Этот выпуск «Искусства кино» посвящен сериальному мышлению. Внутри — рецензии на самые громкие зарубежные сериалы последних лет, рассуждения о положении дел в российской индустрии онлайн-стримингов, а также размышления о сериальности в музыке и театре, сегодня и в прошлом, на экране — и в жизни.

Архивное кино с Марголитом: второй сеанс

«Мичман Панин», 1960

Новая, уже вторая подборка архивных фильмов от Евгения Марголита. В диапазоне от приключенческой комедии на историко-революционном материале до «застойной» экранизации Чехова.

«Завтра, третьего апреля…», «Ленфильм», 1969, цв.
«Завтра, третьего апреля…», 1969

Автор сценария: Владимир Валуцкий

Режиссер: Игорь Масленников

Оператор: Владимир Васильев

Художник: Виктор Волин

Композитор: Александр Колкер

В ролях: Наталья Данилова, Слава Горошенков, Эннекен Аксель, Александр Демьяненко, Лариса Малеванная, Павел Луспекаев, Людмила Волынская, Виктор Ильичев. Константин Райкин и др.

Комедия о шестиклассниках, которые решили второго апреля устроить «день без вранья», — одна из лучших работ раннего Игоря Масленникова. Еще по-оттепельному легкая и озорная, она, однако, предчувствует приход новых, совсем не легких времен. Поэтому, как писала Любовь Аркус, «невеселая мудрость этого веселого повествования близка, скорее, взрослому, зрелому уму».

«Изыди!...», «Ленфильм», 1991, цв.
«Изыди!...», 1991

Авторы сценария: Дмитрий Астрахан, Олег Данилов

Режиссер: Дмитрий Астрахан

Оператор: Юрий Воронцов

Художники: Сергей Коковкин, Мария Петрова

Композитор: Александр Пантыкин

В ролях: Отар Мегвинетухуцеси, Тамара Схиртладзе, Татьяна Кузнецова, Александр Лыков, Владимир Кабалин, Валентин Букин, Виктор Михайлов, Николай Рыбников, Ксения Раппопорт, Анна Лисянская и др.

Кино, напоминающее нам, как сказал однажды его постановщик Дмитрий Астрахан, что «евреи не только молятся, иногда они дерутся». Оно выросло из страхов и надежд перестройки. Фантазия на темы Шолом-Алейхема, Куприна, Бабеля под музыку «дедушки уральского рока» Александра Пантыкина — его экранный дебют, где зрительный зал то хохочет, то замирает от ужаса, и все завершается совершенно потрясающим финалом.

«Счастье Анны», «Ленфильм», 1970, ч/б
«Счастье Анны», 1970

Авторы сценария: Владимир Сойкин, Юрий Рогов

Режиссер: Юрий Рогов

Оператор: Эрнст Яковлев

Художник: Семен Малкин

Композитор: Валерий Гаврилин

В ролях: Валентина Теличкина, Леонид Дьячков, Георгий Штиль, Николай Гриценко, Леонид Быков, Евгений Тетерин, Любовь Соколова и др.

Как мог бы выглядеть «Комиссар» в рамках позднего соцреалистического канона? Юная коммунистка с новорожденным младенцем (отец считается погибшим) возвращается с фронтов Гражданской войны в родное село и окунается в водоворот социальных и любовных страстей. На месте Нонны Мордюковой — молодая Валентина Теличкина в одной из первых своих главных ролей. Зрелище странноватое, но притягательное.

«Мичман Панин», «Мосфильм», 1960, ч/б
«Мичман Панин», 1960

Авторы сценария: Семен Лунгин, Илья Нусинов

Режиссер: Михаил Швейцер

Оператор: Тимофей Лебешев

Художники: Лев Мильчин, Ирина Шретер

Композитор: Вениамин Баснер

В ролях: Вячеслав Тихонов, Леонид Куравлев, Николай Сергеев, Леонид Кмит, Иван Переверзев, Никита Подгорный, Лев Поляков, Григорий Шпигель, Михаил Глузский, Евгений Тетерин, Лариса Кадочникова, Лидия Смирнова и др.

Приключенческая комедия на историко-революционном материале да еще и с вкраплением пародийной стилизации под раннюю киномелодраму — чрезвычайно удачный жанровый опыт будущего постановщика «Золотого теленка». Вячеслав Тихонов впервые примеряет на себя непроницаемую маску героя, ведущего смертельно опасную двойную игру, а будущий Шура Балаганов — Леонид Куравлев — дебютирует по окончании ВГИКа в роли его помощника.

«Каштанка», Киностудия им. Довженко, 1975, цв.
«Каштанка», 1975

Автор сценария: Виктор Говяда

Режиссер: Роман Балаян

Оператор: Александр Итыгилов

Художник: Давид Боровский

Композитор: Владимир Губа

В ролях: Олег Табаков, Лев Дуров, Слава Борисов, Юрий Дубровин

Роман Балаян («Полеты во сне и наяву», «Поцелуй», «Храни меня, мой талисман») и Олег Табаков превращают известный всем с детства чеховский рассказ в изысканный монофильм об одиночестве печального клоуна. Работа оператора Александра Итыгилова и великого художника Театра на Таганке Давида Боровского — шедевр изобразительности, притом тонкой и умной.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari