между детской кроватью и письменным столом. И все равно кино дает иллюзию, что мы можем выбирать — двигаться по этому пути вприпрыжку или маршировать.
Муж оставил Марию с двумя детьми в истрепанном наукограде. Куда он испарился? Женщина уверена, что супруг сопровождает ее всюду, просто на мир глядит из другого измерения. Пока наукоград собираются ликвидировать, в город прибывает коллега Машиного мужа, а за ней начинает ухлестывать местный дальнобойщик. Теперь женщине придется выбрать себе жизнь — новую или невидимую?
Антон Бильжо, заматеревший на съемках странных сказок («Сказание о нас с Евгенией», «Рыба-мечта»), ушел в сай-фай, но себе не изменил. В центре всего — мелодрама, только окружена она атмосферой постсоветского «Твин Пикса» и снята на «рыбий глаз». Гипнотический синий, заполняющий пространство кадра, напоминает о «Синем (же) бархате», как и изъеденное насекомыми лицо Олега Гаркуши, которое рифмуется со знаменитым ухом в траве из фильма Линча. Нарратив крошится на сны и явь, а ландшафт — на трескающиеся НИИ и серые огрызки лесополосы.
Формальное решение только подчеркивает проблему — отсутствие всяких каналов коммуникации. Не только «тот» и «этот» миры тонут в бессвязности: родители не находят слов для детей, а у номенклатуры кончились рычаги воздействия на тонущих в сюрреальном пространстве уборщиках. Хмарь победит только любовь. Даже почти невидимая ее капля.
Олег Гаркуша в роли батюшки, перевоспитывающего глухонемую уголовницу (Василиса Перелыгина), кажется столь несообразным прочим главным героям «Маяка», что берет оторопь. Его персонаж, по-балабановски меряющий зиму шагами под «Аукцыон», скучает по попадье, заботится об умирающем старике, нехотя получает по голове квадрокоптером (его две встречи с мальчиком в VR-шлеме — комедия положения в чистом виде). И от Бога получает главный вызов: хочешь, дескать, наладить со мной контакт — научись понимать девушку с инвалидностью, причастную к поджогу церкви.
Георгий Лялин со своим вторым фильмом (прошлый, «Распутье», набухал суровостью работ Юрия Быкова) идет в сторону «социальных кинозалов» и сужает пространство смыслов до внятных метафор духовного кризиса. Оставляя себе однако возможность похитрить, недвусмысленно обыгрывая дело Pussy Riot и противопоставляя в кадре религию и геймификацию. В этом кино есть что-то наивное, но ценное. Блатная ирония ли, аура ли фильма, найденного случайным переключением ТВ-каналов. Доброта, которую почти-почти, вот-вот, смял арт-мейнстрим. Твердо ясно, что с этим делать; решительно неизвестно — зачем.
В «Контактах» человечество переживает 30-летний период совместной жизни с инопланетянами, но никак не может связать с ними и двух слов. В «Эре» одинокая мать ухаживает за сыном на коляске в ущерб личной жизни. Герои «Королевства» («Лучший дебют»), воспитанники детского дома, не знают, что за причитающимися от государства сотнями тысяч рублей и выпускной попойкой наступает скупое взрослое молчание.
Дебютанты, как ни удивительно, продолжают все активнее перерабатывать наследие советского прошлого. Именно замшелая партийная система 80-х заперла пришельца «Виталика» в НИИ, именно консервативность науки мешает главной героине — медсестре Нине — наладить с ним контакт. «Эра» — не только название фильма, но и имя главной героини, данное ей матерью-диссиденткой в честь кастомного радиоприемника. Гиперопека и граничащая с маразмом жертвенность есть шлейф той эпохи («раньше, сыночек, все черно-белым было — такой был телевизор»). Про брошенных всеми подростков из «Королевства» и говорить нечего: развал страны повлек резкое заселение детдомов и они стали, по сути, удобным способом игнорировать, но не решать проблему. Казенные барыши пускаются на самотек, социальные лифты гудят о перегрузе, а свалившиеся с неба суммы и свободу никто не готов учиться тратить.
И пусть в каждом фильме ощущаются разные источники вдохновения. «Прибытие» и «Уховертка» в «Контактах», Муратова и Арно Деплешен в «Эре», Кассаветис (не зря Хамидходжаев за очень точное подражание стилю получил награду «За лучшую работу оператора») в «Королевстве». Но их вновь роднит тема некоммуникабельности, глобальной эрозии слов, символов и смыслов.
В якутском селе друг напротив друга живут две неполные ячейки общества. Как-то один глава семьи, дерзкий и самоуверенный, избивает другого, робкого. Сын пострадавшего проникается сперва необъяснимой симпатией к обидчику своего отца.
Стальной монохром, заигранный здесь одним из главных якутских авторов Дмитрием Давыдовым («Лучшая работа режиссера»), может и не бередить нервы, но выносит частную историю на уровень библейской притчи. Монтируя друг с другом сцены взаимодействия отцов и детей на двух кухнях, Давыдов убедительно доказывает: чужеродные субстанции ни смешать, ни склеить не удастся. Вывод, актуальный не только для отдаленного якутского села, но и, судя по новостям, для всей планеты.
Жаль только, что финал с раскрасившим экран северным сиянием многим покажется чрезмерно дидактическим. Но с чем трудно поспорить, так это с тем, что в извечной борьбе добра и зла локальную победу одержал сам Дмитрий Давыдов, окончательно утвердив себя в звании одного из главных авторов нашего кино.
Встретились два одиночества — продавец рыболовного инвентаря Ваня и балерина Кристина. Он живет в оставшейся от бабушки квартире, всех женщин зовет «фрау» и обожает пересматривать советскую «Легенду о Тиле». А у нее — уставшая мать и въедливая бабушка, погибший отец и женатый любовник. Странный начинает таскать несчастной цветы после выступления — и вот они уже живут в одной квартире, вместе слушают радиоспектакли, готовятся жениться. Только фрау Кристина как-то грустна, а Ваня как-то «соскучился по одиночеству».
После нежного, во-многом импровизационного «Дуная» было ясно, что сценарный талант Любови Мульменко («Лучший сценарий») органично сосуществует с открывшейся в ней режиссерской тактильностью. «Фрау» — доказательство нового авторского уровня, проявленное в выстроенности кадров и визуальной драматургии. Советский антураж Ваниной жизни бьется с меланхоличным цинизмом современности, клубящейся вокруг Кристины. Исполнившая ее роль Лиза Янковская («Лучшая женская роль») почти повторяет свой же образ Ники Турбиной, но значительно расширяет эмоциональный диапазон: зритель может застать Кристину и в проблесках почти подросткового счастья (героине по сюжету 29 лет), и в старушечьей усталости от жизни. Ее партнер Вадик Королев тоже выходит из зоны комфорта, предпочтя привычной по прошлым актерским работам отстраненности легкую аутичность — милую, с топориком в рюкзаке, и трагичную, с наушниками на тонком льду.
Съемки проводились в Перми, но фильм кристаллизовался в сердце. В сердце Любови Мульменко, которое не берут никакие заморозки. Она любит своих героев и носит для них, прямо за пазухой, соленый кусок счастья, которым не гнушается делиться, даже разведя их по разные стороны друг от друга и от современности. А дню сегодняшнему так не хватает хоть одного аккуратного красного абзаца.
Новый фильм Алексея Федорченко с трудом поддается описанию. Надежда Васильева-Балабанова на паблик-токе с жюри, к примеру, назвала «Новый Берлин» и его автора «Моной Лизой». А «Джоконду» не живописуют, к ней на разные лады приглашают.
Мокьюментари, состоящее из двух больших глав — «Тайна 500 пропавших девственниц» и «Енотовый город», — в которые входят мини-фильм (кажется) учеников Марины Разбежкиной, снятый в Колумбии, и история облюбовавших Антарктиду нацистских енотов. Весьма реалистическая манера съемки в первой половине противопоставлена художественной эквилибристике из наследия ацтеков и эстетики Третьего рейха, бункеров и жертвоприношений — во второй.
Если не купились на описание — можете проворонить логичное продолжение подвигов Федорченко на ниве чудной эклектики. Чуть менее смешно, чем в «Змеях Улли-Калле», но куда безумнее, чем во всех киноэкспериментах этого сезона.
Фильм закрытия, полнометражный дебют Анны Кузнецовой, Гран-при. Неожиданный удар по представлениям об актуальном подростковом кино. Школьный театральный кружок из Калуги едет в Сочи соревноваться в сценическом искусстве. Руководитель и режиссер, молодая девушка Таня (Дарья Савельева), вынуждена соседствовать и работать вместе со строгим завучем Марией Генриховной (Полина Кутепова). Пока дети борются с юношескими противоречиями, женщины пытаются обуздать друг друга и нрав придирчивых организаторов, выдвигающих абсурдные требования.
Анна Кузнецова составила не только эмоциональный актерский дуэт, но и собрала самый честный подростковый ансамбль. Первые сближаются до недопустимой чванливым обществом близости, вторые — учатся радоваться творчеству, даже сквозь ограничения и препоны. Странным образом, содержание фильма оказывается реакцией на его судьбу: ленте дали прокатное удостоверение только на день премьеры на «Маяке». Свобода, с которой камера выхватывает драматичные фразы героев: «А что с нами будет дальше?» (кружок грозятся закрыть по окончании фестиваля), «Я, что, не имею права на творчество?» — манифестирует противоречия между ходульной системой запретов и живым творчеством.
Звание главного фильма фестиваля неизбежно накладывает ответственность — пусть сегодня ее синонимом и становится слово «ограничения». Зато с понятием актуальность, по крайней мере до следующего «Маяка», разобрались.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari